Работа над проектом на уроках русского языка в 3-м классе начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (541) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 18.10.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Евстафьева, С. В. Работа над проектом на уроках русского языка в 3-м классе начальной школы / С. В. Евстафьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 309-310. — URL: https://moluch.ru/archive/541/118452/ (дата обращения: 07.11.2024).



Какого ученика можно назвать успешным? Скорее всего, того, кто умеет решать образовательную задачу, самостоятельно искать информацию, работать в команде. Все эти метапредметные умения развиваются в ходе работы над образовательным проектом.

В современной школе все чаще процесс обучения объединяют с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Проектная деятельность является одним из видов такого подхода. Этот подход по своей сути близко к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение вперёд учащимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Проблемное обучение создаёт условия для прочности знаний и их творческое применение в практической деятельности. Кроме того, проектная деятельность имеет сходство с развивающим обучением. Развивающее обучение — это активно-деятельностный способ обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. При этом ученик, являясь полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

Для учащихся начальных классов начинать заниматься проектной деятельностью самое время. Младшие школьники полны энтузиазма, они любознательные, у них есть свободное время, и самое главное у них ещё не угас интерес к познанию. Исследования в начальной школе имеют немаловажное значение для обучающихся, опыт, приобретенный ими, поможет им в дальнейшем.

Многим детям нравится работать над созданием проекта: создавать и защищать собственный продукт. Во-первых, при подготовке к проекту дети изучают дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, словарный запас слов, открывая для себя много нового, интересного, неизвестного. Они хотят создать свои новые проекты, а те, кто не принимал участие в проектной деятельности, просят дать им попробовать свои силы в создании проектов. Выполнение творческих проектов, защита изделий помогают ребятам адекватно оценивать свои возможности. Проектное обучение в значительной степени изменяет мотивацию учебной деятельности школьников, её положительную направленность. В процессе выполнения проекта у учащихся появляется чувство удовлетворения от достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, что благотворно влияет на личностное самоопределение ребёнка.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования большое внимание уделяется проектной деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных возможностей учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образование указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Основное требование Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования — научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно используя её в учебной, а потом и в профессиональной деятельности.

В процессе изучения, обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий [1].

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Во-первых, следует обратить внимание на типологические признаки проектов, во-вторых, — на их тематику в начальных классах.

Развитие творческого потенциала личности, творческих способностей, творческого мышления весьма актуальный вопрос в образовательном процессе. В современном, быстро меняющемся мире востребована личность, не столько владеющая суммой знаний, сколько способная к творческому созиданию, к принятию нестандартного решения, умеющая прогнозировать, придумывать, проявлять инициативу.

Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё А. А. Потебней: «…язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её».

Русский язык является основой начального образования, так как непосредственно участвует в: становлении гражданской идентичности; формировании мировоззренческих аспектов личности; формировании умения учиться и организовывать свою деятельность [2].

Именно поэтому реализация исследования в данной предметной области будет наиболее целесообразной, это связано с тем, что на уроках русского языка должно происходить обеспечение развития активности обучающегося в контексте реализации требований, предоставленных ФГОС НОО. Данный аспект определяется в содержательных рамках создания ситуации успеха, что служит шагом к преодолению дальнейших трудностей на конкретном уроке русского языка.

Если мы будем рассматривать планируемые результаты по русскому языку в начальной школе, можем сделать вывод, что в процессе обучения необходимо научить школьников самостоятельно работать с информацией и уметь ее представить в той или иной форме. А также, помочь обучающимся в творческом самовыражении.

Обращаясь к УМК «Школа России» по предмету «Русский язык», хочется отметить, что автором применяется проектная деятельность, которая включает в себя: уроки-проекты, проблемные вопросы, задание-проект, практическую работу, творческое задание. Содержание проектной деятельности в УМК «Школа России» создаёт условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребёнка в различных видах и формах деятельности. Например, в учебнике предложены такие проекты, как: «Тайна моего имени», «Зимняя страничка», «Слово».

Несмотря на трудности организации проектной деятельности на уроках, такой метод доступен для учеников 3 класса. Они с большим интересом выполняют задания, прислушиваются к мнению своих товарищей, высказывают свои гипотезы.

При систематическом использовании проектной технологии на уроках русского языка стимулируется творческая активность учащихся, их самостоятельность, формируются исследовательские умения.

Анализ технологической карты проекта на тему «Рассказ о слове» показал, что содержание имеет полное раскрытие темы, её аспектов, стратегий, имеет больше одного ресурса, логичное изложение материала. Самостоятельная работа имеет авторскую оригинальность, уникальные работы. Оформление проектной работы соблюдает единый стиль, грамотно подобранный цвет, использование красочных рисунков или картинок. Защита проектной работы выполнена большинством обучающихся правильно и качественно, речь была грамотная, докладчик умел удерживать внимание и уверенно держался, отвечал на все вопросы, но были и те обучающиеся, которые допускали ошибки, волновались и не могли ответить на вопросы.

Таким образом, можно сказать, что осуществление проектной деятельно на уроках русского языка возможно, но не стоит забывать, что если не раскрыть всю сущность проекта и его содержание, не помогать обучающимся, то эффективной работы и успешных результатов не поучится.

Литература:

  1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации [Текст]/Васильев В. // — Народное образование. — М., 2000, № 9–180с.
  2. Шлинке Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся начальной школы [Текст] / Шлинке Т. Н. // — 2008–223с.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, русский язык, начальная школа, развивающее обучение, Федеральный государственный образовательный стандарт, начальное общее образование, практическая работа, проблемное обучение, проектная работа, творческое мышление.


Задать вопрос