Применение технологии проектной деятельности на уроках русского языка и литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (484) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 18.09.2023

Статья просмотрена: 390 раз

Библиографическое описание:

Бойко, Е. А. Применение технологии проектной деятельности на уроках русского языка и литературы / Е. А. Бойко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 37 (484). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/archive/484/106009/ (дата обращения: 16.12.2024).



Меняется время, а вместе с ним и требования к образованию, его результатам. В соответствии с ФГОС во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, способность к самообразованию, к самосовершенствованию не только в области предметных знаний, но и в духовно- нравственной сфере. Основная цель образования — научить ученика учиться. Функция учителя заключается в формировании и развитии у ученика способности к осмысленному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой, иными словами, его деятельность должна быть мотивированной. В условиях современной школы учащийся получает возможность более осмысленно подойти к решению познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Ведущую роль в школьном образовании имеют системно — деятельностный и компетентностный подходы к образованию. Они указывают на то, что знания, опыт применения этих разнообразных знаний ученик усвоит в процессе собственной деятельности. Второй подход заключается в развитии у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах и видах деятельности на основе использования своего социального опыта.

Следует отметить, что в последнее время происходят частые изменения в школьном преподавании. В условиях реформирования образовательной системы активно внедряются инновационные педагогические технологии, что полностью соответствует общей концепции образования в нашей стране. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования кроме требований к предметным результатам обучения устанавливают требования к личностным и метапредметным результатам. В связи с этим система образования характеризуется поиском и утверждением новых подходов к обучению.

Одним из таких подходов является применение технологии проектов. Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путём самообразования. Метод даёт простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребёнка к учебе. Работа над проектом ценна тем, что в ходе её выполнения обучающиеся приобретают знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности, учатся сотрудничеству в парах, небольших группах, в коллективе. Ученик получает возможность развития исследовательских навыков, умения ориентироваться в потоке информации, анализировать её, обобщать, находить ей применение, сопоставлять факты, делать выводы и заключения.

Технология проектного обучения имеет ряд положительных факторов.

Прежде всего, это довольно новый подход к обучению. Учащиеся погружаются в совместное творческое дело. Зачастую, проекты на одну тему получаются самыми разнообразными. На основе использования многих источников информации учащиеся создают аутентичные продукты. Работа над проектом ведётся некоторое время, и это даёт каждому участнику возможность проявить себя, раскрыться в сотрудничестве. У учащихся формируются умения и способности взаимодействия с другими людьми вне школы, к решению комплексных проблем. А это значит, что дети становятся социально адаптированными людьми. Проектная методика несёт благо для ученика: возрастает мотивация, повышаются результаты в учёбе, развивается мышление высокого уровня, расширяется сотрудничество, растёт уровень самоконтроля и самооценки, что не маловажно для развития личности ученика в любом возрасте.

Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы учитель стремится повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена, тогда она будет иметь больший уровень результативности, успешности.

Моим учащимся очень нравится работа над проектами. Особый интерес вызывают темы по орфоэпии, фразеологии, морфемике. На уроках литературы они готовят небольшие сценки, проводят заочные экскурсии по памятным литературным местам. Интерес вызывают памятники литературным героям.

Русский язык и литература как учебные предметы — плодотворная почва для проектной деятельности. В настоящее время педагоги всё чаще говорят об отсутствии читательского интереса среди учащихся, узком кругозоре, о снижении коммуникативных навыков. Применение учителем технологии проектов даёт обучающимся возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю — решение перечисленных проблем. Для плодотворной активной работы над проектом детям многие учителя предлагают «Правила успешной проектной деятельности»:

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  2. Команды не соревнуются.
  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих» партнеров.
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

В упрощённом виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов.

Следовательно, выполнение задания требовало от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.

Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т. к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям, углубляют знания о различных разделах языкознания. Это, несомненно, имеет только положительные стороны в школьном образовании. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, юного лингвиста и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций, составление карт слов, различных упражнений, проведение экскурсий и т. д. Очень важным при этом является определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т. е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении, анализе проектной деятельности, её результата учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности, конструктивно относиться к критике.

В заключение хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволяет достичь положительных результатов.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней и активнее чувствуют себя на уроках, более грамотно задают вопросы, у них расширяется кругозор, они активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

В современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы ученик испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Ученик же, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы действий в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем. Именно этому и способствует метод проекта.

Литература:

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. — М.: Просвещение, 2013. — 175 с. — (Работаем по новым стандартам).
  2. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2014. — № 1. — С. 17–24
  3. Гуляева О. Н. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы. URL: https: //urok.1sept.ru/articles/618304 (дата обращения 14.05. 2023г.)
  4. Иванова Е. М. Проектная деятельность учащихся на уроках литературы в 6 классе (из опыта работы). URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2021/05/07/proektnaya-deyatelnost-uchashchihsya-na-urokah-literatury-v-6 (дата обращения 24.08. 2023г.)
  5. Охрименко, М. П. Учебный проект по литературе // Литература в школе. — 2013. — № 1. — С. 41–42
  6. https://infourok.ru/statya-pravila-uspeshnoy-proektnoy-deyatelnosti-363447.html
  7. https://infourok.ru/doklad-po-russkomu-yaziku-2106694.html
Основные термины (генерируются автоматически): знание, проектная деятельность, учащийся, учебная деятельность, ученик, член команды, выполнение задания, основа использования, проект, проектное задание, работа, русский язык, собственная деятельность, учитель, школьное образование.


Похожие статьи

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Применение инновационных технологий обучения на уроках русского языка в начальной школе

Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Технология критического мышления в практике преподавания бурятского языка и литературы

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе

Похожие статьи

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Применение инновационных технологий обучения на уроках русского языка в начальной школе

Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Технология критического мышления в практике преподавания бурятского языка и литературы

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе

Задать вопрос