Возможности развития предметно-пространственной среды группы, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 20.04.2022

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Колобова, А. В. Возможности развития предметно-пространственной среды группы, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста / А. В. Колобова, М. Ю. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 467-470. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90455/ (дата обращения: 15.11.2024).



Реализуя принципы и подходы программы «Вдохновение», мы не просто изменили традиционное устройство группы, наполненное готовыми решениями и, как оказалось, с минимальными возможностями для саморазвития ребенка, но и определили значимые ориентиры нового пространства, в котором ребенок действует в своем собственном направлении и по собственному замыслу.

Неожиданными, но видимыми ориентирами новой среды стало появление в группе зоны для уединения детей, с мягкими элементами (подушки, кресло-груша, коврик), все это добавляет группе немного семейного уюта. В любое время в нем можно спрятаться, уединиться, поиграть одному или с другом.

В тесном контакте с детьми создается следующий важный для нас ориентир — это информационное пространство. Открытую информацию о текущей жизни группы составляют разнообразные практические материалы: многочисленные фотографии, рисунки, схемы, опросники, тексты составленные со слов детей, иллюстрации, плакаты, макеты. Визуально оформляем новости и события, поздравление детей и правила группы. Дети рисуют, обводят копируют, печатают слова, самостоятельно размещают в пространстве группы важную для них информацию. Изучающую тему и текущую деятельность отражаем в листах ежедневника, заполняем их на утреннем круге. Ежедневники со временем становятся более четкими и структурированными. В них указываем дату, дни недели, погоду, количество присутствующих детей, предстоящую деятельность, занятия и др.

Ежедневное использование с детьми таких информационных носителей как настенный, отрывной или самодельный календарь, часы (настенные, самодельные, ручные) — это решение образовательных задач в разных областях и сближение детской реальности со взрослой жизнью.

Значимыми ориентирами пространства служат центры активности. Математика является составной частью нового пространства. В группе созданы такие условия, что дети ежедневно имеют дело с числами, геометрическими фигурами, с измерением, сравнением. Математическое содержание таких постоянных действий, как пересчет присутствующих, определение порядка прихода детей, заполнение календаря погоды, деление, угощение и многое другое становится для детей интересным и важным.

Материалы центра грамотности такие, как разнообразные буквы, образцы слов, имен, трафареты, журналы и газеты для вырезаний, бумага, карандаши, ручки, дырокол, степлер — наши помощники в составлении и оформлении рассказов по изучаемой теме, в создании тематической азбуки и стенгазеты. Книги, афиши, объявления, игры и атрибуты к ним, это и другое мы создаем, воплощая наши идеи и замыслы в реальность. Книжный шкафчик в группе располагается рядом с мягкими пуфиками.

Доступный для детей шкафчик с полочками, наполненный материалами к лепке, рисованию, конструированию позволяет детям самостоятельно организовать творческую мастерскую. Разнообразие или дополнение нового расходного материала отталкивается от изучаемой темы и интересов детей. Все это дает каждому ребенку возможность стать автором единственной и неповторимой работы. Индивидуальные полочки в группе дают возможность хранение личной канцелярии, самостоятельно выбрать материал, экономно и аккуратно пользоваться, соблюдать порядок.

Достойное место в группе занимает центр России, наполненный детскими работами, фотографиями города и страны. Наклеивая, налепливая маршрут реки, границы города на картах мы вместе расширяем наше представление о том, как велика наша страна.

Почувствовать себя настоящими исследователями дети могут в специально организованном месте — в центре науки. Материалы и оборудование в центре подбираются вместе с детьми и родителями в зависимости от изучаемой темы, от вопросов и предложений детей. Вместе знакомимся с новым оборудованием, совершаем открытия и ищем ответы на свои вопросы.

Следующим ориентиром пространства является самовыражение ребенка и его индивидуальность. В групповом пространстве предусмотрено множество мест для размещения художественных работ детей, для их персональной выставки. Это магнитная доска, сетка-паутинка, тематические альбомы, выставочные полочки с пьедесталом.

Права ребенка на свободный выбор деятельности поддерживается разнообразием центров активности, наполнением их материалами на основе интересов и потребности детей.

Дети самостоятельно формируют комфортное для себя пространство, перемещая не только стулья, скамейки, но и используют различные расходные материалы и реальные атрибуты в повседневной взрослой жизни.

Развивающая среда группы — это живой организм, который не может быть выстроен окончательно. Ежедневно мы создаем общее с детьми пространство, где ценностью является свобода и реализация своего замысла, любимое дело, игра.

Поддержка и воплощение на первый взгляд неосуществимых идей, задач детей рождает в них желание и стремление действовать, изучать, понимать. Самостоятельность и ответственность проявляется в детях, если пространство группы создается не вместо детей, а вместе с ними.

E:\20220128_105623.heic E:\20220131_071824.heic

E:\20220128_104247.heic

E:\20220128_092608.heic

E:\Screenshot_20220416_233714.jpg

E:\Screenshot_20220416_233700.jpg

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, группа, материал, пространство группы.


Похожие статьи

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников

Важность развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Возможности сетевого взаимодействия в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Влияние учебно-воспитательной среды на сохранение и развитие творческой деятельности школьника

Похожие статьи

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников

Важность развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Возможности сетевого взаимодействия в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Влияние учебно-воспитательной среды на сохранение и развитие творческой деятельности школьника

Задать вопрос