Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ходеева, С. Ф. Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста / С. Ф. Ходеева, М. Н. Клевцова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12159/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ребёнок переступает порог детского сада. В жизни наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду — период адаптации. Адаптация к детскому саду — тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно. Отрыв от дома и близких ребенку людей, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким.

Опыт работы с детьми младшего возраста приводит к выводу: к организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо относиться более осмысленно, чтобы пребывание малыша в детском саду было наиболее комфортным. Развивающая среда — это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребёнка, (т. е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребёнок приходит, рождаясь на свет).

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, здоровьесберегающей, эстетически — привлекательной.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Создавая развивающую предметно-пространственную среду, учитывались требования программы, отображая её во всех зонах группы.

Для того, чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка среда должна быть разнообразной, яркой, информативно богатой. Придерживаясь общепринятых принципов построения развивающей среды в группе, продумана организация пространства так, чтобы всегда можно было удивить и заинтересовать вновь поступивших детей. При оформлении развивающей предметно-пространственной среды учтены возрастные особенности и задачи воспитания, принципы гигиеничности, безопасности. Организована предметная среда так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Богатая развивающая среда необходима ребёнку, но когда малыш расстаётся с близкими людьми, здесь не до игрушек. Первая задача воспитателя — получить доверие ребёнка, заинтересовать его. И вот здесь уже и начинается развивающая предметно — пространственная среда.

В первый день знакомства предлагается домой фотоальбом «Давайте познакомимся». Его герой — колобок, который живёт в группе и очень ждёт встречи с малышами. Колобок знакомит детей с детским садом: это и музыкальный зал, где можно будет петь песенки, танцевать; и участок с верандой, где играют в песочнице, качаются на качелях; и спортивный зал, где занимаются спортом; и разные игрушки в группе; и кроватка, где ждёт куколка или мишутка, чтобы спать; и комната, где моют руки.

В период адаптации в раздевалке встречают детей различные игрушки-забавы. Это промышленные игрушки-забавы: неваляшки, матрешки, заводные игрушки, а также сделанные своими руками: маленькие петушки, курочка-красавица, сорока-белобока, театр игрушек.

По утрам трудно расставаться малышам с родителями. Чтобы этот процесс проходил более спокойно, была сделана книга «Мамочка милая, мама моя…». Это книга с фотографиями мам детей. Дети любят её рассматривать. Они радуются, когда находят своих мам, называют их по имени, рассказывают, какая мама красивая, добрая, что любит делать. Это помогает снять эмоциональное напряжение, раскрепощает их, вызывает желание общаться.

Групповое помещение — это место, в котором ребенок проводит большую часть дня, поэтому работа требовала наибольших усилий. Работа начата с зонирования группы, предлагаемой программой «Детство». В результате были обозначены следующие зоны: игровая (в которую входят зоны сюжетных и строительных игр, игр с транспортом, и с природным материалом), физического развития, творчества, музыкальных занятий, чтения и рассматривания иллюстраций.

Одной из основных потребностей ребенка третьего года жизни является потребность в движении. Чтобы способствовать этому, зона физического развития, оснащена оригинальными видами нестандартного оборудования, разнообразным физкультурным инвентарём, масками для подвижных игр, что позволяет детей упражнять в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности. Дети самостоятельно могут выбирать то или иное оборудование для игр, использовать его в других центрах группы.

Особая роль выделена игровой зоне. Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркая, насыщенная зона сюжетных игр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. Дети очень любят играть в «жилой комнате» и «кухне». Как девочки, так и мальчики с большим удовольствием готовят куклам обед, укладывают их спать, купают, расчёсывают, катают на колясках. Игровая среда пополняется и меняется в зависимости от игровых ситуаций (приобретаются новые игрушки, сменяются наборы кукольной посуды, одежды, дополняются муляжами овощей и фруктов, различными продуктами питания).

Немало усилий было приложено к тому, чтобы вызвать интерес детей к строительным играм, начинать формировать интерес к конструированию. Малышам интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталь о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства: форму, величину, цвет и динамические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой грани). Дети познают элементарные действия со строительными деталями, запоминают и узнают детали по более характерным признакам и свойствам. В группе имеются как традиционный материал для строительных игр (пластмассовый цветной конструктор), так и нестандартный — это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек (они легки, устойчивы, имеют различную фактуру). Все это в достаточном количестве имеется в группе в зоне строительных игр.

В зоне игр с транспортом собраны технические игрушки, которые пользуются большой популярностью у детей, особенно у мальчишек– это машины — самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора), легковые автомобили, каталки. Есть большие машины, на которых могут кататься дети.

Особое удовольствие детям доставляют игры с каштанами, шишками, желудями, камешками, с песком и водой, которые находится в зоне игр с природным материалом. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Комплекс «Песок и вода» — это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком и если ребенок еще плохо говорит и не может сказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Дети очень любят доставать предметы из воды, переливать воду в различные сосуды, наблюдать, как плавают в воде рыбки, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать её струей. Из песка строят различные постройки, также ищут в песке мелкие предметы, разыскивая в нем игрушку-сюрприз, рисуют на песке. Организация таких игр требует определённых условий, поэтому они проводятся с небольшим количеством детей или в утренние часы, когда надо отвлечь малышей от мамы, или вечером, когда они начинают переживать, что за кем –то из детей уже пришли родители. Проигрывая ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

И хотя в программе игры по сенсорике не выделены в отдельную зону, но важной задачей при организации развивающей предметно-пространственной среды детей младшего возраста является их сенсорное развитие, которое осуществляется в основном в предметной и ориентировочной деятельности, поэтому была выделена зона сенсорики. Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей подобраны игрушки и пособия, различные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Малышам предлагаются различной сложности пирамидки, матрешки из двух — трех частей, различные вкладыши, прищепки основных цветов, сюжетно-дидактическое панно «Домашние животные», «Теремок», игрушки-шнуровки разного вида. Особенно популярностью у детей пользуются стучалки, забивание гвоздиков. Дидактические пособия доступны для детей, они яркие, разнообразные, а также они полифункциональны т. к. при их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем мире.

Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Главная задача — пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления. Разнообразный изобразительный материал находится в свободном доступе, что позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение. Малыши любят лепить из воскового пластилина, приобретённого родителями. Он легко разминается, мягкий, пластичный, детали хорошо скрепляются друг к другу. Особое удовольствие доставляет детям рисование восковыми карандашами, фломастерами, маркерами, оставляющими толстые линии на листе бумаги. Маленькие фантазеры создают свои первые шедевры, которые затем демонстрируются родителям. При помощи родителей зона творчества обогащена раскрасками со знакомыми сюжетами сказок и мультфильмов.

Никогда не бывает скучно в зоне музыкальных занятий. Малыши с удовольствием гремят погремушками, шумелочками и маракасами, сделанными из киндер-сюрпризов, играют на барабане, бубнах. Мальчики особенно любят музыкальные рули. В уголке есть музыкальный центр, на котором прослушиваются детские песни, сказки и звуки (дождя, животных, птиц, транспорта). Подобрана фонотека со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями. Движения под музыку вызывают у детей бурю положительных эмоций.

Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге — одна из задач, которую ставит перед собой каждый воспитатель. В зоне чтения и рассматривания иллюстраций привлекают ребят различные яркие книжки, здесь есть и потешки и русские народные сказки и «книжки-малышки», и книги с единым сюжетом, но нарисованные разными художниками-иллюстраторами. Все книги с яркими иллюстрациями, они вызывают у малышей эмоциональный отклик, помогают понять содержание сказки, песенки, потешки, лучше представить внешность героев и их характер. Дети очень любят не только слушать чтение книжек воспитателем, но и просматривать их сами. Изготовлены альбомы с иллюстрациями из любимых сказок и мультфильмов.

При организации развивающей предметно-пространственной среды были учтены требования ФГОС, все основные направления развития ребенка третьего года жизни. Если обстановка в группе будет приближена к домашней, а дети будут ощущать заботу, любовь и тепло наших сердец и с удовольствием бежать в детский сад, то основная задача адаптационного периода будет выполнена.

Литература:

  1. Воспитание детей раннего возраста. Аксарина, Н.М. — М.: Медецина 2007
  2. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н. В. Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2006
  3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М.М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, развивающая предметно-пространственная среда, игра, игрушка, малыш, период адаптации, младший возраст, особое удовольствие, природный материал.

Похожие статьи

Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Возможности развития предметно-пространственной среды группы, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Организация предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Развитие самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях обогащенной предметно-развивающей среды

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Похожие статьи

Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Возможности развития предметно-пространственной среды группы, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Организация предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Развитие самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях обогащенной предметно-развивающей среды

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ