Мини-музей истории родного края в группе ДОУ
Авторы: Данилова Надежда Валериевна, Емельянова Надежда Васильевна, Жидкова Татьяна Петровна, Москвичева Татьяна Васильевна, Альмешкина Галина Михайловна, Гайкина Фаина Германовна
Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 30.09.2020
Статья просмотрена: 163 раза
Библиографическое описание:
Мини-музей истории родного края в группе ДОУ / Н. В. Данилова, Н. В. Емельянова, Т. П. Жидкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5551/ (дата обращения: 21.11.2024).
В статье раскрывается актуальная тема патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством создания мини-музея «Край чувашский, край родной» в группе ДОУ.
Ключевые слова: родной край, экспозиция, мини-музей, музейная педагогика, малая Родина, чувашский народ.
В дошкольном образовании музейная педагогика становится все популярнее: появляются музейно-образовательные программы, методические рекомендации, публикуются книги. Например, программы «Музей и дети» Л. В. Пантелеевой, «Здравствуй, музей!» (Санкт-Петербург, Русский музей) и т. д.
«Именно специфическое содержание, основанное на внимании и любви к культурному наследию, традициям и корням, позволяет — при желании — формировать патриотические чувства, общественно-гражданскую идентичность безотносительно к идеологическим построениям и религиозному влиянию. Не менее важно, что развитие музейной педагогики является фактором и условием сохранения культурного наследия, формирования широкого культурного кругозора тех, у кого завтра в руках окажется это наследие. Важно воспитать наследников нашей великой культуры, достойных ее и способных ее сберечь для будущих поколений, не дать прерваться «цепи времен». [2]
По И. В. Штанько определяются такие задачи приобщения дошкольников к музейной культуре:
- Формировать интерес к музею как к хранилищу духовных и материальных ценностей
- Формировать навыки поведения в музее у детей дошкольного возраста.
- Развивать художественное восприятие, понимание языка искусства, образное мышление.
- Развивать умение отражать в речи впечатления, полученные в ходе подготовки и проведения музейной экскурсии.
- Воспитывать бережное отношение к образцам духовной и материальной культуры. [7]
Мы при создании мини-музея ставили перед собой и задачу укрепления взаимодействия детского сада с семьями наших воспитанников, так как новые формы работы ДОУ с родителями остаются актуальными в настоящее время. Ведь создание мини-музея осуществляется при активном участии мам и пап, бабушек и дедушек дошкольников.
Мы уверены, что, изучая жизнь древних чуваш, их традиции и обычаи, дети уже с дошкольного возраста начинают приобщаться к истории чувашского народа, тем самым начинают лучше понимать и любить историю всей страны.
Всю работу по созданию мини-музея мы разделили на три этапа:
- Подготовительный этап.
- Этап реализации.
- Обобщающий этап.
Тема музея «Край чувашский — край родной» была определена на первом этапе. Опираясь на работу Т. В. Юрченко, мы решили разместить экспонаты в мини-музее на разных уровнях, на стеллажах и настенных полках, столиках. Стендам определялась роль размещения схем и информации с иллюстрацией. К сбору и созданию экспонатов для мини-музея наравне с педагогами активно привлекались и дети с родителями. [7]
В настоящее время быстрыми темпами развивается виртуализация музейной педагогики. Компьютерная техника делает возможным конструирование самых удивительных музеев, создание экспозиций и открытие тематических выставок. В виртуальном музее возможно погружение в разные исторические эпохи, этнокультурную и природную среду. Для педагогов также становятся возможными проведение интересных познавательных виртуальных экскурсий. [2]
Так, Чувашский национальный музей проводит виртуальные экскурсии на официальном сайте, 3D-туры по экспозициям основных залов музея размещаются в группах социальных сетей. В дошкольном учреждении становится возможным проведение виртуальных экскурсий по знакомству детей с флорой и фауной Чувашии, интересными предметами из коллекций музея.
Решению создания одной периодически сменяемой экспозиции предшествовало бурное обсуждение с детьми идеи создания мини-музея. Первая экспозиция называлась «Мои Чебоксары». Здесь разместились связанные с городом Чебоксары экспонаты: книги о городе, изданные в разное время; фотографии старых и новых Чебоксар; детские рисунки, посвященные городу; наборы открыток с городскими видами, вымпелы с символами города, сувенирные магниты; карта Чебоксары. Хранителем группового мини-музея и олицетворением символа города стала появившаяся в первой экспозиции птичка Саркайок.
В мини-музее возможны проведение педагогами познавательных бесед и мероприятий, которые реализуются в таких формах работы как использование дидактических игр, выполнение творческих заданий, отгадывание загадок и проведение викторин. [9]
Детям дошкольного возраста очень нравятся самим проводить экскурсии в мини-музее, тем самым они знакомятся с профессией экскурсовода. У нас возникла идея создания проекта «Юный экскурсовод», в ходе которого ребята знакомили с экспозициями мини-музея детей из других групп и своих родителей. Были проведены экскурсии «Путешествие по городу Чебоксары», «Символика города Чебоксары и Чувашской Республики», «Родной город».
На смену экспозиции «Мои Чебоксары» пришла экспозиция «Растения родного края». Здесь были представлены фотографии и рисунки вошедших в Красную книгу растений чувашского края, собранные детьми шишки и причудливых форм ветки, высушенные редкие растения. Экспозиции «Народы Чувашии», «Животный мир Чувашской Республики», «Памятники и достопримечательности города Чебоксары», «Театральный мир города Чебоксары» сменяли друг друга.
В настоящий момент в мини-музее представлена экспозиция «По родному краю с рюкзаком шагаю». Здесь собраны интересные предметы, которые ребята привозят из районов и городов Чувашской Республики. Например, ракушки или понравившийся ребенку камушек из реки Волга, сделанная дедушкой шкатулка из бересты, открытки с видами достопримечательностей районов республики. Особое место занимают в этой экспозиции старинные чувашские головные уборы тухья, масмак, хушпу, бусы, различные элементы чувашского костюма, вышивка с чувашскими узорами и т. д. Представленные здесь экспонаты подписываются, а на стенде с картой отмечается место, где был найден экспонат.
Китайская пословица гласит: «Скажи мне, и я не забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Созданный нами мини-музей «Край чувашский — край родной» является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление воспитанников о родном крае, его культуре и традициях, живущих людях, воспитывает истинный патриотизм. [8]
Литература:
- Демина Г. Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду», Образование и воспитание. — 2016. — № 5.
- Музейная педагогика как область педагогической науки: сборник научно-методических трудов. / Под общей ред. доктора философских наук, профессора С. В. Ивановой. М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. — С. 72
- «Музейная педагогика», под редакцией Морозовой А. Н., Мельниковой О. В., Творческий центр, Москва, 2008 г.
- Мурашкина Т. В. «Загадки родной природы», программа этнографического развития детей 5–6 лет. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2015 г.
- Соловей Л. Б. «Традиции Чувашского края», программа по социально — коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2015 г.
- Штанько И. В. Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к изобразительному искусству. М.: АСОУ, 2013.
- Юрченко Т. В. Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы как инновационная форма работы с детьми и родителями в практике ДОУ/ Т. В. Юрченко, Ю. В. Черницова, И. А. Григорьева./ Молодой ученый. — 2016. — № 12.6
- https://www.maam.ru/detskijsad/duhovno-nravstvenoe-vospitanie-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-kraevedenija-i-muzeinoi-pedagogiki.html
- https://otvet.mail.ru/question/74390839
Ключевые слова
малая родина, музейная педагогика, родной край, мини-музей, экспозиция, чувашский народПохожие статьи
Из опыта работы по формированию патриотических чувств дошкольников посредством организации мини-музея имени Ивана Яковлевича Яковлева в ДОУ
В статье раскрывается опыт работы по формированию патриотических чувств дошкольников старшего возраста посредством организации мини-музея в ДОУ.
От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...
Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса
В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»
В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.
Воспитание любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы освещают опыт использования проектной деятельности в воспитании у старших дошкольников любви к своему родному краю, средств музейной педагогики.
Лэпбук как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа
В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.
История родного края
В статье разработан ряд дидактических игр краеведческой направленности, которые помогут детям дошкольного возраста расширить знания о родном городе Самаре, его истории, архитектуре и природе родного края.
Развитие патриотических чувств к родной Белгородской земле у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе истории города Белгорода.
Как познакомить дошкольников с традициями, обычаями и играми коренных народов
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, через знакомство воспитанников старшего дошкольного возраста с играми, традициями и обычаями коренных народов Кузбасса.
Похожие статьи
Из опыта работы по формированию патриотических чувств дошкольников посредством организации мини-музея имени Ивана Яковлевича Яковлева в ДОУ
В статье раскрывается опыт работы по формированию патриотических чувств дошкольников старшего возраста посредством организации мини-музея в ДОУ.
От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...
Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса
В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»
В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.
Воспитание любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы освещают опыт использования проектной деятельности в воспитании у старших дошкольников любви к своему родному краю, средств музейной педагогики.
Лэпбук как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа
В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.
История родного края
В статье разработан ряд дидактических игр краеведческой направленности, которые помогут детям дошкольного возраста расширить знания о родном городе Самаре, его истории, архитектуре и природе родного края.
Развитие патриотических чувств к родной Белгородской земле у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе истории города Белгорода.
Как познакомить дошкольников с традициями, обычаями и играми коренных народов
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, через знакомство воспитанников старшего дошкольного возраста с играми, традициями и обычаями коренных народов Кузбасса.