Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (202) апрель 2018 г.

Дата публикации: 23.04.2018

Статья просмотрена: 810 раз

Библиографическое описание:

Языкина, Е. А. Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника (из опыта работы) / Е. А. Языкина, Р. Н. Митрофанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 323-326. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49561/ (дата обращения: 22.11.2024).



Важнейшая миссия педагога — воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика. Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого, предметом музейной педагогики является музейная коммуникация.

Музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, выступает мощным мотиватором познания.

В дошкольном образовании музейная педагогика играет существенную роль. Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями. Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у детей.

Опрос детей показал, 40 % — имеют представления о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов; 35 % — считают, что музей нужен, чтобы в него приходить и смотреть, 25 % — узнавать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории, о людях. Но есть дети, которые ни разу не были в музее.

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. — Я поведу тебя в музей, — сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Часто ли наши дети бывают вних? В нашем городе не так много музеев. В беседах с детьми мы выяснили, что не все дети были в музее хотя бы раз.Причины самые разные. Во-первых, многие родители не знают, что в городе есть краеведческий музей. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малыши ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в- третьих, многим родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.

В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В течение учебного года мы сотрудничали с социальными партнерами СП «Краеведческого музея» и МБУК «Дома ремесел». Для этого мы разработали и согласовали, с руководителями краеведческого музея и дома ремесел, план посещения экскурсий и интерактивных занятий. В него вошли посещение постоянных экспозиций: «Природа и археология», «Крестьянская изба», «Купеческая гостиная», «Зал боевой славы», «Город ветра», «Город на 150 версте», «Народные промыслы Самарского края»

Посещение музейных интерактивных экскурсий: «Посудная лавка»- знакомство с историей изготовления посуды: деревянной, гончарной, стеклянной, металлической; «Сам себе мастер» — знакомство с традиционными ремеслами: гончарство, кузнечество, плетение и т. д.; «Кто оставил след» — рассказ об археологических памятниках и природе родного края; «Своя избушка — свой простор» — знакомство через игру с крестьянским бытом; «Все дело в шляпе» -знакомство с особенностями головных уборов российской моды прошлого; «Под каблучком» -знакомство с историей изготовления обуви на Руси»-изучение головных уборов особенностей российской моды прошлого; «Город на 150 — й версте с дворянской фамилией» — знакомство с историей города, с происхождением названия города.

Идея создания мини-музеев в группе возникла после того, как дети, посещающие городской музей и выставочный зал, стали воплощать в сюжетно-ролевых играх свои впечатления и полученные знания, активно проявляли интерес к музейной деятельности. Они стали приносить в группу старинные предметы и вещи, особенно было много ложек. Мы предложили родителям и детям создать мини — музей «Ложки из бабушкиного сундука» Для этого поставили цели и задачи перед родителями воспитанников группы (провели консультации, родительское собрание, индивидуальную работу). В целях экономии полезного пространства группы и возможности показа в других местах мы предложили оформить мобильный мини — музей в чемодане. Родители вместе с детьми собрали много сведений о ложке и отразили это в мини проектах. Целью создания музея стало: обогащение представлений детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям). В ходе работы по организации этой экспозиции дети познакомились с историей возникновения ложки, ее назначением, способами изготовления из различных материалов.

Наш переносной мини-музей был показан детям других групп, родителям, коллегам. Выбранные дети — экскурсоводы провели экскурсию по мини-музею. Всем очень понравился наш музейный уголок. Это в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, ко всем предметам свободный доступ, можно брать экспонаты в руки, потрогать, «ощутить» и даже переносить его.

Со многими экспонатами можно играть, и эта особенность, безусловно, очень привлекала детей. В ходе игр дети стали использовать ложки как заместителей сказочных персонажей. Любой утилитарный предмет из маленького музея может стать основой для сказки, а сама сказка способствует познавательному развитию детей, развитию художественных, изобразительных навыков. Мы предложили детям и родителям изготовить театр ложек по знакомым сказкам и самим придумать сказку об этом предмете. В качестве примера нам хочется показать фрагмент авторской сказки:

«-Я деревянная ложка, живу в этом доме со своими братьями и сестрами, такими же ложками, как и я. Решила на свет посмотреть, приключений повидать, а кто ты?», — спросила она.

—«Я маленький светлячок, загораюсь по ночам и освещаю дорогу, чтоб было видно куда идти. А как тебя зовут?», — спросил он ложечку.

—«Не знаю», — услышал в ответ светлячок.

—«Давай будем звать тебя «Звездочкой», ведь ты спрыгнула с подоконника, будто с неба упала как настоящая звездочка» — говорит светлячок.

—«Ура! Здорово! Мне очень нравится мое имя», — ответила ложечка.

—«А меня все зовут «Колокольчиком».

Пойдем, Звездочка я тебе все покажу» — сказал светлячок»

Это способствовало развитию инициативности и самостоятельности, дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослым. А раз у них появляется интерес, процесс познания окружающего мира становится более эффективным.

Любой экспонат из музейного уголка может стать основой не только для творчества ребенка, но становится объектом детского исследования, к которому активно подключаются и родители. В качестве примера нам хочется показать фрагмент исследовательского проекта «Ложка как свидетель семейной истории и документ времени», воспитанника подготовительной группы, который он выполнил вместе с папой и дедушкой:

«В детском саду воспитатели рассказали нам сказки о путешествии ложки, мы познакомились с тем, какие бывают ложки, поискали какими ложками можно кушать, узнали, как в старину называли ложки, выяснили, что не во всех странах ложка необходимый предмет кухонной утвари.

Дома родители рассказали мне, что в нашей семье есть тоже ложка с историей. Так я узнал, что есть семейная реликвия-ложка. Семейная реликвия — это старинная вещь, которая хранится в нашей семье как память о прошлом. Мы с воспитателями и родителями, посещая краеведческий музей, познакомились с историческими реликвиями.

Такие предметы, близкие сердцу, бережно передаются из поколения в поколение вместе с историей семьи.

У нас есть вещи, к которым мы относимся бережно, с большим уважением. Но мне бы хотелось рассказать о другой реликвии семьи– дедушкиной ложке.

Однажды, за обеденным столом в гостях у моего дедушки, я обратил внимание на то, что он ест «особенной» ложкой. Она была деревянная и необычной формы. Дедушка сказал, что это старинная ложка, она с ним побывала на стройке и в армии, он ее сам смастерил. Мне захотелось узнать, что такое ложка, почему ее так назвали, какие ложки были в старину, чем они отличаются от тех, которыми мы пользуемся сейчас.

Объект исследования: семейный столовый прибор-ложка.

Предмет исследования: ценность ложек как реликвии.

У меня появилась цель: узнать историю ложек.

Я поставил перед собой задачи:

‒ узнать историю возникновения ложки как столового прибора;

‒ выяснить, почему дедушка хранит эти предметы.

Мы с родителями предположили: что ложка моего деда — это наша семейная ценность, она о многом может рассказать. В нашем исследовании нам очень помогали и направляли наши воспитатели. Исследовательская работа по теме «Ложка как свидетель семейной истории и документ времени», которую я сделал, была первой в моей жизни. Я рад, что в моей семье сохранились старинные предметы, передавая их из поколения в поколение, мы сохраняем историю своей семьи»

Все виды воспитательно-образовательной работы, которые возможны на базе музея, в конечном итоге, способствуют формированию высоконравственной личности ребенка. Дети, полюбив и освоив занятия в музейном уголке, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий.

Литература:

  1. Арсёнова М. А., Груздева А. В. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014. — Т. 20. — С. 3406–3410. — URL: http://e-koncept.ru/2014/54945.htm.
  2. Евтушенко С. Г., Быкова Е. И., Первова О.А Музейная педагогика как инновационный подход к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников Журнал Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» 2012 КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-kak-innovatsionnyy-podhod-k-hudozhestvennoesteticheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov
Основные термины (генерируются автоматически): музейная педагогика, Ложок, предмет, ребенок, родитель, краеведческий музей, музей, музейный уголок, история возникновения ложки, семейная история.


Похожие статьи

Интеллектуальная игра как мотиватор познавательной активности школьников (из опыта работы)

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Мультстудия как способ формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Самооценка как критерий сформированности критического мышления учащихся (на примере географии)

Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников

Народная педагогика в воспитательном процессе дошкольной образовательной организации

Похожие статьи

Интеллектуальная игра как мотиватор познавательной активности школьников (из опыта работы)

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Мультстудия как способ формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Самооценка как критерий сформированности критического мышления учащихся (на примере географии)

Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников

Народная педагогика в воспитательном процессе дошкольной образовательной организации

Задать вопрос