Технология критического мышления в практике преподавания бурятского языка и литературы | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (18) май 2020 г.

Дата публикации: 04.05.2020

Статья просмотрена: 156 раз

Библиографическое описание:

Аюрова, Д. Ц. Технология критического мышления в практике преподавания бурятского языка и литературы / Д. Ц. Аюрова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 2 (18). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/5201/ (дата обращения: 15.11.2024).



Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя.

Хаббард

Все мы знаем, что современное общество выдвигает новые требования к образованию, новые подходы к обучению. Но какие бы инновации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Урок остается вечной и главной формой обучения. Вместе с тем мы понимаем, что урок не может не меняться. Что же влияет на современный урок? Информатизация образования, появились новые образовательные стандарты, а это совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП). Поэтому и нам, учителям приходится меняться. Также и мы, учителя бурятского языка стараемся идти в ногу со временем. Меняем свои уроки, применяем в своей работе современные образовательные технологии, осваиваем информационные технологии.

Как известно, родной язык является основой развития самосознания личности, формирования его интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала. Необходимость развития и социализации личности учащегося как субъекта этноса и как гражданина является на сегодняшний день актуальной проблемой. Язык является одним из главных элементов культуры любого народа — носителя языка. Также и бурятский язык. Он открывает учащимся доступ к духовному богатству бурятского народа, является средством общения. Но сегодня встает проблема знания родного языка, употребление его в своей речи. Молодое поколение забывает свой язык, перестает общаться на нем. Считает, что в дальнейшей жизни родной язык ему не пригодится. Перед нами встает проблема как привить учащимся любовь к своему языку, как зародить в них стремление сохранить народную культуру, обычаи и традиции. И это все должно происходить через организацию учебного процесса.

Организация учебного процесса в новой информационно-образовательной среде, в условиях реализации ФГОС основана на современных педагогических технологиях, и мы свободны в их выборе. В своей работе применяю технологию критического мышления, которая позволяет формировать у учащихся коммуникативную компетенцию.

Технология развития критического мышления появилась в 1995 г. Впервые разработана в 1980 г. Воганом Эстесом. Закончили разработку Стил, Стемпл, Уолтер.

Уроки проходят в коммуникативно-деятельностной форме с использованием приемов технологии критического мышления. Весь процесс необходимо осуществлять на базе конкретного, жизненного, практического материала.

В чем же инновационность методов критического мышления? Учить критически, мыслить и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя. Достоинство технологии развития критического мышления заключается в ее открытости. Авторы технологии при ее создании опирались на современные методические приемы, разработки, используемые другими технологиями и подходами — дискуссионные, игровые технологии, ТРИЗ, модели рефлексивного письма; разнообразные методические приемы, развивающие интеллектуальные, коммуникативные умения учащихся. Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).

В основе данной технологии лежит трехступенчатая модель:

  1. Стадия вызова — актуализация имеющихся у учащихся знаний по данной теме; мотивация к учебной деятельности;
  2. Осмысление — получение новой информации; её осмысление; соотношение с уже имеющимися знаниями.
  3. Рефлексия — целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их много. Например: на стадии вызова я применяю приём «Что я знаю» (что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?), «Ключевые слова». Например:

— «Хэрмэн» гэhэн нэрэтэй текст зохеохыетнай дурадханаб. Нэрэ уншаад байхадаа, ямар асуудалнууд толгой соотнай түрэнэб?

Нэрээрынь үгүүлэлэй стиль элирүүлхээр гү?

Yгтэhэн үгэнүүдээр үгүүлэл зохеогты: Хэрмэн — уурхай — модоной хүнды –зөөлэн — дэбдихэр — дулаан — hүрэжэ-үбэлэйнгөө хоол.

На стадии осмысления прием «Взаимообучение». В группах из 4–5 человек по очереди ученики играют роль учителя:

– Суммируют содержание абзаца;

– Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него;

– Разъясняют, что непонятно;

– Дают задания для чтения следующего абзаца.

(Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников).

Прием «Пометки на полях» (Инсерт).

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

«+» — если считают, что это им известно;

«-» — если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;

«v» — если то, что прочитали, является новым;

«?» — если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Например, в 8 классе при изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» вначале составляется список известной информации по теме, затем материал логически ранжируется, составляется список вопросов. Детям предлагается статья, при работе с которой они ставят пометки.

(+)Мэдуулэлэй ямаршье гэшууд нэгэ турэл байжа болохо.

(+)Нэгэ турэл гэшуудэй хоорондо запятой табидаг.

(v)Нэгэ турэл гэшууд хамтадхаhан угэтэй байжа болохо.

(v)Хамтадхаhан угын нэгэ турэл гэшуунэй урда тээ байгаа hаань, тэрэнэй хойно хоеролжон точко табидаг; хойнонь байгаа hаань — зурлаа табидаг; дундань hаань — хоеролжон точко зурлаа хоерые табидаг.

(?)Юумые хэдэн тээhээнь тодорхойлhон элирхэйлэгшэнууд нэгэ турэл бэшэ байдаг, хоорондонь запятой табидаггуй.

На стадии рефлексии прием «Синквейн». Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.

Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила написания синквейнов:

– В первой строчке тема называется одним словом.

– Вторая строчка — это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

– Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

– Четвертая строчка — это фраза, показывающая отношение к теме.

– Пятая строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

При изучении темы «Фразеологизмы» на стадии рефлексии составляем синквейн:

—Фразеологизм

—Удхатай, сэсэн

— Хумуужуулнэ, баяжуулна, тододхоно

— турэл хэлыемнай уран найруулгатай болгоhон

— холбуулал.

Приём № 3 «Самоанализ»

Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи.

Что же формирует и развивает такая работа?

Во-первых, формируется умение ранжировать информацию по степени новизны.

Во-вторых, развивается умение анализировать и классифицировать.

А также в процессе такой работы ребята учатся пересказывать информацию, учатся обсуждать и доказывать свою точку зрения.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.

Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.

В результате такой организации учебного процесса повысился интерес к родному языку, увеличилось количество учащихся, которые участвуют в предметных олимпиадах и конкурсах, и имеют хорошие результаты.

Литература:

  1. Загашев И. О., Заир Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003–284 с.
  2. Интернет-ресурсы: nsportal.ru Инфоурок
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, родной язык, учащийся, учебный процесс, бурятский язык, коммуникативное умение учащихся, образовательный процесс, рефлексивное письмо, роль учителя, стадий вызова.

Похожие статьи

Применение технологии проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы

Пути оптимизации преподавания высшей математики с применением информационных технологий

Технологические особенности построения метапоэтического пространства в практике преподавания русского языка как иностранного

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Инновационные педагогические технологии в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы

Похожие статьи

Применение технологии проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы

Пути оптимизации преподавания высшей математики с применением информационных технологий

Технологические особенности построения метапоэтического пространства в практике преподавания русского языка как иностранного

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Инновационные педагогические технологии в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы

Задать вопрос