Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в игровой форме | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 02.11.2021

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Шалаева, С. Ю. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в игровой форме / С. Ю. Шалаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 279-283. — URL: https://moluch.ru/archive/386/84921/ (дата обращения: 16.12.2024).



На мой взгляд, существует удивительный феномен — когда человек чувствует, что его принимают таким, какой он есть, он становится другим: лучше, добрее, совершеннее.

В школе учитель должен помочь детям научиться принимать и любить самих себя, почувствовать собственную значимость.

Модернизация содержания образования в современной школе, введение ФГОС третьего поколения требуют учитывать возрастные и психологические особенности учеников всех классов. На первое место выходят: развивающий характер обучения, учет индивидуальных особенностей, возможностей учащихся. Главное, чтобы ребята не были перегружены.

Учитель может и должен способствовать тому, что дети будут самостоятельно решать проблемы и принимать ответственность за эти решения.

Учитель должен действительно хотеть помочь ученикам, у которых есть трудноразрешимые проблемы, к этому желанию должно быть приложено и время.

Все это подтолкнуло меня к поиску новых форм обучения. В своей работе учителя русского языка и литературы мне не раз приходилось задумываться о том, как выстроить свой урок таким образом, чтобы ребята усвоили содержательную часть предмета, но при этом сохранилась возможность давать толчок творческому и интеллектуальному потенциалу ученика как можно чаще. Не стоит забывать и о благоприятной среде, в которой должен находиться ученик, об оборудовании и технических средствах, обеспечивающих всесторонний, естественный и живой учебно-воспитательный процесс.

Нужно раскрепостить мысли ребенка, создать на уроке атмосферу, необходимую для творчества. Создавать взаимоотношения педагога и школьников, которые позволили бы успешно усвоить знания и личностно развиваться, учителю — реализовать себя и воплотиться в своих подопечных.

Считаю, что в школе должна быть взаимозависимость каждого участника педагогического процесса в отличие от прежней полной зависимости ученика от преподавателя.

Представляется, что в учебно-воспитательном процессе серьезную роль должен сыграть психологический подход к обучению наших учащихся, поэтому, начиная с 5 класса, я ввожу в занятия игры и задания, используя психологические особенности своих учеников, а дома предлагаю обязательное чтение вслух текстов по литературе и правил по русскому языку. Таким же обязательным я считаю пересказ вслух, что развивает общеучебные навыки учащихся.

Хочется поделиться некоторыми заданиями и упражнениями, связанными с развитием творческих способностей у учащихся разных классов.

Имея второе психологическое образование, я обратилась к некоторым упражнениям и играм [2,3], которые адаптировала к работе по русскому языку и добавила свои наработки.

Вот некоторые из них.

Упражнение № 1 «Прикосновение к творчеству»

(Этому упражнению можно уделять 5–10 мин. на уроке, а затем более подробно разобрать на факультативном занятии)

Упражнение учит аргументированно выстраивать свое суждение на заданную тему, формирует внутреннюю готовность, что творить может каждый.

Упражнение состоит из 2 этапов:

1 этап Задание дает учитель: «На листе бумаги за 5 минут написать 5 ответов на тему «Что движет словесным творчеством».

Зачитываем ответы: например, внутренняя свобода, воображение, уровень образованности, вдохновение, желание понять себя и мир, желание самовыразиться, желание заработать, человеческие эмоции, различные мысли, движения души и т. д.

Необходимо слушать все ответы, т. к. учащиеся настраиваются на определенную мысль, ритм, вдохновение. Поблагодарить всех, похвалить.

2 этап Раздать ученикам карточки, где написаны самые разные фразы. Их можно придумать, например:

—Ветер дул с реки, нагоняя туман…

—Путешествует счастье…

—Котенок соскочил с дивана и улегся на коврик перед камином…

Дается 10–15 мин. для написания творческой работы (эссе, рассказ и т. д.)

Пишут все: и учитель, и ребята. Начать работу нужно с предложенной фразы. Когда работа закончена, все прикрепляют свои неподписанные листки на магнит на доску. Все ходят и читают. Никакой оценки. Просто прикосновение к творчеству. Похвалить всех, поблагодарить за работу.

Упражнение№ 2 «Одна минута на разговор»

Упражнение задействует два канала восприятия информации: кинестетический и аудиальный. (Ученики слышат правильно произносимые слова и артикулируют ртом).

Это упражнение лучше всего проводить по теме повторение в разделах «Орфография» и «Фонетика».

Работают 3 ряда в классе. Дать время для подготовки, объявив тему каждому ряду, например,1ряд-произносит имена существительные с непроверяемыми гласными в корне слова; 2 ряд-с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением; 3 ряд- с чередующимися гласными в корне слова.

Произносить слова, четко артикулируя по слогам, через минуту — смена говорящего.

Побеждает ряд, давший больше правильных ответов.

Упражнение № 3 «Продолжи правило»

Упражнение формирует умение оперировать терминологией предмета, формирует внимание, ответственность за свою работу, задействован визуальный канал восприятия информации.

На листке один ученик пишет начало ответа на тему домашнего параграфа и передает соседу, который пишет второе предложение, передает следующему и так до конца ответа. Последний зачитывает правило и высказывает суждение по поводу его правильности.

Упражнение № 4 «Литературный герой»

Упражнение хорошо работает на уроках литературы, развивает мышление учащихся, учит умению логически грамотно выстраивать свой ответ, помогает словесному творчеству учеников, развивает аналитическое мышление.

Участвуют две соперничающие команды. Ученики выстраиваются через одного (по очереди из разных команд) и начинают творить коллективное повествование (по одной фразе). Задача одних — показать положительные качества литературного героя, других- представить его в самом невыгодном свете. Судьи — класс, который слушает рассказ. Слушатели аргументированно объясняют, кто был убедительнее.

Упражнение № 5 «Построение сообщения по алгоритму».

Упражнение развивает умения: строить связное монологическое высказывание, составлять тексты разных типов: повествование, рассуждение, описание.

Задать тему. Тема может быть любой: из школьной жизни, из жизни города, любое политическое событие, тема, взятая из литературного произведения и т. д.

Учитель заранее составляет алгоритм, например,

  1. Факт (что произошло)
  2. Причины, повод
  3. Сопутствующие события
  4. Аналогии и сравнения (из литературы, из своего опыта)
  5. Последствия

Упражнение№ 6 «Вспомни пословицу (поговорку, загадку)»

Упражнение формирует умение облекать свои мысли в слова, развивает мышление, в данном случае процессы анализа и синтеза.

Вспомнить какую-нибудь загадку, пословицу, поговорку, фразеологизм и отследить, какие мысли появляются в голове во время решения загадки, во время обдумывания смысла фразеологизма или пословицы. Высказать свои мысли в форме связного текста.

Упражнение № 7 «Дай название рассказу»

Упражнение позволяет научиться выражать мысль одной фразой.

Можно устроить небольшое соревнование по рядам: к небольшому тексту необходимо подобрать как можно больше названий, отражающих его основную мысль (проблему). Заглавия могут строгими, логичными, формальными, образными, яркими, эмоциональными и т. д. Учитываются ответы любого типа.

Упражнение № 8 «Вырази мысль другими словами»

Упражнение формирует умение оперировать словами, обогащает лексикон учащихся, вводит в активный словарный запас ученика новые слова.

Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень жарким» (или любая другая). Учащиеся должны предложить несколько вариантов передачи этой мысли другими словами. Ни одно слово в других предложениях не должно повторяться. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше вариантов предложенного предложения.

Упражнение № 9 «Сюжетомешалка»

Упражнение координирует внимание, укрепляет память, формирует умение сочинять текст на заданную тему, расширяет словарный запас учащихся.

6–10 человек садятся в круг. Первый начинает сочинять историю (текст) на заданную тему, например, «Прелести зимнего дня», «Мы — новое поколение» и т. д.

2-ой начинает свой сюжет

3-ий продолжает историю 1-го

4-ый продолжает текст 2-го

5-ый продолжает историю 3-его и 1-го

6-ой продолжает историю4-го и 2-го

И так по кругу. При большем количестве участников следует подобрать больше сюжетов.

Упражнение№ 10 «Сочини сам»

Упражнение учит вдумчивости, внимательности, умению применять правила на практике.

Объявляется тема, например, «Сложноподчиненное предложение с различными видами придаточных».

Учащиеся работают по рядам. Первый ученик придумывает главное предложение, второй добавляет к нему несколько придаточных предложений, третий указывает, какие это придаточные, четвертый указывает вид связи между ними, пятый чертит схему, шестой озвучивает и анализирует всю проделанную работу, исправляя ошибки.

Упражнение № 11 «Композиция»

Упражнение помогает повторить темы, связанные с конструированием предложений, воспитывает чувство товарищества и взаимопомощи.

Участвуют 5–7 человек. Каждый участник должен заготовить 1 предложение по схеме, которую он получил на карточке. Схемы должны быть самыми разными. Каждый участник называет свое предложение, водящий, обдумав услышанное, выстраивает участников в нужном ему порядке, чтобы получился рассказ. Затем он «включает» по очереди учеников, произносит 1–2 фразы связки и «включает» другого ученика. Доведя действие до конца, водящий заканчивает рассказ.

Упражнение№ 12 «Поймай слово»

Упражнение развивает ассоциативность речи, умение логически мыслить, переключаемость внимания.

Играют 3 человека. Первый высказывает некоторое суждение, например,

«Любой язык состоит из слов. Изучать язык, не изучая слова, нельзя. Попробуйте сказать, сколько слов на свете? Возрастает или уменьшается их число? Чего больше в нашем языке — исконно русских слов или пришлых, заимствованных?»

Второй ученик пересказывает это суждение своими словами, а в это время 3-й участник предлагает ему слова, не связанные по смыслу с суждением.

Задача 2-го участника: вставить их в свою речь, не изменив суть суждения, предложенного 1 участником. Потом можно поменяться местами.

Упражнение № 13 «Одна минута»

Упражнение способствует формированию внимания, углубляет знания учащихся по обсуждаемой теме.

Учитель объявляет тему, например, «Способы сжатия текста» или «Виды придаточных предложений».

Дается несколько минут на подготовку. Каждый ученик высказывает любую информацию по заданной теме, говорить нужно 1 минуту, повторяться нельзя. Выслушать несколько человек.

Упражнение № 14 «Стилистика»

Упражнение формирует стилистическую грамотность учащихся.

Раздать карточки с парами слов (вместе с толкованием лексического значения слова). Первый вариант задания: придумать два предложения, правильно использовав предложенные слова).

Например:

Каточка № 1

  1. Невежа (грубый, невоспитанный человек)
  2. Невежда (необразованный, не сведущий в какой-либо отрасли человек)

Карточка № 2

  1. Преобразить (изменить вид)
  2. Преобразовать (переделать, перестроить, превратить во что-то другое)

Карточка № 3

  1. Комплект (набор каких-либо предметов)
  2. Комплекс (сочетание каких-либо действий, свойств)

Или второй вариант задания:

На карточках предложены предложения со стилистическими ошибками, исправить их, предложив правильный вариант, устно объяснить причины неточности.

  1. У нас много сообщников (правильно — единомышленников) среди простых людей.
  2. Трудно было им противопоставлять (противостоять) такому натиску.
  3. Постепенно человек укрощал (приручал) диких коз, свиней и других диких животных.
  4. Мы предупредительно (предусмотрительно) захватили с собой веревку и фонарик.
  5. Врач взял ланцетом (пинцетом) кусочек ваты.
  6. Девушка ответила дружественным (дружеским) пожатием руки.
  7. Народные массы терпели двойственный (двойной) гнет.
  8. Впереди простирались болотные (болотистые) луга, дальше местность была горная (гористая).
  9. Останки (остатки) пищи старушка бережно спрятала.
  10. За последние годы наш город значительно преобразовался (преобразился).

Упражнение № 15«Кто больше?»

Упражнение помогает обогатить словарный запас учащихся.

Подобрать к данным выражениям синонимичные фразеологизмы, крылатые выражения. Приготовить карточки, например:

  1. Бежать очень быстро ( со всех ног, во всю прыть, без оглядки, сломя голову, на всех парусах, только пятки сверкают, на всех парах)
  2. Сделать что-нибудь очень быстро ( в один миг, в мгновение ока, в два счета )
  3. Бездельничать, заниматься несерьезным делом ( бить баклуши, валять дурака)
  4. Быть невнимательным, пропускать главное в каком-нибудь деле ( считать ворон, считать мух)

(Жирным шрифтом выделены ответы).

Упражнение№ 16 «Скажи комплимент»

Упражнение развивает доброжелательность в коллективе, объединяет учащихся, дает понимание ценности доброго слова

В конце урока, где использовались упражнения, ученики (по желанию) говорят тем, кому захотят, добрые слова по поводу участия в уроке. Говорить нужно аргументированно и доброжелательно.

Упражнение № 17 « Работа с текстом»

Упражнение помогает:

– отрабатывать умение определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста;

– формировать умение понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приёмы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла;

– формировать положительную мотивацию к изучению русского языка.

– проводить нравственное воспитание через осмысление глубинного содержания текста;

– проверить лингвистическую (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений), языковую (практическое владение языковыми нормами) и коммуникативную (владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания) компетенции учащихся на данном этапе освоения учебного материала.

Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Письмо десятое

Честь истинная и ложная

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная — всегда в соответствии с совестью. Честь ложная — мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Какова тема этого текста?

Определите основную мысль текста.

— Определите тип речи и стиль текста.

Укажите стилевые черты.

Укажите слова эмоционально-экспрессивные, те, которые дают настроение всему тексту.

— К какому пласту лексики они относятся?

— Найдите ключевые слова в этом тексте.

Работа проходит по «цепочке», каждый высказывает свою точку зрения., принимаются все высказывания

Упражнение 18

Составьте синквейн со словом “Честь ” (Совесть, Родина, обязанность, достоинство и т. д.)

Синквейн.

1 — ключевое слово.

2 — два прилагательных, характеризующих данное понятие.

3 — три глагола, показывающих действие этого понятия.

4 — короткое предложение, показывающее свое отношение к проблеме, теме.

5 — одно слово (обычно сущ.) или другое слово, через которое вызываются ассоциации, чувства, связанные с понятием.

Упражнение № 19

Работа с текстом.

– сформулировать главную мысль;

– поиск изобразительно-выразительных средств в тексте (работа по рядам на время)

– оценивание ответов соперников

– достигаем личностного результата — быть ответственным при выполнении задания, честным при оценке ответа товарища и самооценке.

Каждое время года прекрасно по-своему. Я, например, люблю бродить зимним тихим вечером по заснеженным улицам и любоваться природой, уснувшей до весны. Я выхожу на улицу. Дышится глубоко и свежо. Деревья покрыты шапками снега. На верхушках — снежные пирамиды. Солнце уже закатилось, и небо на горизонте нежно-розовое. Незаметно темнеет, и на улицах зажигаются фонари. От их света снег искрится маленькими огоньками. Я иду по вечерней улице и любуюсь зимним пейзажем.

Жемчужинки-снежинки тихо падают мне на ладошки. По-моему, нет ничего интереснее, чем любоваться их причудливой формой. А снег все усиливается. И вот уже не искрящиеся капельки, а причудливые хлопья падают с неба. А подует ветерок — и серебряная пыль кружится в воздухе. Мне кажется, миллионы маленьких алмазов вьются под уличными фонарями. Поднимешь голову — и увидишь хрустальные сосульки необыкновенной формы.

Во дворе слышится какой-то шум. Это ребятишки радуются выпавшему снегу. Несколько минут — и готова снежная баба с метлой в руке. Но мне пора возвращаться. Я получила необыкновенный заряд бодрости. Как будто матушка-зима вдохнула в меня новые силы. Зимний вечер, я думаю, неповторимое по красоте и ощущению время.

Упражнение № 20

Работа с текстом

– сформулируйте главную мысль;

  1. Есть ли синонимы у слов Святогор, Илья Муромец (I вариант), трава, деревья (II вариант)?
  2. Подберите современные синонимы к устаревшим словам зов, жалуй (I вариант). Найдите слова, у которых есть омонимы, и запишите их (II вариант).
  3. Объясните значение слова полоса в словосочетании полоса жизни (I вариант), встает в словосочетании встает перед глазами (II вариант). Составьте словосочетания, в которых эти слова выступают в других значениях.
  4. Подчеркните в тексте слова, которые имеют антонимы.
  5. На скорость выделение орфограмм в тексте, взаимопроверка

Иногда попадаешь в такую полосу жизни, плывешь, как по течению, детский мир вновь встает перед глазами. Деревья густолиственные собираются и шепчут: «Жалуй, жалуй, гость дорогой!» Являешься на зов и там будто забытую страну открываешь.

Но как малы оказываются предметы в этой стране! Деревья, раньше казалось, до неба хватали, трава росла до крон, а все дерево — большой зеленый шатер. Теперь и комнаты, и деревья — все стало маленьким, и трава до крон не хватает. Может быть, так и народы, когда расставались со своими любимыми предками, делали из них богатырей — Святогора, Илью Муромца? (М. Пришвин.) 89 слов

Правописание безударных гласных в корне, корней с чередованием гласных, ъ в окончаниях глаголов, окончаний прилагательных. Знаки препинания при вводных словах, обращении, прямой речи, однородных членах предложения с обобщающим словом, в сложном предложении.)

Упражнение 21 «Работа по аналогии»:

Предлагаются 3 текста различных типов: описание, повествование, рассуждение

Предлагается написать свои варианты трех типов текста, работа по рядам, затем оценка с комментарием, выбор лучших работ.

Описание Хороша осень в лесу. разноцветные листья шуршат под ногами. все деревья горят ярким пламенем. и только мелкий дождь портит это великолепие буйства радости и красок.

Повествование . Вчера шел дождь, и я ходила в магазин. В магазине я повстречала нашу давнюю знакомую тетю Тамару. она — то и рассказала мне этот забавный случай о собаке.

Рассуждение — «Если я пойду гулять, то мама меня наругает, а если сделаю уроки, то похвалит, так что же выбрать?» — всё думал маленький Витя и не заметил, как прошел весь день, в итоге он ничего не сделал.

Литература:

  1. Кубанская школа: научно-методический журнал,2009, № 1.-с.27
  2. Психотренинг: игры и упражнения, Николай Цзен, Юрий Пахомов, М. «Класс»,1999
  3. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/07/16/dialog-s-tekstom-tekhnologiya-podgotovki-k-gosudarstvennoy
  4. http://claw.ru/book14/009.htm
  5. http://shktut.ru/pomogaem-s-zadaniyami/russkij-yazyk/malenkie-primery-teksta-opisaniya-povestvovaniya-rassuzhdeniya/
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, слово, текст, работа, русский язык, умение, ученик, корн слова, Совесть, Честь.


Похожие статьи

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках иностранного языка

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Развитие творческих способностей детей на уроках технологии и во внеурочное время

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Похожие статьи

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках иностранного языка

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Развитие творческих способностей детей на уроках технологии и во внеурочное время

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Задать вопрос