Построение предметно-развивающей среды для организации деятельности старших дошкольников по изготовлению учебно-дидактического материала
Автор: Алекинова Ольга Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 06.12.2013
Статья просмотрена: 1741 раз
Библиографическое описание:
Алекинова, О. В. Построение предметно-развивающей среды для организации деятельности старших дошкольников по изготовлению учебно-дидактического материала / О. В. Алекинова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4593/ (дата обращения: 24.12.2024).
Несомненно, наиболее значимый фактор в полноценном развитии ребенка является построение той предметно-развивающей среды, в которой он воспитывается. Безусловно, если придать развивающей среде характер разнообразия, вариативности и насыщенности, то развитие личности ребенка будет проходить намного эффективнее, чем, нежели в монотонном, однообразном течении.
При раскрытии нашей темы важно обратиться к определениям предметно-развивающей среды. Рассмотрим несколько значений обозначенного понятия.
Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащённая среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка [2].
Развивающая предметно-пространственная среда детства — система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития [1].
Анализ психолого-педагогических исследований (Л. С. Выготский, Н. А. Ветлугина, О. В. Дыбина, Т. С. Комарова, С. Л. Новосёлова и др.) показал, что развитие творчества ребенка дошкольного возраста во многом зависит от построения и насыщенности предметно-развивающей среды в условиях ДОУ.
В нашей работе при формировании творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания учебно-дидактического материала большое значение уделяется организации предметно-развивающей среды.
Для творческого развития ребенка важную роль играет вариативный характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению создавать различные продукты деятельности. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности.
Творческая работа ребенка по изготовлению учебно-дидактического материала заключается в создании полезных и значимых карточек, плакатов для образовательной деятельности или игры, которые имеют общественную значимость, в частности изготовленный учебно-дидактический материал может использоваться не только для воспитанников экспериментальной группы, но и для детей других возрастных групп детского сада. Кроме того, в процессе работы по изготовлению учебно-дидактических пособий, дети получают возможность почувствовать разнообразие и фактуру художественно-творческих материалов, формируются представления об их использовании. Действия с художественно-творческими материалами и инструментами (кистью, ножницами и др.) имеют общеразвивающий эффект и положительно влияют на развитие руки ребенка, координацию движений обеих рук, действий руки и глаза и т. п.
Изготавливая учебно-дидактический материал, дети учатся планировать и организовывать свою деятельность и добиваться результата. Также организация данного вида деятельности воспитывает у детей такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе.
Однако эффективность организации процесса по созданию учебно-дидактического материала с детьми старшего дошкольного возраста во многом зависит от художественно-творческих материалов и оборудования, которые имеются в распоряжении воспитателя и которыми пользуются дети.
Для формирования творчества у детей старшего дошкольного возраста по теме нашего исследования предполагалось оформить в группах мини-мастерские «уголок творчества», где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пользоваться различными художественно — творческими материалами, а также по желанию доделывать незавершенные работы в образовательной деятельности по изготовлению дидактических пособий или отрабатывать полученные навыки в самостоятельной деятельности. Необходимо в мини-мастерской оформить место для хранения детских работ, которые не были выполнены до конца на занятии, с целью возможности в самостоятельной деятельности завершить работу.
Приведем пример оформления мини — мастерской «уголок творчества», в который входят следующие художественно творческие материалы:
1. Бумага разной фактуры (цветная, гофрированная, бархатная, белая, самоклеющаяся) и разного формата (А-5, А-4, А-3)
2. Цветные карандаши не менее 12 цветов.
3. Фломастеры не менее 12 цветов.
4. Детская пастель.
5. Краски (гуашь, акварель, акриловые).
6. Кисти разных размеров.
7. Картон цветной и белый.
8. Цветные гелевые ручки.
9. Пластилин.
10. Ножницы.
11. Клей (ПВА, карандаш).
12. Простые карандаши.
13. Блёстки
14. Детские раскраски.
15. Рекламные журналы или старые книги, обои для вырезывания предметов.
16. Трафареты с изображением животных, фруктов, транспорта и т. д.
17. Карточки с заданием закрась фигуру, придумай узор, дорисуй картинку, оживи кляксиков и др.
18. Тычки.
19. Печати детские.
20. Бисер разного цвета.
21. Копировальная бумага (разного цвета).
22. Самоклеящаяся бумага с изображением игрушек, животных, людей.
Следует отметить, что приведенный перечень художественно творческих материалов должен, находится в свободном доступе для детей. Проанализировав результаты наших наблюдений по вопросу размещения уголка творчества во многих детских садах, мы пришли к выводу, что данной проблеме уделяют недостаточно внимания. Во всех возрастных группах детского сада существуют так называемые уголки для организации творчества детей, но там размещено минимальное количество материалов необходимых для организации продуктивной деятельности воспитанников. В основном в уголке находилось: пара акварельных красок, причем закрытые, несколько листочков белой бумаги, цветные карандаши. В другой группе размещение художественно творческих материалов находились в закрытом виде от детей, по ответам воспитателей, мы выяснили, что данными материалами дети пользуются только в образовательной деятельности, а в самостоятельной пользоваться не дают во избежание беспорядка.
Безусловно, недостаточно организованная предметно-развивающая среда не даёт полноценно раскрыться творческому началу ребенка, его действия приобретают ограниченный характер.
В ходе реализации нашего исследования в экспериментальной группе была продумана и создана предметно-развивающая среда с учетом предложенных рекомендаций, мы постарались оснастить её всеми перечисленными художественно творческими материалами, выделили место для хранения незаконченных детских работ по изготовлению дидактического материала в образовательной деятельности. По результатам наблюдения в первые два месяца после организации мини-мастерской за самостоятельной деятельностью воспитанников мы отметили: дети с удовольствием занимались в «уголке творчества», по мере приобретения навыков ручной умелости, отмечалось, что они с большим интересом старались закончить свои работы, которые в образовательной деятельности не всегда удавалось во время завершить. Самое характерное, это то, что практически все воспитанники группы в различное время самостоятельной деятельности приступали в данном уголке к вырезыванию картинок, приклеиванию, рисованию, раскрашиванию фигур, отрабатывались движения те, которые менее удавались. Иногда деятельность носила коллективный характер: сначала собиралась пара детей договариваясь сделать что либо, к ним присоединялись другие воспитанники, проявляя интерес к предстоящей деятельности, давая свои советы. Приведем пример из наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста в период самостоятельной работы:
Юля И. и Вика К. играли в бумажные куклы, примеряя им наряды.
— Как хорошо бы было, если бы у них была комната с мебелью — Юля И.
— Да, у нас тогда всё по-настоящему было бы — Вика К.
— А давай, сами сделаем им комнату, нарисуем диван, стол — Юля И.
Девочки направляются в уголок творчества. Эмоционально обсуждают, что им необходимо взять. Откладывают лист формата А-3, карандаши, и приступают к работе. К реализации данной деятельности привлекло внимание со стороны других детей — Насти Ф., Вики Х.
— А что это вы делаете? — Настя Ф.
— Рисуем комнату для кукол — Юля И.
— А можно я вам потом кровать нарисую — Настя Ф.
— Конечно можно — Вика К.
Заметив деятельность детей, мы предложили страницы из старой книги с изображением мебели.
— Я вижу, вы рисуете комнату для куклы, посмотрите, эти странички с изображением мебели от старой книги, я их нашла и не стала выбрасывать, а сейчас я думаю, они вам пригодятся.
— Наверное, а как они нам пригодятся? — Юля И.
— Может, захотите какие — то предметы не нарисовать, а вырезать и приклеить.
— Да, телевизор можно вырезать — Вика Х.
Воспитанницы стали друг с другом советоваться, где лучше нарисовать, а где приклеить. Когда Егор Ю., Артур Г. услышали о том, что сейчас девочки будут вырезать предметы для комнаты, они попросились к девочкам им помочь.
Творчество у детей дошкольного возраста формируется постепенно, в процессе активной деятельности, в нашем исследовании, это процесс создания учебно-дидактического материала, наглядно мы убедились, что велико может быть значение правильно организованной и достаточно оснащенной предметно-развивающей среды по художественно-творческому направлению детей.
В заключении хочется отметить, что предметная среда в дошкольных образовательных учреждениях, по сравнению с обычной семейной обстановкой, должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие творчества ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств [3]. Правильно организованная предметно-развивающая среда в области художественно-эстетического направления должна побуждать ребенка к проявлению самостоятельности, выражению инициативности, поддержанию интереса к продуктивным видам деятельности.
Литература:
1. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — 4-е изд., перераб. и доп. /Под. ред. Л. А. Парамоновой. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 320с.
2. Новосёлова С. Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. — 59 с.
3. Настольная книга воспитателя и методиста детского сада: развитие творческих способностей дошкольника / И. В. Груздова [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 376с.