Мы вступили в новый, компьютерный век. Век высоких скоростей и цифровых технологий. Бумажная книга и «письмо от руки» проигрывают телефону и компьютеру. Как в современных условиях помочь ребенку сохранить интерес к обычной книге и простому карандашу, как с помощью цифровых технологий, которые стали обыденностью для современного ребенка, развить его умственный, физический и общественный потенциал, научить индивидуальной работе и работе в команде? Как побороть боязнь ребенком формальных оценок и пробудить в нём неподдельный интерес к учебе?
Необходимо так же учитывать, что одной из основных проблем современного образования является развитие самостоятельного мышления ребенка, его способности не только усваивать передаваемые взрослыми (родителями, педагогами) знания, но и уметь анализировать эти знания, обобщать их и применять на практике. Именно поэтому проектная деятельность, как педагогический метод, стала одной из наиболее востребованных в педагогике последних десятилетий.
При этом проектная деятельность не является чем-то совершенно новым в отечественной педагогике. Многие положения и идеи метода проектов в России получили известность и были реализованы в первых московских детских клубах в начале 20 века. Заново интерес к проектному методу обучения стал возрождаться в 1970-е годы. Однако именно в последнее десятилетие проектная деятельность из частного педагогического приема превратилась в самостоятельное педагогическое направление, которое включено, как обязательное, во все учебники начальной школы. Несмотря на то, что проектная деятельность в начальной школе — это неотъемлемая часть образовательного процесса, многие педагоги не до конца понимают этот педагогический метод.
Главной целью проектной деятельности является создание уникального «образовательного продукта», который разрабатывают участники проекта. Главная педагогическая цель такого проекта — формирование различных компетенций — умений, связанных с опытом их применения в практической деятельности. Проектный метод также предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе. При этом важно понимать, что проектная деятельность — «ограниченная деятельность»: временем, количеством участников, ресурсами, возрастом. Проектная деятельность — это плановая, систематическая деятельность, соответствующая возрастным особенностям обучающихся в начальных классах. Поэтому для правильной внешней мотивации, кроме учебного, хорошо подходит внеурочный (конкурсный) формат, когда дети демонстрируют свое мастерство и наблюдают за успехами других.
На протяжении многих лет защита проектов является одной из форм годовой итоговой аттестации обучающихся старших классов МБОУ «Лицей № 21». Выполнение проектов в начальной школе можно рассматривать как введение младших школьников в самостоятельную проектную деятельность. При этом вся деятельность детей это возраста вполне может рассматриваться как проектная: ребенку 7–10 лет присуще желание узнавать новое, активно исследовать окружающий мир, создавать собственную картину мира. Это значительно облегчает знакомство детей с такими понятиями, как исследование, новизна, результат и т. д. Однако в связи с возрастом обучающихся отличительной особенностью проектной деятельности в начальной школе является вовлеченность в эту работу родителей.
В начальной школе проектная деятельность начинается по всем предметам с первого класса. В учебниках «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык» есть разделы «Наши проекты», включающие в себя загадки, пословицы, знакомство с цифрами, буквами и т. д. Предмет «Окружающий мир», к примеру, содержит темы «Моя малая родина», «Моя семья», «Профессии моих родителей». Во втором-четвертом классах по предметам «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык» и «Литературное чтение» также есть такие проекты. На этом этапе проекты выбираются учителем и в первом классе являются чаще индивидуальными, во втором, третьем и четвертом классах — могут быть групповыми или коллективными.
В первом классе ребенок еще не умеет хорошо читать и писать — материал для проекта ему подбирают родители, которые также помогают и в оформлении работ. Родители вовлекаются в эту деятельность с первых дней ребенка в школе: они узнают, что такое проект, какова его цель, также учитель дает пояснения, в какой форме проект может быть выполнен — обычный альбомный лист, оформленные фотографии, «раскладушка» или слайд-шоу, если родители умеют это делать. Это может быть проект, оформленный в виде книги, или папки форматом А4 с текстом, где размещаются фотографии, рисунки и т. д.
Темы «Моя семья», «Моя Родина» раскрываются учителем в первой четверти: на уроках «Окружающий мир» и «Литературное чтение» мы знакомимся с понятием Родина — это наша страна, отечество, отчизна, — даем определения, сравниваем эти слова, когда они встречаются в учебнике «Азбука», помогаем понять, в чем их схожесть и различие.
Как правило, в первом классе работа над проектами начинается с проекта по предмету «Окружающий мир». Проект «Моя малая родина»» направлен на изучение ребенком 7–8 лет своего родного города. Цель данного проекта — воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию: узнавая свою малую родину, мы узнаем Родину большую.
Следующий проект — предмет «Математика», «Числа в загадках, пословицах и поговорках»: весь материал, выполненный детьми при поддержке родителей индивидуально, собирается в единую книгу.
По окончании изучения всех букв азбуки (предмет «Обучение грамоте») мы начинаем работу над проектом «Живая азбука». Каждый ребенок получает букву и учитель задает стандарт формата книги. К этому времени дети уже научились писать, ребенок эту букву рисует, находит на эту букву небольшие строчки стихотворений, чтобы звучала эта буква — он создаёт свой, индивидуальный проект. Затем этот проект в виде книги оформляют родители, который так и называется — «Проект «Живая азбука». Лицей № 21. 1А класс».
Во втором классе идет работа над проектами «Красная книга Камчатки» (предмет «Окружающий мир»), в третьем классе — над проектом «Разнообразие природы родного края» (предмет «Окружающий мир»), целью которых является знакомство с разнообразием природы Камчатского края и «Охрана природы в Камчатском крае», в котором школьники описывают заповедники и национальные парки полуострова. Проект «Оригами» (предмет «Математика», второй класс) направлен на изучение происхождения оригами и связь этого искусства с математикой.
Примером интегрированного проекта может служить проект «Профессии» (предметы «Русский язык» и «Окружающий мир», второй класс), целью которого является знакомство с разными профессиями, которые существуют в мире: наиболее известными и малоизвестными, но которые доступны для понимания ребенка.
По мере взросления детей и получения ими опыта работы над проектами эта деятельность усложняется — проекты становятся более длительными по времени исполнения — от одной до трех недель: проект «Города России» (предмет «Окружающий мир», второй класс) — знакомство с достопримечательностями любого города России, в котором дети бывали, который им больше всего нравится, его географическое положение, его достопримечательности, известные люди, проживавшие в этом городе и т. д. Большую помощь на этом этапе оказывают родители: помогают найти материал, советуют, какой город выбрать,
В четвертом классе по предметам «Литературное чтение» и «Окружающий мир» — проект «Великая наша держава»: изучение карты мира (какую площадь занимает наша страна), какие великие люди жили в России и прославляли ее — первопроходцы, ученые, защитники, какие народы населяют нашу страну, интересные места, — от зарождения России и до нашего времени. Это помогает сделать вывод, что Россия — великая страна, которая имеет славную историю, учит испытывать гордость за принадлежность к гражданам многонациональной страны, за ее культурные и боевые традиции. «Россия — надежда и опора» — это слова детей, защищающих проекты.
Наибольший интерес представляет опыт выполнения проектных работ по теме — «Моя семья», выполняемая с первого по четвертый класс.
От понятия «Родина» в первом классе мы переходим к более близким для понимания ребенка понятиям — семья, род, родословная, объясняем, что такое семейное древо. Особое внимание уделяется тому, как создается семья — люди встречаются, создают семью, в ней рождаются дети, у каждого из родителей есть свои родственники, которые становятся общими для всей семьи. И именно в этот период учитель объясняет родителям, что проект «Моя семья» — уникальная возможность вовлечения в проектную деятельность как родителей, так и всей семьи, для их совместной работы с детьми. Ребенку доступны вырезание, рисование, раскрашивание, чтение и заучивание текста, который готовят родители. После этого обучающиеся первых классов могут самостоятельно представлять выполненную работу перед одноклассниками.
К четвертому классу дети имеют опыт выполнения простых проектов, чаще всего индивидуальных или групповых, переходя к более сложным заданиям, когда они самостоятельно собирают материал. На этом этапе происходит работа над групповыми и коллективными проектами: кто-то приносит информацию, кто-то — иллюстрации, картинки, кто-то фотографии и, понимая, что данная тема общая для всех детей в группе или в классе, они совместно создают проект. Он может быть выполнен в виде презентации, газеты или коллажа из тех работ, которые обучающиеся создали, раскрывая ту или иную тему.
В начале обучения в четвертом классе дети получают темы по новому предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» (более двадцати), они так же могут предложить свои темы, о чем хотели бы рассказать и какую тему исследовать. Темы даются обучающимся на выбор, все предметные модули курса имеют тематические «пересечения»: «Моя семья», «Добро и зло», «Моя Родина», «Честь и достоинство», «Праздники», «Традиции». Россия — многоконфессиональная страна и мы обязательно говорим о традициях и праздниках в семье, их сходствах или отличительных особенностях, а также традициях и праздниках разных народов и религий. Поэтому дети выбирают ту тему, которая им ближе, понятнее и начинают собирать необходимый материал: консультироваться с учителем, беседовать с родителями, родственниками, ходить в библиотеку. На первом родительском собрании учебного года родителям объясняется, что в четвертом классе, являющегося выпускным, проекты выполняются в виде электронной презентации: определяется тема, цель, задачи, выдвигается гипотеза, предположение и где будет собран весь материал — доказательства той или иной гипотезы. Обучающиеся в конце года защищают свой проект перед комиссией (учителя и родители), отвечают на вопросы, делятся информацией, которую они нашли за учебный год, благодарят тех, кто им помогал, а это, в первую очередь — родители.
Если в первых-третьих классах обучающиеся чаще всего выполняют проекты в печатном или нарисованном (рукодельном) варианте, то уже четвертый класс приближает их к средней школе, где проектная деятельность ведется по всем предметам — проекты становятся более сложными по исполнению и все чаще представляются в электронном формате (презентация). Дети научены основам проектной деятельности, основные этапы которой — это сбор, анализ и отбор информации, при этом достигается понимание важности получения результата, который юные исследователи хотели показать другим, поделиться своими наработками, своими темами, которые исследовались в проектной деятельности. Обучающиеся собирают, исследуют, изучают, отбирают материал, подтверждают ту или иную гипотезу фотографиями, предметами, которые есть в семье и передаются из поколения в поколение, получая в наследство, то, что является ценностью целого рода. Дети представляют и раскрывают эти семейные ценности через проектную деятельность.
Без родителей, без их участия в знакомстве ребенка с историей семьи, не может быть полноценной работы над проектом в начальной школе: родители помогают ребенку собрать материал, подсказывают, что лучше выбрать. К примеру, если выбирается тема «Моя семья», в которой выстраивается семейное древо рода, ребенок не может раскрыть данную тему без интереса к истории своей семьи, без бабушек и дедушек, без родителей. Безусловно, в этом случае нет возможности прийти в библиотеку, чтобы найти нужную информацию. Именно родителями и родными для ребенка людьми история каждой конкретной семьи, ее традиции и вера передаются из поколения в поколение. Именно в семье ребенок получает первые представления о ценностях семьи, участии родных и близких в тех или иных исторических событиях страны, знакомится с профессией родителей — именно семья для ребенка самое ценное, полезное, как для его знаний и жизненного опыта, так и его дальнейшей судьбы. Об этом говорят и отзывы обучающихся и их родителей:
«…Этот проект нужен для того, чтобы узнать своих прадедушек, прабабушек, какая я была маленькая, … я узнала, какая я маленькая в детстве была…». Даша Новожилова, 8 лет, 1 класс
«…Если объединить наши проекты, то получится одна история про наши семьи». Ян Гумеров, 7 лет, 1 класс
«…Мне было интересно узнавать про другие семьи. Можно про проект рассказать друзьям, родственникам. Его можно хранить дома, чтобы вспоминать свою семью». Ангелина Доманова, 8 лет, 1 класс
«…Мне нравится, что ребенок с интересом втягивается в учебу. В первом классе это не всегда просто. Сын готовит проекты, переживает, старается запомнить новую информацию. Учится рассказывать о своих открытиях». Гульнара Нурисламовна Гумерова, 1 класс
«…Проект «Моя семья» послужил прекрасным примером моему сыну в том, что необходимо знать родственные связи, поддерживать семейные традиции и устои. Благодаря проекту он узнал историю нашей семьи, происхождение фамилии. Кроме этого совместная работа сблизила нас». Наталья Михайловна Пресич, 1 класс
«…Наш проект «Моя семья» — это совместный семейный труд и увлекательное путешествие в мир ценностей, уважения и любви. Работа была масштабная, творческая, познавательная и интересная для всей семьи». Надежда Николаевна Гирёва, 4 класс
Опыт проектной деятельности в начальной школе показывает, что работа над проектом стимулирует познавательную активность младших школьников, повышает их интерес к предметам, формирует нравственную и социальную позицию, создает условия для индивидуальной, групповой и коллективной работы обучающихся разного уровня развития и способностей.
Итогом многолетней педагогической работы над проектами в начальной школе стало участие в проекте «Всероссийская Школьная Летопись» (ВШЛ), осуществляемого при поддержке Фонда Президентских грантов. Проект основан на написании книги, авторами которой стали первоклассники в соавторстве с родителями. Этот проект мы назвали «Удивительный край, в котором мы живем: рассказы первоклашек о Камчатке». Под этим названием вышла книга, в которой пятнадцать юных авторов рассказали о любимых местах города Петропавловска-Камчатского, вулканах и заповедных территориях полуострова, местах, где авторы хотели бы побывать со своей семьей. Книга включена в каталог библиотеки проекта «Всероссийская школьная летопись» и её электронный экземпляр передан на хранение в Российскую книжную палату.
Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. При этом велика роль учителя, так как работа над проектом требует от ребенка значительных самостоятельных усилий, а значит — требуются дополнительные вопросы и задания, помогающие в полной мере достичь необходимого результата.
Литература:
- Удивительный край, в котором мы живем: рассказы первоклашек о Камчатке/ 1 «А», 1 «А», МБОУ «Лицей № 21», г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край, — М.6 ООО «Школьная летопись», 2022. — 74 с.: ил. — (Книга класса) https://school-letopis.ru/book/984
- Писарева, Е. В. История моей семьи: опыт проектной деятельности в начальной школе / Е. В. Писарева. — Текст: электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2022/05/04/istoriya-moey-semi-opyt-proektnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy (дата обращения: 04.08.2022).