Творческий проект для дошкольников старшего дошкольного возраста «Мой край родной — Югра!»
Авторы: Сафиуллина Галина Николаевна, Береговина Лариса Николаевна, Гневанова Оксана Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XXV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2022)
Дата публикации: 17.03.2022
Статья просмотрена: 276 раз
Библиографическое описание:
Сафиуллина, Г. Н. Творческий проект для дошкольников старшего дошкольного возраста «Мой край родной — Югра!» / Г. Н. Сафиуллина, Л. Н. Береговина, О. В. Гневанова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 10-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/431/17042/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: малая родина, ханты-манси, дети.
Тип проекта: продуктивный, информационно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный (сентябрь — ноябрь).
Участники: дети старшего дошкольного возраста (6–7 лет), воспитатели, родители.
Область интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Актуальность проекта:
Как Россия сильна регионами, так и ХМАО — Югра сильна своими городами и селами со своими достопримечательности, известными и талантливыми людьми. А мы, её жители разных поколений и возрастов, от мала до велика, должны знать историю малой родины, чтить и сохранять традиции национальной культуры и ее самобытность, беречь уникальную северную природу.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры.
Югра… Благословенная земля для многих и многих народов Великой России. Земля, щедро делящаяся с нами россиянами несметными богатствами своих недр, лесов и рек, добротой людей, живущих на ней.
Несмотря на обилие промышленных городов, ХМАО — Югра обетованная земля малочисленных коренных жителей: ханты, манси, ненцы. Это народ с богатейшей историей, многовековыми традициями, уникальной культурой.
Цель проекта : Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, городе Сургуте, и других городах ХМАО — Югра.
Задачи:
— познакомить дошкольников с понятием «Наш округ — Югра», «Тайга»;
— расширять знания детей о жизни, традициях, быте и культуре народов ХМАО через национальные подвижные и коммуникативные игры;
— развивать и обогащать словарный запас дошкольников новыми понятиями и речевыми оборотами;
— формировать коммуникативно-речевые умения, как основу социальной компетентности;
— воспитывать бережное отношение детей к окружающему нас миру — растениям, животным, рекам и озерам;
— привлекать педагогов и родителей к активному участию в формировании у детей основ осознания себя как жителя севера, любви к своему городу Сургуту, округу ХМАО — Югра через нравственные качества — взаимопонимание, уважение и дружбу.
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию
Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы с учётом мировосприятия детей:
— создание развивающей среды по патриотическому воспитанию;
— экскурсии в ИКЦ «Старый Сургут»;
— беседы о родном городе, округе ХМАО — Югра;
— знакомство с произведениями Сургутских поэтов С. Сметанин, С. Пивоваров, Л. Гайкевич, И. Мазин и другими;
— использование игр, музыкального материала, стихов и чистоговорок для разучивания на патриотическую тематику, пословиц и поговорок;
— просмотр слайдов, презентаций, телевизионных передач для детей;
— организация тематической выставки: «Моя Югра — мой дом»;
— взаимодействие с родителями;
— взаимодействие с социумом.
Ресурсы проекта:
- Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, компьютер, ЖК телевизор, аудио записи.
- Иллюстративный материал:
— картинки с изображением музыкальных инструментов ханты-манси — нарс-юх, шаманский бубен, санквылтан, тор-сапль-юх, тумран, кугель-юх, аудиозаписи и видеофильмы с записью звучания и игры на хантыйских инструментах;
— картинки с изображением символики города Сургута и родного края ХМО-Югра, картинки природы и фотографии музейных экспонатов;
— картинки жилища, быта, жизни, орнаментов коренных народов севера;
— презентации: «Жители тайги», «Грибы и ягоды», «Животные» и др.
- Атрибуты:
— музыкальные инструменты (ложки, треугольники, металлофоны, бубны, маракасы, бубенчики, колокольчики);
— флажки, цветы, платочки, ленточки, шапочки животных медведя, оленя, лассо.
- Пособия:
— музыкально-дидактические игры, музыкально-подвижные игры «Народов севера», игры «Народов мира».
Этапы реализации проекта
Этапы |
Содержание деятельности |
I этап Подготовительный |
1. Изучение методической литературы по теме. 2. Разработка плана проектной деятельности на тему «Мой край родной — Моя Югра». 3. Создание интерактивного ресурса smart notebook (для интерактивной доски) на тему «Югорка в гостях у ребят» 4. Подборка: стихотворений, загадок, песен, мультфильмов; подвижных, пальчиковых игр; материала для изобразительной деятельности; художественной и познавательной литературы для чтения детям. 5. Приобщение родителей к работе над проектом. 6. Разработка конспектов развлечений, досугов, викторин, подготовка атрибутики к мероприятию, для оформления музыкального зала. 7. Познакомить администрацию ДОУ, педагогов и родителей с проектом. |
II этап Основной |
Учитель музыки: — прослушивание и разучивание детских песен : «Гимн Сургуту» О. Дубова; «Ханты-мансийский край» А. Ж. Грузных; «Белый олень» А.Тарханов, В. Пшеничникова; «Югорская звезда» О. Кваша, В. Костин «Мир похож на цветной луг» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского; «Моя Россия» слова Н.Соловьёва, музыка Г.Струве; — слушание музыки: Кола Бельды «На нартах», Хантыйская музыка — «ЛИМ» О.Якимов — «Оленьи гонки», «Ветра». разучивание танцев, хороводов: «На горе-то калина» р.н.п; «Большой хоровод» слова Л.Жигалкиной и И.Хайта, музыка Б.Савельева; «Хантыйский танец с барабанами»; «Танец медведей»; Хантыйский танец «Куриня»; — разучивание игр: «Музыкальные змейки»; «Если весело живется, делай так»; «Реки и озёра»; «Зеркало». Учитель-логопед: — разучивание стихов с детьми о России, о родном крае, о дружбе; —разучивание скороговорок, пословиц, поговорок о дружбе разных народов; — придумывание с детьми чистоговорок на соответствующую тему; — разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке», «Дружба», «Дом». — совершенствование лексико-грамматического строя речи (игры на словообразование и словоизменение). Учитель по физической культуре: — знакомство с играми народов севера, народов мира; — оформление буклетов «Игры народов мира», «Игры народов севера — ханты и манси». — разучивание игр: Подвижные игры: «Король»; «Чум»; «Третий лишний»; «Двигайся и замри». Игры народов севера: «Выбивка оленей»; «Белые медведи»; «Заячьи следы»; «Бег по медвежьи»; «Волк и оленята»; «Медведь»; «Прыжки на одной ноге»; «Льдинки, ветер и мороз»; «Куропатки и охотники»; «Оленьи упряжки» Воспитатели: — Беседы: Беседы с детьми «Я живу в Югре»; «Что я знаю о Сургуте»; «Природа и дары в ХМАО-Югра»; «Ханты и манси — культура и традиции». — Сюжетно-ролевые игры: «Узнай по описанию»; «Путешествие по Югорской земле»; «Мой сад, моя семья, моя страна». — Чтение художественной литературы: А. М. Конькова «Как окунь полосатым стал», «Каждый другом силён»; М. К. Анисимкова «Оленья шкура», «Гордый олень»; М. Скребцова «Обидчивый кедр», «Ворчливые орешки»; П. Сигунов «Почему падают кедры». Хантыйские народные сказки: «Воробушек», «Мальчик Идэ», «Почему звери друг от друга отличаются», «Заяц и сорока», «Как медведь хвост потерял», «Как медведь и бурундук дружить перестали», «Почему совы не видят солнечного света?» «Кукушка». Мансийские народные сказки: «Кот», «Мышка и лось», «Ими-Хиты», «Ермак», «Синичка», «Ягодка голубика»,«Бурундук, кедровка и медведь» , « Легенда о кедре». Стихи Сургутских поэтов: А. С. Тарханов «Морошковое лето»; М. Л. Вторушин «Ледоход»; С. Пиваваров «Лесные друзья»; Л.Гайкевич «Добро пожаловать в Сургут», «Сургут», «Родимая сторона»; С. Сметанин «Югра», «Весенняя минута». — Ознакомление детей с тематическими загадками. — Художественно-творческая деятельность Рисование — «Рукавица»; — «Шишка»; «Хантыйские узоры»; «Чум — жилище хантов»; «Северный олень», «Животные Югры». Аппликация «Следы животных» с элементами рисования; «Хантыйская варежка»; «Дары тайги»; «Любимый город»- коллаж. — Оформление выставки рисунков «Югра — мой дом!», «Любимый город мой Сургут!». — Подбор дидактического материала, репродукций, атрибутов к играм. — Использование в играх кукол разных национальностей. Родители: — Сбор информации о традициях коренного населения, о достопримечательности города и округа; создание атрибутов; — Сопровождение детей во время экскурсии в ИКЦ «Старый Сургут»; — Участие в подготовке рисунков «Югра — мой дом!», «Любимый город мой Сургут!». |
III этап. Заключительный |
1. Выставка детских рисунков «Югра — мой дом!». 2. Тематический досуг «Югорка в гостях у ребят!». 3. Презентация буклетов: «Игры народов мира», «Игры народов севера — ханты и манси», «Хантыйские музыкальные инструменты. |
Предполагаемые результаты:
- Формирование обобщенных представлений об истории своего края, города, России и всего мира.
- Повышение интереса к корням своих предков, традициям, национальным чертам и отличиям, самобытности народов.
- Развитие у детей музыкально — творческих способностей, коммуникативных навыков, проявления у детей креативности, воображения, умения работать в команде.
- Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
Литература:
- Васильева Н. Н Развивающие игры для дошкольников. \ Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 2005.
- Баранов Н. Н. Очерки истории Югры. — Екатеринбург: НПМП «Волот», 2000, с.45.
- Гемуев И. Н. Легенды и были таежного края. — Новосибирск; Наука, 1989.
- Земля Пуровская. М.: «Кладезь», 1997.- С115
- Коробова Э. О. Народов малых не бывает. — М; Молодая гвардия. 1991.
- Ромбандеева Е. И. История народа манси и его духовная культура. — Сургут; Северный дом, 1993.
Похожие статьи
Мини-музей истории родного края в группе ДОУ
В статье раскрывается актуальная тема патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством создания мини-музея «Край чувашский, край родной» в группе ДОУ.
Игровые технологии в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с родным краем (из опыта работы)
Статья посвящена приобщению младших дошкольников к культуре родного края через игровые технологии.
Похожие статьи
Мини-музей истории родного края в группе ДОУ
В статье раскрывается актуальная тема патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством создания мини-музея «Край чувашский, край родной» в группе ДОУ.
Игровые технологии в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с родным краем (из опыта работы)
Статья посвящена приобщению младших дошкольников к культуре родного края через игровые технологии.