Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 02.12.2019

Статья просмотрена: 7588 раз

Библиографическое описание:

Асачева, М. В. Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы / М. В. Асачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 120-124. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64630/ (дата обращения: 15.11.2024).



Раскрыто значение технологии развития критического мышления, определены методические условия его формирования, предложены наиболее эффективные методы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Ключевые слова: критическое мышление, технологии развития критического мышления, структура критического мышления, метод «Шести шляп мышления».

ХХ1 век — век широкого внедрения новых информационных технологий в учебном процессе, это время стремительного роста значимости науки и образования в жизни общества, в жизни каждого человека. Ведь образование — это мощный фактор эффективного решения важных жизненных задач. Таким образом, новое отношение к жизни требует от учителя нового подхода в обучении учащихся. Учитель в современной школе должен быть профессионалом, творческой личностью, способной зажечь в ученике искорку желания получить новые знания, научиться самостоятельно критически мыслить.

Технология критического мышления, по моему мнению, будет всегда актуальна и современна. Ведь критическое мышление — один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Технология развития критического мышления — это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Эта методика помогает формированию нового стиля мышления, развитию таких качеств личности, как коммуникативность, креативность, мобильность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, что очень необходимо в нашей действительности.

Современного ученика трудно мотивировать к познавательной деятельности, к самостоятельному поиску информации. Многих учителей волнуют вопросы: «Как сделать урок интересным, увлекательным? Какие методы и приёмы будут эффективными на уроке? Какие формы организации деятельности учеников стоит применять?» Ответить на эти вопросы помогает применение приёмов технологии американских педагогов Ч. Темпла, К. Меридит, Д. Стилл, С. Уолтера «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Использование данной технологии позволяет так организовать урок, что процесс обучения принесёт радость в познании нового, не оставит ни одного ребёнка равнодушным.

Сегодня главной задачей образования является не столько овладение суммой знаний, сколько развитие умения мыслить критически, то есть проявлять любознательность, исследовать материал, вырабатывать свою точку зрения, ставить перед собой проблемные вопросы и учиться отвечать на них.

На уроках, где используются формы данной технологии, ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся своими мыслями друг с другом, читают и пишут, обсуждают прочитанное.

Методика развития критического мышления включает три стадии: вызов — реализация смысла (осмысление) — рефлексия (размышление).

Первый этап — вызов — обязателен на каждом уроке. На этой стадии активизируются и обобщаются имеющиеся у учащихся знания по данной теме, формулируются вопросы, на которые хотелось бы получить ответы.

Методический прием «шесть шляп» — эффективное средство формирования ключевых компетенций: 1) учебно-познавательных: направленных на готовность к разрешению проблемы, когда ребенок анализирует поставленную перед ним задачу (на нее указывает цвет шляпы) и разрабатывает алгоритм ее решения; 2) технологических: когда успех школьника во многом зависит от четкого соблюдения инструкции (например, в «черной» шляпе акцентируем внимание только на минусах, никаких плюсов; в «белой» шляпе мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок и т. п.); 3) ценностносмысловых: направленных на готовность к самообразованию, когда ученик сам осуществляет информационный поиск нужного материала (предварительное домашнее задание по самостоятельному ознакомлению с методикой «шести шляп»); 4) информационных: направленных на формирование и развитие способов работы с информацией: способность осознавать потребность в информации, способность разрабатывать стратегии поиска информации, способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание; 5) коммуникативных: направленных на готовность к социальному взаимодействию, когда школьники взаимодействуют друг с другом в группе и цивилизованно отстаивают свою точку зрения [2].

Помимо формирования основных компетенций, использование данного метода способствует формированию позитивной внутренней мотивации, заинтересованности в решении «проблемной задачи», развитию навыков упорядоченного, структурированного мышления, воспитанию культуры обмена мнениями.

Например, при изучении поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», можно урок начать с таких вопросов:

  1. Почему поэма называется «Мцыри»? (В переводе с грузинского языка слово «мцыри» имеет два значения: «послушник» и «пришелец».)
  2. Почему русский генерал оставил пленного ребёнка в мужском монастыре? (Ребёнок был болен.)
  3. Почему Мцыри убежал из монастыря? (Хотел быть независимым, свободным, вернуться домой.)
  4. Какие события произошли за три дня? (Он наслаждается прекрасной кавказской природой, видит девушку-грузинку у реки, мужественно сражается с могучим барсом.)

На фазе вызова важно путём «Мозговой атаки» заинтересовать учащихся. На этой стадии можно использовать такие методические приёмы:

  1. групповой мозговой штурм;
  2. свободное письменное задание;
  3. создание кластеров.

При изучении пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» в 11 классе был составлен такой кластер (Рис. 1).

А знакомясь с биографией А. С. Грибоедова, девятиклассники создали такой кластер (Рис. 2).

На стадии реализации смысла (или стадии осмысления содержания) учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящён урок. Они активно конструируют новую информацию и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между новым и ранее усвоенным материалом. Именно на стадии реализации смысла идёт работа непосредственно с текстом — индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом.

Многие приёмы логически переходят в стадию «Размышление». Работа в парах, в группе, создание кластера, синквейна, эссе, сочинения-миниатюры — всё это даёт возможность учащимся реализоваться в рамках изученной темы.

Так, при изучении темы «Сложноподчинённое предложение» учащимся было предложено написать сочинение-миниатюру «Хотите знать, кто?», используя 2–3 сложноподчинённых предложения с придаточной определительной и изъяснительной, а семиклассники при знакомстве с условным наклонением глагола с удовольствием создают сочинение «Если бы я был волшебником»...

На уроках русского языка можно проводить игры-тренинги. Например, такую игру: представь, что ты редактор и отвечаешь за выпуск очередного номера газеты, а в текст вкрались ошибки, — найди их исправь.

Или: представь, что ты — росток, пробившийся сквозь асфальт. Опиши, используя качественные прилагательные, своё появление на свет и дальнейшую жизнь.

Очень интересные синквейны на уроках русского языка сочиняют пятиклассники.

При изучении мировой литературы одиннадцатиклассники сочиняют акростихи, показывая своё отношение к поэтам.

Л — лирический поэт,

Р — романтик-поэт,

О — окрылённый мечтой,

И — избранный Богом,

Р — рассказал об Испании

Л — любил Россию,

К — красиво и искренне.

Ь

А — автор удивительных

К — красотой удивил.

стихотворений

Е — его стихи контрастны.

Рис. 3

Составление кластера, синквейна, акростиха позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какого-либо образа, предмета или темы. Ученик открывает для себя новые стороны изображаемого явления, учится отделять информацию, усвоенную от имеющихся знаний, лучше понимает себя и то, что изучает. Видя свою успешность, заинтересовывается в познании нового. Составляя схемы, кластеры, ученики проявляют своё творчество, ведь каждый кластер индивидуален.

При изучении в 5 классе сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» предлагается учащимся нарисовать карту «Путешествие Герды». Дети работают творчески, с увлечением, создают настоящие шедевры.

Изучая повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», можно использовать приём «За что мы любим». Предлагается выбрать героя, который нравится больше всего. Указать 5 качеств, которые особенно нравятся. Прочитать из текста характеристику героя, не называя имени. Все остальные пытаются угадать, о каком герое идёт речь.

Ш. Монтескье писал: «Никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не остаётся на долю читателя; дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать».

Помогает думать приём «Предположение» или «Прогноз». После прочтения и изучения произведения учащимся предлагается написать сочинение, в котором они описывают, что произойдёт с героями дальше. Например, при изучении повести А. С. Пушкина «Дубровский» можно предложить сочинение «Что произойдёт дальше с Машей и Владимиром». В 11 классе учащиеся, изучив драму Г. Ибсена «Кукольный дом», пишут сочинение «Как дальше сложится судьба Норы». Составление прогноза развивает психологическую зоркость, погружает во внутренний мир другого человека.

Современный урок требует больших умственных и физических затрат от учителя и ученика, но только добытое трудом и желанием особенно цениться и усваивается на всю жизнь. Учит думать креативно, увлекает в активную творческую деятельность такой вид, как написание письма любимому (или нелюбимому) герою произведения, автору.

«Фантастическая добавка» также делает урок интересным, ярким, незабываемым. Учебную ситуацию можно перенести на фантастическую планету. Например, изучая в 5 классе тему «Лексика», можно отправиться с героем Петей Двойкиным на планету Лексику и встретиться там с инопланетянами-омонимами, синонимами и антонимами.

Такие уроки предоставляют учащимся возможность свободно говорить и писать о том, что их интересует, волнует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. На стадии рефлексии учащимся предлагается проанализировать только что изученный материал. Можно применить приём обратной связи «Резюме».

Типовые вопросы:

  1. Что понравилось, заинтересовало на уроке?
  2. Что показалось неинтересным?
  3. Что помешало усвоить новый материал?
  4. Поставь оценку себе. Обоснуй её.
  5. Поставь оценку учителю. Обоснуй её.

Также результативен интерактивный приём «Микрофон». Например, на уроке в 9 классе, изучая тему «Столкновение Чацкого с реакционным фамусовским обществом», учащиеся работали в группах (класс был разделён на 4 группы). Каждая группа рассматривала определённые вопросы, работала с критической литературой, проявляла творческие способности. Это были и кластеры, и презентации, и ролевая игра. Когда в конце урока были заданы вопросы: «Что понравилось на уроке? Нужны ли такие уроки?», взяв воображаемый микрофон, учащиеся высказывали своё мнение, говорили, что на таких уроках некоторые почувствовали себя лидерами, сумели проявить своё творчество, талант. Работа в группе помогла стать инициатором какой-то идеи и помощником друг другу одновременно.

Очень эффективна художественная форма письменной рефлексии — эссе. Это свободное письмо на заданную тему, художественная форма размышления, которая побуждает ученика обратиться к собственному опыту.

Например, при изучении повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» можно использовать метод написания эссе, предложив такую тему «Был ли Минский злым человеком?». При изучении повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ученики пишут эссе на тему «Можно ли оправдать Тараса, убившего своего сына?»

Устанавливается время написания эссе — 10 минут.

Возможный алгоритм написания эссе.

− Обсуждаемая проблема.

− Собственная позиция.

− Краткое обоснование.

− Заключение.

Выводы. Используя внедрение технологии критического мышления, можно ожидать следующие результаты:

1) учащиеся умеют выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

2) умеют использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

3) научились использовать исследовательские методы;

4) работа в паре и в малой группе увеличивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяет их словарный запас;

5) совместная работа способствует лучшему пониманию сложного материала, в процессе обсуждения возникает новая, ещё более интересная мысль;

6) учащимся предоставляется возможность «блеснуть» в глазах одноклассников и учителя, повысить самооценку;

7) процесс познания обретает индивидуальность и становится продуктивным.

Таким образом, использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы помогает учителю развить в учащихся самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться в сложившейся ситуации, умение работать со справочной литературой, а также с новыми технологиями. Самое главное — дети учатся самостоятельно добывать знания и самореализоваться в современном мире.

Литература:

  1. Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика, М., 2002
  2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
  3. Гузеев В. В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления (Текст) / В. В. Гузеев// Педагогические технологии. — 2006. — № 2.
  4. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. —М.: Знание, 1989. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 6)
  5. Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. — 2007. — № 8.
  6. Халперн Д. Психология критического мышления (Текст)/Халперн Д.; пер. с англ. Н.Мальгина и др. — 4-е международ.изд. — СПб.: Питер, 2000.
  7. Шакирова Д. М. Технология формирования критического мышления старшеклассников и студентов (Текст) / Д. М. Шакирова//Педагогика. — 2006 — № 9.
  8. http://solncesvet.ru/razvitie-kriticheskodo-myishleniya-na-ur
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, урок, учащийся, русский язык, изучение повести, группа, познание нового, Пушкин, стадий реализации смысла, технология развития.


Ключевые слова

критическое мышление, технологии развития критического мышления, структура критического мышления, метод «Шести шляп мышления»

Похожие статьи

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания

В данной статье рассматривается технология развития критического мышления в обучении при реализации ФГОС ООО. Представлено использование приёмов технологии критического мышления на уроках обществознания.

К вопросу о развитии умений чтения с критической оценкой у учащихся средней школы на основе произведений современных англоязычных авторов

В работе рассмотрены теоретико-методические основы технологии развития умений чтения с критической оценкой. Обоснована актуальность применения современной художественной прозы с целью развития умений критического чтения на уроке английского языка в с...

К вопросу о педагогическом мониторинге

В статье рассмотрены и проанализированы определения понятия «педагогический мониторинг» в отечественной и зарубежной литературе, на основе данных определений сформулировано определение «педагогического мониторинга», дана классификация педагогического...

Роль и значение лабораторных практикумов в освоении физики и астрономии

В настоящей работе рассматривается роль и значение такого важного аспекта преподавания физики и астрономии в средней школе, как лабораторные практикумы, изучены проблемы организации и пути их решения.

Применение технологии развития критического мышления у обучающихся 8–9 классов на уроках информатики и ИКТ

В статье представлен материал, иллюстрирующий применение технологии развития критического мышления на уроках информатики и ИКТ в средней школе.

Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном процессе начальной школы

В статье рассматриваются основные положения когнитивного подхода, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при обучении школьников в начальной школе. Обоснована ак...

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В статье представлены теоретические подходы к математическому развитию детей дошкольного возраста, рассмотрена проблема математического развития дошкольников на современном этапе в рамках Федеральных государственных образовательных требований дошколь...

Применение технологии критического мышления на уроках математики

В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.

Похожие статьи

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания

В данной статье рассматривается технология развития критического мышления в обучении при реализации ФГОС ООО. Представлено использование приёмов технологии критического мышления на уроках обществознания.

К вопросу о развитии умений чтения с критической оценкой у учащихся средней школы на основе произведений современных англоязычных авторов

В работе рассмотрены теоретико-методические основы технологии развития умений чтения с критической оценкой. Обоснована актуальность применения современной художественной прозы с целью развития умений критического чтения на уроке английского языка в с...

К вопросу о педагогическом мониторинге

В статье рассмотрены и проанализированы определения понятия «педагогический мониторинг» в отечественной и зарубежной литературе, на основе данных определений сформулировано определение «педагогического мониторинга», дана классификация педагогического...

Роль и значение лабораторных практикумов в освоении физики и астрономии

В настоящей работе рассматривается роль и значение такого важного аспекта преподавания физики и астрономии в средней школе, как лабораторные практикумы, изучены проблемы организации и пути их решения.

Применение технологии развития критического мышления у обучающихся 8–9 классов на уроках информатики и ИКТ

В статье представлен материал, иллюстрирующий применение технологии развития критического мышления на уроках информатики и ИКТ в средней школе.

Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном процессе начальной школы

В статье рассматриваются основные положения когнитивного подхода, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при обучении школьников в начальной школе. Обоснована ак...

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В статье представлены теоретические подходы к математическому развитию детей дошкольного возраста, рассмотрена проблема математического развития дошкольников на современном этапе в рамках Федеральных государственных образовательных требований дошколь...

Применение технологии критического мышления на уроках математики

В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.

Задать вопрос