Государственная образовательная политика выдвигает в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по его мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Их задача сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении нового материала. Игровые технологии логично использовать на уроках в 5–6 классах. 5 класс — переходный этап в жизни детей, связанный со многими трудностями адаптации, и очень важно в этот период, чтобы ребенок не потерял интерес к учению. 5–6 класс — обилие новых тем и орфограмм, иногда трудных для усвоения, и игровые технологии призваны сделать уроки не скучными и обыденными, а интересными. На таких уроках ученики работают более активно, а главное, в работу менее успешные ребята. У них проявляется терпение и настойчивость, в результате они лучше подготавливают домашние задания. Урок-игра — это соревнование, а в соревновании всегда хочется выиграть, а для этого нужны знания.
Дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но современная жизнь предъявляет к ученику более высокие требования. Одним из них является умение использовать имеющиеся знания в повседневной жизни. И игра как нельзя более лучше позволяет ребенку применить то, что он узнал. Но в отличие от игр вообще педагогическая игра обладает четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом. При использовании игровых технологий на уроках необходимо, чтобы они соответствовали учебно-воспитательным целям урока, били доступны для учащихся данного возраста и не перегружали урок.
Игровые технологии можно использовать при самостоятельном освоении понятия, темы, как элемент более обширной технологии, в качестве целого урока или его части, как внеклассную работу. При систематическом использовании игровых технологий формируются терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление познавать. Вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Создается положительный морально-психологический климат в классе, повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся, развивается наблюдательность.
Хочу представить некоторые игровые задания, направленные на отработку разных учебных навыков.
1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.
Обучение русскому языку подразумевает освоение норм произношения. Хорошо закрепленный в 5–6 классе этот навык поможет выполнить орфоэпические задания на ЕГЭ. Например, задание «Составь текст и озвучь его». Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять трудности в произношении. Слова записаны на доске. Пример: алфавит, звонишь, магазин, музей, конечно, яичница. Задача учащихся — за 2–3 минуты составить их них связный текст и прочитать его, соблюдая нормы произношения. Еще вариант этого задания: «Пригласи на обед». Нужно озвучить меню званого обеда. В нем должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот.
2. Лексико-фразеологические игры. Данные игры могут использоваться не только для закрепления знаний по фразеологии, но и для отработки различных орфографических правил. Пример: на доске записаны слова — сломя, верста, калоша, в рукавицах, ивановскую, голову, ежовых, во всю, сесть. Дети должны «собрать» из данных слов фразеологизмы, что покажет усвоение ими темы. Параллельно можно проверить правописание предлогов со словами, безударных гласных в корнях. Игру «Переводчик» можно провести на уроке закрепления разделов «Лексика» и «Фразеология». Эта игра обогащает словарный запас детей. Эти знания они с успехом применяют на уроках литературы при работе со словарем эпохи. Суть игры: необходимо перевести на современный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова: око, чело, выя, чрево, перст, перси, вежды, ланиты, уста, зеница, рамо, длань, шуйца, десница, чресла и т. д.
3. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. «Мягкая посадка». При отработке какой-либо орфографической темы эта игра активизирует весь класс, потому что никто не знает, к кому полетит мяч. Учитель бросает ученику мяч и называет слово, например, с чередующейся гласной в корне. Ученик ловит мяч, объясняет написание. Если смог — садится, не смог — продолжает стоять и пытается исправить свое положение. «Третий лишний». Необходимо выбрать лишнее по какому-либо критерию слово. Например: лимонный, карманный, соломенный; горяч, могуч, плач; дочь, вещь, груш; демонстрация, цирк, милиция. «Я волшебник». Позволяет применить полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные (орел, роза, земля) в собственные.
«Орфографический футбол» помогает отработать навыки после нескольких тем, например, корни с чередованием или приставки. Вызванный ученик выходит к доске — это ворота, которые он должен защитить. Другие дети задают ему вопросы по теме, кидая мяч. Если ученик правильно ответил на вопрос, он защитил ворота, не ответил или ошибся — пропустил гол. Разрешается задать 5 вопросов. Отбил 5 мячей — получил пятерку, 5 — четверку. Двойки в такой ситуации лучше не ставить, чтобы не усугубить ощущение неуспешности. «Умный редактор». Хотя в 5–6 классе сложноподчиненные предложения не изучаются, понятие о сложном предложении у учащихся есть. Данная игра позволяет пропедевтически отработать навык грамотного построения сложноподчиненного предложения с придаточным определительным, тем более что дети активно пользуются ими в речи. Задача — объяснить и исправить ошибки в построении предложений. (Дом, в котором поселились строители, был окружен тайгой, в которой водилось много дичи. Страна, из которой приехали студенты, нуждается в специалистах, которых выпускает наш институт.) Ранняя отработка подобных ошибок поможет ребятам впоследствии выполнить задание ЕГЭ, направленное на нахождение грамматических ошибок в предложении.
Словарный диктант-соревнование. Подобная игра тренирует навык работы со словарем. Суть игры — кто быстрее найдет слово в словаре и объяснит, ка его написать. Сова при этом даются, не регулируемые правилами: винегрет, бинокль, обаяние, трибуна, хоккей и т. д.
«Диктант-молчанка». Можно использовать, например, при изучении глагола. Диктант заключается в том, что учитель проделывает какие-нибудь действия, а дети записывают, что учитель делает. Например: пишет, идет, садится, берет (книгу). Параллельно можно определить какие-нибудь грамматические категории записанных глаголов: вид, спряжение, выделить и объяснить корни.
4. Кроссворды, ребусы на уроках русского языка. Подобные творческие формы проверки усвоения знаний помогают оживить и разнообразить урок. Предложенный в начале урока кроссворд активизирует познавательную активность, в конце — помогает подвести итоги работы. Также кроссворды и головоломки незаменимы, когда нужно переключить внимание, поддержать умственную активность учащихся на уроке. Кроссворды можно использовать и как форму контроля на любом этапе изучения темы, причем можно не только дать готовый кроссворд, но и попросить детей самостоятельно составить его.
Нельзя не сказать об электронных образовательных ресурсах. Электронные тренажеры хорошо применять для закрепления изученной темы. Данный вид работы предполагает прочные знания по предмету. Ребятам хочется выполнить задания без ошибок, поэтому дома они хорошо готовятся. К тому же тренажер позволяет сразу же проверить себя. Увидев ошибку, дети понимают, к чему нужно вернуться еще раз.
5. Фонетика. Знания по фонетике закладываются еще в начальной школе, тем не менее дети часто допускают ошибки в фонетическом разборе. Избежать их или сильно уменьшить позволяют игровые задания. Например, ставится исследовательская задача выяснить, какие звуки важнее для понимания слова — гласные или согласные. Для этого предлагается прочесть написанные на доске слова и сделать обоснованный вывод. К-р-нд-ш (карандаш), з-мл- (земля), ж-в-тн- (животное), -о -о -а (корова), -о -а (школа), -о -у -а (подруга).
Подобрать слова, отличающиеся только твердостью-мягкостью согласных. Мал — …, нос — …, ток — …, лук — …, мыл — …, лыс — …, воз — … и т. д.
«Собери букет». Нужно собрать в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки: цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.
Игровые технологии на уроках русского языка очень важны. Повышается активность учеников, появляется интерес к русскому языку, желание узнать новое. Подобные технологии раскрепощают, помещают ребенка в ситуацию успеха, дают веру в свои силы. Учащиеся понимают, как нужно применять полученные знания в жизни, зачем они вообще учатся. Часто, чтобы правильно решить игровую задачу по русскому языку, нужно активировать знания из других областей, тем самым укрепляются межпредметные связи. Все это в результате дает хороший результат на экзамене.