Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада при ознакомлении дошкольников с малой родиной | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 07.12.2017

Статья просмотрена: 3228 раз

Библиографическое описание:

Воронкова, Н. В. Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада при ознакомлении дошкольников с малой родиной / Н. В. Воронкова, Т. И. Силина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 341-343. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46988/ (дата обращения: 17.12.2024).



В настоящее время положение России в мире таково, что переоценить значимость патриотического, духовно-нравственного воспитания наших детей трудно. Испокон века любовь к Отечеству была главной чертой русского человека: родину не просто любили, за нее готовы были отдать жизнь. Иное отношение к своей стране у современного россиянина. Утрачиваются культурные ценности народа, опыт предков, традиции, переписывается история.

Мы все живем в России. Она, во всех смыслах, наша большая родина. При том, у каждого человека есть еще одна родина — малая. Патриотизм надо прививать детям с раннего возраста, не навязывая, и помнить, что он обретается и переживается индивидуально. Воспитание детей в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями, в частности, своего региона. Чувство патриотизма, любовь к Отечеству зарождаются из любви к малой родине. Нравственные ценности формируются у дошкольников под воздействием ближайшего окружения, через освоение культуры, истории, традиций своего народа.

Обращение к истории малой родины, культурному наследию помогает раскрыть способности детей, сформировать у них суждения и оценки. Ознакомление дошкольников с культурой, историей, традициями, укладом жизни, бытом, обрядами малой родины — путь к воспитанию гармоничной личности.

Ушинский К. Д. утверждал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [2, с.20].

В каждом уголке нашей стране найдется «необходимое содержание для патриотического воспитания дошкольников, в каждом месте свои природа, традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, талантливые люди, народное творчество, сплачивающие людей и показывающие величие родного уголка» [9, с.4].

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с культурными традициями родного края является необходимым условием воспитания любви к Родине, гордости за нее, культуры поведения в обществе.

Среда должна быть организована таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой) совместно со сверстниками и индивидуально.

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в группах:

‒ краеведческих уголков, в которых представлены разнообразные материалы (объекты окружающего мира, предметы старины, куклы в народных костюмах своего края, альбомы «Родной край раньше и сейчас», «Моя малая родина», «Ими гордится Родина»);

‒ патриотических уголков с символикой России и малой родины, портретами президента России и главы региона, а также картами России и малой родины.

‒ книжных уголков, содержащих литературные произведения писателей и поэтов своего края; фольклорные произведения (сказки, загадки, считалки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки);

‒ музыкальных уголков, где представлены народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни);

‒ уголков изобразительной деятельности с образцами росписей, народных игрушек, репродукциями картин известных художников своего края, а также необходимым материалом для самостоятельной работы;

‒ уголков ряжения со специально пошитыми для детей народными костюмами;

‒ спортивных уголков с информацией о спортсменах, прославивших родной край своими достижениями в спорте, атрибутами к народным подвижным играм;

‒ мини-лабораторий с необходимым оборудованием и материалами для проведения опытов, образцами полезных ископаемых родного края;

‒ уголков природы с гербариями растений, иллюстрациями растений и животных, распространенных в регионе, а также тех, которые занесены в Красную книгу;

‒ уголков конструирования с иллюстрациями, схемами и макетами, знакомых детям зданий своего края, зданий старины, памятников архитектуры и необходимым строительным материалом.

В среде детского сада должно найтись место для создания продуктов детского творчества и условия для их демонстрации. Каждая детская работа (вылепленная из глины посуда, разрисованная игрушка или поднос, рисунок куклы в национальном костюме) обладает субъективной значимостью, и ребенок имеет право выставить ее для обозрения сверстниками и взрослыми. Это повышает самооценку дошкольника, создает чувство сопричастности к жизни детского сада.

В фойе детского сада можно разместить стенды с геральдикой России и края, оформить фотовыставку с достопримечательностями, социокультурными объектами малой родины.

Организуя развивающую предметно-пространственную среду, не стоит забывать о том, что ребенок не объект, а субъект воспитательного процесса, а родители — законные представители (согласно закону «Об образовании в Российской Федерации») своих детей. Следует привлекать их к взаимодействию. Родители могут помочь в поиске необходимых материалов: справочной информации, фотографий, иллюстраций, предметов быта, литературы; изготовлении наглядных пособий; оформлении выставок.

Знакомство в свободное время с краеведческими материалами создает условия для развития ребенка под наблюдением взрослого, развития его самостоятельности, общения со сверстниками, а также получения им знаний о:

‒ своей семье, об обязанностях каждого члена семьи, значении семейных традиций, об увлечениях членов семьи, совместном отдыхе;

‒ правилах, нормах общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях;

‒ истории и культуре родного края, достопримечательностях, социокультурных объектах, местах, где трудятся взрослые, выдающихся людях;

‒ природе своего края (растениях, животных, в том числе, занесенных в Красную книгу);

‒ родной стране (государственных символах, президенте, столице, особенностях природы, историческом прошлом).

Распространены в детских садах мини-музеи. Тематика их разнообразна: «Русская изба», «Посуда наших предков», «Народная вышивка», «Украшения и обереги», «Старинные изделия из дерева», «Орудия труда», «Народные игрушки», «Бабушкин сундук», «Старые фотографии», «Природа родного края», «Макеты старинных зданий». Музейные экспонаты помогают детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности. Создание такого мини-музея возможно силами работников детского сада, родителей воспитанников, местных жителей. Конечно же, в нем должны быть представлены народные игрушки, наряды, предметы декоративно-прикладного творчества, крестьянская утварь. Любому ребенку захочется узнать для чего нужны самовар, прялка, ухват, коромысло и как всем этим пользоваться. Интересно детям будет сравнить современный утюг и утюг на углях.

Среда музея положительно воздействует на развитие дошкольников. Им очень нравится, сидя на деревянных лавочках, слушать русские народные сказки, отгадывать загадки, играть в игры. В свободное время они используют экспонаты мини-музея для сюжетно-ролевых игр.

Дети очень любят игрушки. У наших предков одной из любимых игрушек была кукла. Как правило, кукла была тряпичной, сшитая руками мам, бабушек или смотанная ребенком. Тряпичные куклы были и в состоятельных семьях, и в семьях бедных крестьян. Эта незамысловатая поделка приобщала ребенка к труду и творчеству. По обычаям, первую тряпичную куклу шила бабушка, мать или старшая из сестер. Такая кукла была своеобразным эталоном рукоделия, и поэтому часто девочки-подростки брали с собой кукол на «посиделки». По ним могли судить о мастерстве самой владелицы, о ее подготовке к труду: умеет ли шить, прясть, вышивать вязать. Тряпичных кукол брали с собой не только на «посиделки», но и в гости, на жатву и даже клали в приданое.

Тряпичные куклы могут стать неотъемлемой частьюкраеведческого компонента в развивающей предметно-пространственной среде детского сада и присутствовать в каждой группе.

Развивающую предметно-пространственную среду нельзя представить без участка детского сада. Пространство участка, так же как и помещения детского сада, может быть организовано с учетом его назначения. Дошкольники на прогулке не только дышат свежим воздухом, но и становятся активными участниками разных видов деятельности. Они могут играть в народные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, заниматься трудовой деятельностью, осуществлять экспериментирование с различными природными материалами своей местности.

Кроме того, на территории детского сада можно создать этнологический уголок, при посещении которого во время прогулок, воспитанники как бы оказываются в другом времени, узнают, как раньше жили в деревнях. На деревенском дворе жили домашние птицы, животные, пчелы; воду брали из колодцев (она была чистая, прозрачная, вкусная) ее нужно было много для хозяйства и семьи тогда были большие. Крестьяне выращивали на матушке-земле рожь, пшеницу и сами на мельнице мололи муку. Дети были большие помощники в домашних делах.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что часть программы дошкольной организации, формируемая участниками образовательных отношений «может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность» [1, с.13]. Данный нормативный документ дает возможность коллективу любого детского сада активно сотрудничать с социумом и родителями воспитанников и сделать все возможное для того, чтобы не дать нашим детям забыть о своем историческом и культурном прошлом. Важно объединить образовательное пространство детского сада с образовательным пространством семьи и социума.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.:ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.
  2. Ушинский К. Д. Педагогические идеи. — М.; 1971.
  3. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
  4. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. // О. Л. Князева, М. Д. Маханева, — Программа С-Петербург изд-во «Детство-ПРЕСС, 2004. — 304с.
  5. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, малая родина, родной край, развивающая предметно-пространственная среда, ребенок, уголок, Красная книга, Родина, родитель воспитанников, свободное время.


Похожие статьи

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Важность развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Создание предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Построение предметно-развивающей среды для организации деятельности старших дошкольников по изготовлению учебно-дидактического материала

Возможности развития предметно-пространственной среды группы, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Развитие познавательной активности дошкольника при ознакомлении с окружающим миром через проектную деятельность

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Похожие статьи

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Важность развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Создание предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Построение предметно-развивающей среды для организации деятельности старших дошкольников по изготовлению учебно-дидактического материала

Возможности развития предметно-пространственной среды группы, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Развитие познавательной активности дошкольника при ознакомлении с окружающим миром через проектную деятельность

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Задать вопрос