В статье автор делится опытом применения технологии развития критического мышления при отработке навыков чтения и письма на уроках английского языка.
Ключевые слова: технология развития критического мышления, критическое мышление, чтение, письмо.
Авторы технологии — американские ученые Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джинн Стил. Отечественными последователями являются Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, С. И. Заир-Бек и др.
Критическое мышление (англ. critical thinking) — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, характеризующийся высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Нет единого, универсального, лучшего метода или подхода к обучению. Любой метод, любая технология имеют свои традиции, свои области применения, свою эффективность. Главное, чтобы применяемые технологии отражали суть системно-деятельностного подхода, что является основным требованием федерального государственного образовательного стандарта.
Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Чем должен овладеть ученик, выходя из стен школы? Прежде всего — умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия, он должен быть функционально грамотным. Об этом нам говорят новые образовательные стандарты.
Я использую на уроках технологию развития критического мышления. Почему я выбрала именно ее? Сегодня, наверное, мы все столкнулись со следующей проблемой: ученики неохотно читают тексты или не читают вообще, у некоторых плохо развита речь, творческое мышление и навыки грамотного письма, низкая мотивация к познавательной деятельности.
Эта проблема актуальна и для моих учеников, поэтому для развития интереса к английскому языку и выработки навыков устной и письменной иностранной речи я выбрала технологию критического мышления.
Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую базовые навыки, в первую очередь, это навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, кроме того, развивает качества гражданина, включенного в межкультурное взаимодействие.
Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем — предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. То есть, достичь целей, заложенных в базовой модели технологии, состоящей из трех фаз: вызов (англ. evocation), осмысление (англ. realization of meaning), рефлексия (англ. reflection). Во время первой фазы «вызов» у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Вторая фаза «осмысление» –содержательная, на ней происходит непосредственная работа с текстом, причем работа осмысленная. Третья фаза — фаза «рефлексии» — фаза размышления. Здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретенных знаний, формируется личностное отношение к тексту.
Использование данной технологии через методы и приемы, представленные в таблице 1, дает возможность организовать самостоятельную работу на уроке; вовлечь каждого ученика в учебный процесс; развивать у моих учеников положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности; повышать уровень самоорганизации; овладевать рациональными приемами самообразования; стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность; развивать ключевые компетенции, лично значимые для учащихся.
На уроках с использованием технологии критического мышления ученики овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Таблица 1
Методы и приемы технологии развития критического мышления
Методы и приемы |
Виды деятельности |
Примеры применения |
Таблица «Знаю — хочу знать — узнал» |
Логико-смысловое структурирование материала |
Работа с текстом «Где же роботы?», 9 класс; работа с текстом «Школы во всём мире», 10 класс |
Тонкие и толстые вопросы |
Отработка грамматических навыков и лексических единиц |
Тема «Мир моих увлечений», 4 класс; работа с текстом «Жизнь британский подростков», 6 класс |
Мозговой штурм |
Создание банка идей, развитие мышления, навыков коммуникации |
Тема «Проблемы экологии», 8 класс; тема «Молодежь в современном обществе», 11 класс |
Разбивка на кластеры |
Логико-смысловое структурирование материала |
Тема «Каникулы в различное время года. Виды отдыха. Путешествия по России и зарубежным странам», 7 класс; тема «Школа, школьная жизнь», 5 класс |
Синквейн |
Резюмирование идей, совершенствование знаний морфологии и лексики |
Тема «Погода», 5 класс, тема «Досуг и увлечения (хобби) современного подростка (чтение, кино, театр, спорт)», 6 класс; тема «Молодежь в современном обществе. Любовь и дружба», 10 класс |
Например, на уроках я использую таблицу «Знаю-хочу знать-узнал» для графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Это применимо для изучения любых тем и формирует регулятивные учебные действия.
«Тонкие и толстые вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный (однозначный) ответ, а «толстый» вопрос является проблемным, требует глубокого осмысления темы, рациональных рассуждений, поиска и анализа дополнительной информации. При использовании данного метода отрабатываются грамматические навыки и лексические единицы. Также формируются коммуникативные навыки и умения, что является основной целью изучения любого иностранного языка.
Еще из приемов этой технологии лично мне очень нравится «синквейн». «Синквейн» — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Эта лаконичная стихотворная форма дает возможность резюмировать информацию, излагать просто сложные идеи, выражать чувства и представления в нескольких словах. С точки зрения предметных навыков, этот прием совершенствует знание морфологии и лексики. Преимущество синквейна в том, что его можно использовать на любом этапе урока, на любой фазе данной технологии.
Данные примеры говорят о том, что использование приемов технологии критического мышления может служить средством формирования ключевых компетенций школьников.
Цели технологии развития критического мышления, отвечают целям образования на современном этапе, развивают читательскую грамотность учащихся, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
Применяя технологию, я организую учебный процесс через групповую форму работы. Это ведь интерактивная технология, а в группе ребята становятся главными действующими лицами, им свойственнее рассуждать друг с другом, обсуждать прочитанное, выполнять сообща те или иные задания, использовать прием взаимоконтроля, таким образом, формируются навыки сотрудничества, общения. И здесь сильный ученик всегда выступает помощником для того, кто не совсем справился с материалом. Из опыта групповой работы я заметила, что ученики лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.
Анализируя проведенную работу по обобщению опыта, можно сказать, что использование в учебном процессе приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо дает положительную динамику в развитии и обучении детей.
Я сделала выводы, что применение технологии развития критического мышления на уроках у старшеклассников имеет особую значимость, так как позволяет не просто достигать положительных предметных и личностных результатов, но и помогает при подготовке учащихся к олимпиадам и ГИА.
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя — быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Разнообразные приемы, методы, технологии — это не самоцель. В работе важен результат. Используя на уроках приемы технологии критического мышления, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость. Сила и оригинальность этой технологии состоит в том, что ее создатели выстроили систему методов и приемов обучения. Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке, заинтересованность; намечается путь успеха на пути овладения иностранным языком, что является неоспоримой потребностью современного образованного человека.