Процесс развития сферы коммуникации и формирование креативности в подростковом возрасте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Басова, Е. А. Процесс развития сферы коммуникации и формирование креативности в подростковом возрасте / Е. А. Басова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3588/ (дата обращения: 17.12.2024).

Актуальность данной темы связано с тем, что подростковый возраст выступает как важный и трудный этап социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. В этот период социальная позиция ребенка «я и общество» получает возможность самооценки, увидеть себя «со стороны», что вписывается в процесс формирования функциональной грамотности (сферы коммуникации) и креативности. Развитие сферы коммуникации и формирование креативности является злободневной проблемой педагогики и социальной психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Отметим, что понимаем функциональную грамотность в сфере коммуникации как уровень образованности, индивидуально — личностный результат образования, характеризующийся способностью личности к общению и коммуникации в стандартных и нестандартных ситуациях с использованием знаний норм общения и правил создания текстов/высказываний, навыков работы с информацией, служащие основанием развития ключевых коммуникативных компетенций личности, а креативность как личностную характеристику, способность к творчеству, реализации нечто нового, оригинального.

В подростковом возрасте коммуникация и креативность выступает необходимым условием формирования процессов и свойств подростка, личности в целом. Для формирования креативности необходим определенный уровень социализации, предполагающий овладение навыками коммуникации. Высокий уровень развития коммуникации выступают залогом успешной адаптации подростка в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования функциональной грамотности. Это объясняется тем, что во время коммуникации и в творческой деятельности подросток усваивает общечеловеческий опыт, ценности и способы деятельности, реализует знания в практической среде, находит выход в различных стандартных и нестандартных ситуациях.

Анализируя педагогическую и психологическую научную литературу, мы приходим к выводу, что условно подростковый возраст можно разделить на три стадии: (младший, средний и старший), имеющие определенные особенности. Так, например, младшему подростковому возрасту характерна потребность в признании себя среди ровесников и взрослых. Осознание себя как личности, порождает особый интерес к своим возможностям в действии и в общении. Что положительно сказывается и на формировании креативности. На стадии среднего подросткового возраста учащиеся стремятся найти такие виды деятельности, которые имеют полезное значение и получают положительную оценку. В старшем подростковом возрасте прослеживается индивидуализация, актуализация себя среди других, стремление найти свое место в коллективе сверстников. Важную роль в этот период учащиеся отводят общению. Конкретное, образное мышление в подростковом возрасте все больше уступает место абстрактному, становится более самостоятельным, активным, творческим. Эти особенности важно учитывать, поскольку они влияют на усвоение основных практических навыков, определенных стереотипов поведения, образа жизни. По мнению подростков, общение способствует самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию. Таким образом, каждая стадия наполнена особым содержанием и на каждом этапе необходим индивидуальный подход при формировании функциональной грамотности в сфере коммуникации и креативности. Заметим, что основы коммуникации закладываются еще в начальной школе во время обучения различным видам деятельности и продолжаются совершенствоваться в сложный период — подростковый возраст.

Мы считаем, что развитие коммуникации и формирование креативности у подростков вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, элективные курсы, кружковую работу, защиту проектов и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Процесс формирования функциональной грамотности и креативности представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей подростков и возможностей гуманитарных предметов, целенаправленное формирование всех компонентов сферы коммуникации (говорение, слушание, чтение и письмо) и творческого мышления по средствам различных способов (коммуникативных, творческих, личностных методов, приемов и форм организации учебного процесса).

Анализируя практику работы в школе, можно сделать вывод, что уделяется большое внимание развитию письменных умений в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, в то же самое время недостаточно много отводится учебного времени на развитие устного процесса коммуникации и творческих выступлений. Данное положение подтверждается ответами учащихся, из которых следует, что на уроках не уделяется внимание развитию умения общаться. Большинство учащихся признается в том, что в области общения они имеют проблемы и страхи, что отражается в целом на уровень коммуникации: трудно говорить перед классом; делать сообщения по ключевым словам и конспекту; делать самостоятельный вывод; не умеют слушать другого человека; ждать возможности высказать свое мнение; считаться с мнением одноклассников, анализировать ответы сверстников, адекватно ставить оценку.

Рассмотрим процесс развития функциональной грамотности в сфере коммуникации и формирование креативности на уроках русского языка подробнее.

С 5-го класса организуется систематическая работа по формированию навыков построения развернутых устных высказываний: выстраивается научное рассуждение на основе теоретического материала учебника, передается в устной форме содержание таблиц, схем, составляется и излагается ответ с опорой на приведенные в упражнении примеры, создается ответ на основе предлагаемых тезисов, декламация опыта самостоятельной работы. Формирование навыков культуры ответа проходит на первых этапах обучения в 5 классе при определяющей роли учителя. Учитель предлагает образцы устных ответов на вопросы, связанные с воспроизведением теории языка и анализом языковых фактов, языкового материала, своевременно вносит поправки в ответы учащихся; дает краткую характеристику содержания и формы ответов, рассказывает о правилах выступления перед аудиторией.

На следующих этапах образования в проведении анализа устных ответов активно участвуют ученики. Ученики оценивают ответы одноклассников по некоторым критериям (правильность, понимание, полнота, речевое оформление). Совершенствование навыков устной речи сопровождается обучением слушанию — умению полноценно воспринимать устные высказывания и озвученную письменную речь. Обучение умению слушать реализуется путем систематической целенаправленной работы со следующими типами заданий: определите тему и главную мысль прослушанного текста, составьте вопросы по тексту, ответьте на вопросы по содержанию прослушанного текста, выразите свое отношение к прозвучавшему высказыванию, оцените ответ одноклассника в соответствии с определенными требованиями.

Продолжается процесс формирования функциональной грамотности в сфере коммуникации и креативности и на уроках литературы.

На уроках происходит коммуникация в контексте художественного произведения. Решение коммуникативных задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков ученика по литературе, но и от уровня общего развития. Чем шире и глубже жизненный и читательский опыт, тем больше сторон открывается подростку в тексте. Чем лучше развито эмоциональное восприятие, языковое чутье, творческое мышление, тем интереснее интерпретации и выводы старшеклассника.

При формировании функциональной грамотности в сфере коммуникации необходимы разные по характеру формы организации деятельности, методы и приемы в учебном процессе. Практикуются уроки-лекции (вводные, проблемные, обобщающие); театр миниатюр (Чехов, Островский, Горький, Зощенко); поэтические и драматические спектакли («Работа над ошибками, «Золотой век русского романса»); КВНы; диспуты; публичная защита реферата; проблемно-ролевые игры; проектная работа, исследовательская работа в области языкознания и литературоведения; научно-практические конференции. Различные приемы (диалог с учеником, искусство вопроса, яркая художественная деталь, словарные минимумы, дискуссии) влияют на уровень сформированности функциональной грамотности и креативности. Нами создан пакет обучающих и контрольных памяток, которые содержат критериальное обеспечение и алгоритм работы по всем жанрам письменных и устных работ. После проведенного сочинения, где было предложено учащимся самостоятельно сформировать тему собственного сочинения, выявляют пробелы в неумении вычленить проблему, определить смысловые акценты темы и ее границы. В карточке пропечатываются все варианты тем и предлагается задание следующего характера:

  1. Из данного списка уберите темы, которые не несут смысловой нагрузки, имеют слишком обобщенный характер, «расплывчатые» и нечеткие формулировки.

  2. Распределите оставшиеся темы в родственные группы и озаглавьте их.

  3. Выделите темы, которые определяют аспект по-новому увиденной в произведении проблемы. Подчеркните в них ключевое слово.

  4. Сформулируйте основную мысль Вашего сочинения: что Вы хотели сказать своей работой? К каким выводам Вы должны были прийти?

  5. Отредактируйте выражения и определите характер ошибки:

«достать повыгоднее место»

«князь Андрей и множество других людей»

«в заглавии присутствует нравственная проблема»

«Пьер на Бородинском сражении».

Задание выдается индивидуально каждому. Такие карточки помогают формировать критический взгляд, творческий подход по устранению пробелов речевой культуры.

Формирование функциональной грамотности и креативности осуществляется при помощи организованных форм исследовательской работы подростков старшего возраста. Здесь важнейшее значение придается формированию коммуникативных умений, навыков, умению выступать перед аудиторией, без которых осуществление исследования и его последующая защита на конференции невозможны. Поэтому, в программу обучения вводятся спецкурсы риторики, стилистики, логики, культуры речи. Подросток включается в различные формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального интеллекта, самостоятельной работе с текстом.

Формы исследовательской работы обогащают читательский опыт, помогают формировать оценочные позиции, находить нестандартные решения в трактовке содержания произведения или какой — то отдельной проблемы, так необходимые в будущем. В старшем подростковом возрасте внедряются иные формы урочной и внеклассной работы. В систему уже вошли семинары, лекции, диспуты, зачеты, музыкальные салоны, спектакли, тематический учет знаний, общественные смотры знаний. Семинары помогают воспитывать потребность в самостоятельном чтении и осмыслении художественных произведений и критической литературы. В старшем подростковом возрасте учащимся хочется больше свободной дискуссии, раскрепощенного общения, творчества в действиях. Рассмотрим в качестве примера, форму круглого стола. За неделю подростки получили роль на конференции: «автор», «литературная критика», «учителя», «ученики», «референтная группа» (присутствующие учителя). Конференция помогла убедиться не только в знании текста и творчества Тендрякова, а параллельно — Айтматова, Полякова, стала хорошей школой проверки зрелости убеждений на пороге выпуска, культуры речи и полемики, глубины анализа. На высоте был «автор», который сумел отстоять «нападки» критики, убедить в актуальности проблемы повести. Итогом было выступление «экспертов», сумевших оценить работы всех групп.

Внеклассная деятельность по предмету способствует высокомотивированным подросткам реализовать свою индивидуальность, творческие возможности, разбудить талант, помогает становлению успешности.

Таким образом, процесс развития сферы коммуникации и формирование креативности в подростковом возрасте является важным при формировании индивидуальности, творческих возможностей, таланта, успешности и самореализации, а общение способствует самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию личности подростков, применению накопленного опыта в различных стандартных и нестандартных ситуациях, решению практических вопросов.

Основные термины (генерируются автоматически): функциональная грамотность, подростковый возраст, сфера коммуникации, формирование креативности, креативность, процесс формирования, старший подростковый возраст, исследовательская работа, самостоятельная работа, творческое мышление.

Похожие статьи

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Влияние цифровых технологий на развитие брендинга в развивающихся странах

Психологические особенности этнических стереотипов и типа этнической идентичности в подростковом возрасте

Влияние социального окружения на формирование симптомов пограничного расстройства личности в подростковом возрасте

Роль и место инфотейнмента в контексте образовательных медиа

Сущность и роль метатехнологий в повышении качества образования

Роль информационных технологий в процессе поддержки принятия управленческих решений

Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве через игру

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Значение социальных сетей при формировании маркетинговой компетентности в виртуальном пространстве

Похожие статьи

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Влияние цифровых технологий на развитие брендинга в развивающихся странах

Психологические особенности этнических стереотипов и типа этнической идентичности в подростковом возрасте

Влияние социального окружения на формирование симптомов пограничного расстройства личности в подростковом возрасте

Роль и место инфотейнмента в контексте образовательных медиа

Сущность и роль метатехнологий в повышении качества образования

Роль информационных технологий в процессе поддержки принятия управленческих решений

Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве через игру

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Значение социальных сетей при формировании маркетинговой компетентности в виртуальном пространстве