Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу
Авторы: Татьянкина Татьяна Евдокимовна, Загребина Елена Васильевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.
Дата публикации: 27.02.2018
Статья просмотрена: 268 раз
Библиографическое описание:
Татьянкина, Т. Е. Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу / Т. Е. Татьянкина, Е. В. Загребина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3147/ (дата обращения: 16.12.2024).
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Сказка» г. Омутнинска функционирует с 1984 года.
Детский сад находится в центре города, в зоне ближайшего окружения расположены объекты: образования, физкультуры и спорта, культуры, промышленности.
Такое расположение детского сада позволяет педагогам знакомить детей с социальной действительностью, способствует установлению творческих и деловых связей с различными институтами детства, общественными учреждениями и организациями.
ДО неоднократно становилась победителем городского конкурса «Лучший цветник города», победителем окружного и областного конкурса «Красивая школа — 2016».
Формирование гражданской позиции начинается с детства.
Без знаний своих корней, традиций, своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою малую родину, с уважением относиться к другим.
Прежде чем дошкольник начинает воспринимать себя как гражданина своей страны, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней — того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. И в этом нам, педагогам, поможет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.
Актуальность этой проблемы связана и с тем, что в содержании ФГОС дошкольного образования особое место уделяется формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, даются представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. В связи с этим значительно возросла роль дошкольных организаций в решении этих задач.
Поэтому с января 2017 года дошкольное учреждение является региональной инновационной площадкой ВятГУ по теме «Предметно — развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу», научными руководителями которой являются доктор педагогических наук, профессор Наталья Сергеевна Александрова, кандидат психологических наук, доцент Светлана Александрова Городилова, преподаватель Елена Вячеславовна Хмелькова.
В рамках работы площадки проведено анкетирование, в котором приняли участие 17 педагогов, 35 родителей (законных представителей) и 92 воспитанника детского сада. В процессе анкетирования выявилось, что 92 % детей знают страну, в которой живут, 88 % — город, 73 % — улицу. 98 % дошкольников знают название детского сада, которое посещают, 73 % осведомлены, кем работают родители. 95 % малышей рассказали бы гостям о любимых местах в Омутнинске, это металлургический завод, набережная, парк, фонтан.
Проявление дошкольниками нарастающего интереса к познанию окружающего мира, желание защитить природу, актуальность дизайнерского оформления помещений и территории ДОО, всё это привело к необходимости поиска новых путей решения проблемы и показало, что нужна систематическая и планомерная работа по ознакомлению дошкольников с родным городом и градообразующим предприятием.
Познание детьми нравственных норм и правил, любви к малой родине во многом зависит от педагогов, родителей и окружающей среды. Сотрудничество, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие, так необходимые, эффективней всего могут проявляться в совместной деятельности. Особенно ценен труд детей совместно со взрослыми, направленный на улучшение окружающей среды (работа над планированием, дизайном, озеленением, благоустройством территории), т. к. именно через деятельность человек воздействует на окружающую среду.
Поэтому предметно-развивающаяся среда, совместные мероприятия должны выступить не только условием творческого саморазвития личности ребёнка, но и показателем профессионализма педагогов и родителей.
Большинство родителей отмечают интерес детей к родному городу и сами готовы оказать помощь при организации экскурсий и мероприятий.
Педагоги отмечают, что дети, посещая дошкольную организацию, знакомятся с историей города, памятными местами, достопримечательностями, ОМЗ, культурными ценностями жителей районного центра.
С мальчишками и девчонками проводятся пешие походы, экскурсии, праздники, совместные мероприятия с родителями, встречи с интересными людьми, выставки мастеров и умельцев.
Ежегодно обновляется развивающая среда прогулочных площадок. Педагоги с детьми проводят на свежем воздухе разнообразную деятельность по ознакомлению с родным городом: игры, акции, наблюдения, выполняют простейший труд, разрабатывают схемы, карты своих дворовых участков, занимаются оформлением цветников, которых на территории детского сада более 10, конструируют макеты города из бумаги и песка.
Таким образом, современные пространства дают большие возможности для социально-личностного развития детей, навыков труда и общения с природой, для познавательного воспитания дошкольников, доброжелательного отношения к объектам природы и пропаганды патриотических знаний среди взрослых.
В предметно-развивающую среду групповых комнат «вписаны» уголки «Моя Родина», «Наш край», «Мой город», «Профессии родителей», «Я — работаю на ОМЗ» и другие, где размещены фотоальбомы, выставки, игры, пособия, открытки с изображением родного города.
В рамках данной работы в детском саду прошли мастер-классы родителей для детей старших групп по ознакомлению с профессиями Омутнинского завода, такими как сталевар, сварщик, машинист крана, плавильщик, разливщик, водитель. Родители в доступной форме рассказали, что привлекает их в этой сфере деятельности, чем они занимаются, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т. п. Дошкольники изучили разнообразную наглядность, задавали вопросы. Затем беседа перешла в игры, которые направлены на формирование первых представлений о профессиях. Игры с профориентационным содержанием повысили уровень осведомленности малышей. Например, в играх «Назови профессии в металлургии», «Кто работает на Омутнинском заводе?», «Чем занимается сталевар?», дети запомнили не только названия распространенных профессий на заводе, но и некоторые атрибуты, необходимые для той или иной профессии. В играх «Кому, что нужно для работы?», «Кто чем занимается?» узнали новое об инструментах, которые используют люди разных профессий. Игры малой подвижности «Назови правильно», «Что мы видели, не скажем, а что делали — покажем» непроизвольно способствовали расширению и углублению знаний о разных профессиях.
Таким образом, важно, чтобы предметно — развивающая среда способствовала социально-культурному становлению дошкольника. Необходимость развития интереса дошкольников к родной стране связано с социальным запросом общества: чем содержательнее будут знания детей о родном городе, ближайшем окружении, природе, традициях, культуре, тем более действенными окажутся они в воспитании чувства ответственности и гордости за свою страну.