Технология критического мышления в практике преподавания бурятского языка и литературы
Автор: Аюрова Димчигма Цырендашиевна
Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (18) май 2020 г.
Дата публикации: 04.05.2020
Статья просмотрена: 156 раз
Библиографическое описание:
Аюрова, Д. Ц. Технология критического мышления в практике преподавания бурятского языка и литературы / Д. Ц. Аюрова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 2 (18). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/5201/ (дата обращения: 15.11.2024).
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя.
Хаббард
Все мы знаем, что современное общество выдвигает новые требования к образованию, новые подходы к обучению. Но какие бы инновации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Урок остается вечной и главной формой обучения. Вместе с тем мы понимаем, что урок не может не меняться. Что же влияет на современный урок? Информатизация образования, появились новые образовательные стандарты, а это совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП). Поэтому и нам, учителям приходится меняться. Также и мы, учителя бурятского языка стараемся идти в ногу со временем. Меняем свои уроки, применяем в своей работе современные образовательные технологии, осваиваем информационные технологии.
Как известно, родной язык является основой развития самосознания личности, формирования его интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала. Необходимость развития и социализации личности учащегося как субъекта этноса и как гражданина является на сегодняшний день актуальной проблемой. Язык является одним из главных элементов культуры любого народа — носителя языка. Также и бурятский язык. Он открывает учащимся доступ к духовному богатству бурятского народа, является средством общения. Но сегодня встает проблема знания родного языка, употребление его в своей речи. Молодое поколение забывает свой язык, перестает общаться на нем. Считает, что в дальнейшей жизни родной язык ему не пригодится. Перед нами встает проблема как привить учащимся любовь к своему языку, как зародить в них стремление сохранить народную культуру, обычаи и традиции. И это все должно происходить через организацию учебного процесса.
Организация учебного процесса в новой информационно-образовательной среде, в условиях реализации ФГОС основана на современных педагогических технологиях, и мы свободны в их выборе. В своей работе применяю технологию критического мышления, которая позволяет формировать у учащихся коммуникативную компетенцию.
Технология развития критического мышления появилась в 1995 г. Впервые разработана в 1980 г. Воганом Эстесом. Закончили разработку Стил, Стемпл, Уолтер.
Уроки проходят в коммуникативно-деятельностной форме с использованием приемов технологии критического мышления. Весь процесс необходимо осуществлять на базе конкретного, жизненного, практического материала.
В чем же инновационность методов критического мышления? Учить критически, мыслить и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя. Достоинство технологии развития критического мышления заключается в ее открытости. Авторы технологии при ее создании опирались на современные методические приемы, разработки, используемые другими технологиями и подходами — дискуссионные, игровые технологии, ТРИЗ, модели рефлексивного письма; разнообразные методические приемы, развивающие интеллектуальные, коммуникативные умения учащихся. Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).
В основе данной технологии лежит трехступенчатая модель:
- Стадия вызова — актуализация имеющихся у учащихся знаний по данной теме; мотивация к учебной деятельности;
- Осмысление — получение новой информации; её осмысление; соотношение с уже имеющимися знаниями.
- Рефлексия — целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их много. Например: на стадии вызова я применяю приём «Что я знаю» (что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?), «Ключевые слова». Например:
— «Хэрмэн» гэhэн нэрэтэй текст зохеохыетнай дурадханаб. Нэрэ уншаад байхадаа, ямар асуудалнууд толгой соотнай түрэнэб?
Нэрээрынь үгүүлэлэй стиль элирүүлхээр гү?
Yгтэhэн үгэнүүдээр үгүүлэл зохеогты: Хэрмэн — уурхай — модоной хүнды –зөөлэн — дэбдихэр — дулаан — hүрэжэ-үбэлэйнгөө хоол.
На стадии осмысления прием «Взаимообучение». В группах из 4–5 человек по очереди ученики играют роль учителя:
– Суммируют содержание абзаца;
– Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него;
– Разъясняют, что непонятно;
– Дают задания для чтения следующего абзаца.
(Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников).
Прием «Пометки на полях» (Инсерт).
Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:
«+» — если считают, что это им известно;
«-» — если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;
«v» — если то, что прочитали, является новым;
«?» — если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Например, в 8 классе при изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» вначале составляется список известной информации по теме, затем материал логически ранжируется, составляется список вопросов. Детям предлагается статья, при работе с которой они ставят пометки.
(+)Мэдуулэлэй ямаршье гэшууд нэгэ турэл байжа болохо.
(+)Нэгэ турэл гэшуудэй хоорондо запятой табидаг.
(v)Нэгэ турэл гэшууд хамтадхаhан угэтэй байжа болохо.
(v)Хамтадхаhан угын нэгэ турэл гэшуунэй урда тээ байгаа hаань, тэрэнэй хойно хоеролжон точко табидаг; хойнонь байгаа hаань — зурлаа табидаг; дундань hаань — хоеролжон точко зурлаа хоерые табидаг.
(?)Юумые хэдэн тээhээнь тодорхойлhон элирхэйлэгшэнууд нэгэ турэл бэшэ байдаг, хоорондонь запятой табидаггуй.
На стадии рефлексии прием «Синквейн». Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.
Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейнов:
– В первой строчке тема называется одним словом.
– Вторая строчка — это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
– Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
– Четвертая строчка — это фраза, показывающая отношение к теме.
– Пятая строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
При изучении темы «Фразеологизмы» на стадии рефлексии составляем синквейн:
—Фразеологизм
—Удхатай, сэсэн
— Хумуужуулнэ, баяжуулна, тододхоно
— турэл хэлыемнай уран найруулгатай болгоhон
— холбуулал.
Приём № 3 «Самоанализ»
Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи.
Что же формирует и развивает такая работа?
Во-первых, формируется умение ранжировать информацию по степени новизны.
Во-вторых, развивается умение анализировать и классифицировать.
А также в процессе такой работы ребята учатся пересказывать информацию, учатся обсуждать и доказывать свою точку зрения.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.
В результате такой организации учебного процесса повысился интерес к родному языку, увеличилось количество учащихся, которые участвуют в предметных олимпиадах и конкурсах, и имеют хорошие результаты.
Литература:
- Загашев И. О., Заир Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003–284 с.
- Интернет-ресурсы: nsportal.ru Инфоурок