Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 09.11.2018

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Ефимова, Ю. В. Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы) / Ю. В. Ефимова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3673/ (дата обращения: 27.12.2024).



Музейная среда играет роль учителя и воспитателя. Поэтому сегодня педагоги не обходятся в своей педагогической деятельности без помощи музейного пространства, музей выступает партнером по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Создание репродуктивного материала для мини- музея — неотъемлемая часть научной и исторической реконструкции, основанная, прежде всего, на уважении к своей культуре, изучении основ производства изделий, знакомство с ремеслами.

Дети учатся изготавливать из различного материала игрушки, знакомятся с народными игрушками, разрисовывают их, делают аппликации. Такие умения помогают развивать у детей пространственное мышление, способствуют творческому и эстетическому развитию личности, помогают самореализации ребенка, его самовыражению.

Помимо этого, такая ситуация, когда ребенок сам задействован в процессе создания предмета, когда получает знания через работу с материалом, дает огромный образовательный эффект в работе с детьми дошкольного возраста. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Очень важно, чтобы и сами воспитанники проявляли активность, участвовали в поисково-собирательной работе, знакомились и учились описывать музейные предметы, также участвовали в создании экспозиции. Освоение окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Экспонат — главное “учебное пособие” в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Он «учит» бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке.

Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир. Формирование у ребёнка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны не только в большом и настоящем музее. Но и маленький музейный экспонат ли мини-музей способствует интеллектуальному развитию дошкольника. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

Дошкольнику понятно и близко то, что находится в непосредственном его окружении. Дети способны воспринимать разнообразный музейный материал, качественно использовать знания и опыт, полученный во время посещения экспозиций. Для детей дошкольного возраста не столько важен материал музейной экспозиции, сколько форма его презентации. Им доступна лишь информация, преподнесенная в яркой образной и игровой форме. По определению И. Г. Песталоцци, в процессе обучения должны быть задействованы «ум, сердце и руки». Существенная особенность детского восприятия — лучшее усвоение детьми материала через осязание. Детям разрешается не только трогать объект, но и играть с ним. В продуктивной деятельности дети закрепляют усвоенный материал (придумай и раскрась рисунок прялки или распиши силуэт дымковской игрушки), приобретая личный опыт общения с предметом, например, прялкой, глиняной игрушкой и т. п. Дети эмоционально легко входят в строй народной жизни, запоминая сведения о его свойствах, предназначении, исторических и культурных связях. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны дет­скому восприятию. Живя в этой среде и проигрывая ситуации, они постигают законы жизни в обществе, систему человеческих ценностей, устройство мира.

Музей (мини-музей) детского сада — место, в котором собраны и хранятся предметы и экспонаты, соответствующие содержанию музейной программы, доступные для детского восприятия и представляющие интерес для дошкольников, экспонаты способствуют активизации интереса к изучению родной истории, формированию у дошкольников чувство патриотизма. Развитие художественно-творческой активности осуществляется через ознакомление с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры, через сказки, в которых главными героями становятся утилитарные предметы быта. Под мини-музеем понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразие форм деятельности, включающих в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Экскурсия в мини-музей и знакомство с экспозицией, например, «Ложки», беседы о назначении предметов, поисковая деятельность (опыты с ложками, изготовленных из разных материалов), чтение стихотворений, заучивание загадок, обучение детей в роли экскурсовода, рассматривание буклетов правильной сервировки стола-все это способствует накоплению жизненного опыта, эстетического воспитания ребенка.

Музеи и мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки и поддерживать живой познавательный интерес к «настоящему» музею. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают дошкольникам проникнуться духом исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко- культурные ценности.

Музей для дошкольников является моделью многомерного мира, средством адаптации к культурной среде, где опыт рационального познания переплетается с чувственным, выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость. Тогда исторические и культурологические факты, великие имена, стиль, вкусовые ориентиры эпохи останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.

Литература:

  1. Башкирова Н. Современный ребенок и его проблемы. Детский сад, школа, телевизор, дом, Интернет, улица.СПб.: Наука и Техника, 2007.
  2. Ванюшкина Л. М., Копылов Л. Ю., Соколова А. А. Программа “Кругозор” с методическими рекомендациями: Для дошкольных образовательных учреждений. СПб., 2006.
  3. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов н /Д: Феникс, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музей, окружающий мир, детский сад, детское восприятие, дошкольник, дошкольный возраст, предмет.

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании единого воспитательного пространства (из опыта работы)

Роль природоведческой литературы в личностном развитии ребенка (из опыта работы)

Интернет-кафе в детском доме как условие эффективного внедрения ИКТ и социализации воспитанников (из опыта работы педагога дополнительного образования детского дома)

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы)

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании единого воспитательного пространства (из опыта работы)

Роль природоведческой литературы в личностном развитии ребенка (из опыта работы)

Интернет-кафе в детском доме как условие эффективного внедрения ИКТ и социализации воспитанников (из опыта работы педагога дополнительного образования детского дома)

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы)

Задать вопрос