Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Дерево Дружбы»
Авторы: Сафиуллина Галина Николаевна, Береговина Лариса Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 22.08.2020
Статья просмотрена: 239 раз
Библиографическое описание:
Сафиуллина, Г. Н. Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Дерево Дружбы» / Г. Н. Сафиуллина, Л. Н. Береговина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16006/ (дата обращения: 22.12.2024).
Ключевые слова: дружба, дети, толерантность.
Тип проекта: продуктивный, информационно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники: дети старшего дошкольного возраста (5–7 лет), воспитатели, родители.
Область интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Актуальность проекта:
Россия — родина для 193 представителей разных народов и национальностей. У каждого — свой язык, культура, но все мы — граждане одной страны. Благодаря единству народов мы смогли победить злейшего врага и отстоять свободу в годы Великой Отечественной войне.
Наш город Сургут многонационален, и в настоящее время в нём проживают и работают представители разных национальностей и каждый из них по-своему самобытен, имеет свою историю, культуру и традиции. Все мы разные, не похожие друг на друга. Но все мы вместе, как одна большая и единая семья.
Не одно поколение дошколят знакомо с понятиями «патриотизм», «гражданственность», «толерантность», так как воспитание толерантности было актуально всегда. Сегодня это понятие имеет особую смысловую нагрузку. Во всём мире много жестокости и насилия, неуважение и не равноправия между разными народами и национальностями.
С малых лет в каждой семье родители воспитывают своих детей, опираясь на заповеди: не убий, не укради, и возлюби ближнего своего, не смотря на цвет кожи и национальную принадлежность. Это главные ценности и сейчас важны, и верны. Важно чтобы дети учились уважать друг друга, проявлять милосердие и заботу, и приходить на выручку в решении возникающих проблем.
У нас — общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы должны заложить в наших детях гражданскую позицию и поведение личности через умение принимать друг друга, такими какие мы есть — независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Научить уважать друг друга, жить в ладу и единстве, и беречь межнациональное согласие в нашей стране. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле [1].
Цель: создание предпосылок для воспитания патриотизма в детях интернационализма, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, населяющих нашу планету.
Задачи:
Реализация проекта направлена на решение следующих задач:
– Познакомить дошкольников с понятием «толерантность», с традициями и культурой разных народов;
– Развивать речевую активность, умения составлять предложения с заданным словом;
– Развивать и обогащать словарный запас дошкольников новыми понятиями и речевыми оборотами;
– Формировать коммуникативно-речевые умения, как основу социальной компетентности;
– Формировать позитивное отношение не только к своему народу, но и к другим народам;
– Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по патриотическому воспитанию;
– Привлекать педагогов и родителей в качестве активных участников по формированию у детей основ национального самосознания и любви к своей Родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей.
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию
– создание развивающей среды по патриотическому воспитанию;
– тематические развлечения, концерт;
– экскурсии в ИКТ «Старый Сургут»;
– беседы о родном городе, округе ХМАО — Югра, о России, о народах, проживающих на территории России и округа;
– чтение детских книг на тему толерантности;
– использование игр, музыкального материала, стихов для разучивания на патриотическую тематику, пословиц и поговорок.
– просмотр слайдов, презентаций, телевизионных передач для детей;
– организация тематической выставки «Дружба народов», «В мире дружно живём»;
– взаимодействие с родителями;
– взаимодействие с социумом.
Ресурсы проекта:
- Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, ЖК телевизор, аудио записи,
- Иллюстративный материал:
– картинки с изображением музыкальных инструментов; картинки с изображением рода войск, формы и т. д.;
– картинки с изображением символики России, природы и родного края, видеофильмы с записью игры на инструментах;
- Атрибуты:
– музыкальные инструменты (ложки, треугольники, металлофоны, бубны, маракасы, бубенчики, колокольчики);
– флажки, цветы, платочки, ленточки.
- Пособия:
– музыкально-дидактические игры, музыкально-подвижные игры, «Военные игры», игры «Народов севера», игры «Народов мира».
Этапы реализации проекта
Этапы |
Содержание деятельности |
I этап Подготовительный |
1. Изучение методической литературы по теме. 2. Разработка плана проектной деятельности на тему «Дерево Дружбы». 3. Создание интерактивного ресурса (для интерактивной доски smart notebook) «Мы дружбою своей сильны!» 4. Подборка: стихотворений, загадок, песен, мультфильмов; подвижных, пальчиковых игр; материала для изобразительной деятельности; художественной и познавательной литературы для чтения детям. 5. Знакомство родителей с планом работы над проектом. 6. Разработка сценариев, подготовка атрибутики к мероприятию, для оформления музыкального зала. 7. Познакомить администрацию ДОУ, педагогов и родителей с проектом. |
II этап Основной |
Учитель музыки: — Разучивание песенного материала, танцевальных композиций на различную тематику; — Прослушивание и разучивание детских песен: «Мир похож на цветной луг» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского; «Если с другом вышел в путь» слова М.Танича, музыка В.Шаинского; «Настоящий друг» слова М.Пляцковского, музыка Б.Савельева; «Моя Россия» слова Н.Соловьёва, музыка Г.Струве; «Если добрый ты» слова М.Пляцковского, музыка Б.Савельева; «Неприятность эту мы переживём» слова И.Хайта, музыка Б.Савельева; «Песенка друзей» С.Михалков — Разучивание танцев, хороводов: «На горе-то калина» р.н.п; «Большой хоровод» слова Л.Жигалкиной и И.Хайта, музыка Б.Савельева; танец «Дружные пары»; танец — разминка «Раз, два, три — повтори!»; танец «Дружба». — разучивание игр: «Найди пару»; «Маланья»; «Дружно и враз — повтори сейчас»; «Гори-гори, ясно»; «Зеркало»; «Дружная семейка»; «Тютюшки — хлопушки». Учитель-логопед: — Разучивание стихотворений о России, о родном крае, о дружбе; —Разучивание скороговорок, пословиц, поговорок о дружбе разных народов; — разучивание пальчиковой гимнастики «Семья», «Дружба», «Дружат в нашей группе», «Дом». — Словесные игры на развитие словообразования и словоизменения. Учитель по физической культуре: — знакомство с играми народов севера, народов мира; — оформление буклетов «Игры народов мира», «Игры народов севера — ханты и манси». — разучивание игр: Подвижные игры: «Нитка — иголка»; «Третий лишний»; «Поменяйся местами», «Пятнашки»; «У медведя во бору» Игры народов севера: «Выбивка оленей»; «Белые медведи»; «Заячьи следы»; «Прыжки на одной ноге»; «Льдинки, ветер и мороз»; «Куропатки и охотники»; «Здравствуй, догони!»; «Смелые ребята». Воспитатели: Беседы: Беседы с детьми «Нас много, но мы разные»; «Друг познаётся в беде»; «В единстве наша сила»; Сюжетно-ролевые игры «Узнай по описанию»; «Кто что делает»; «Путешествие на планету Дружба»; «Мой сад, моя семья, моя страна». Чтение художественной литературы И.Суриков «Детство»; С. Прокофьева «Самый большой друг»; А. Яшин «О дружбе»; В. Осеева «Синие листья», «До первого дождя»; Л. Толстой «Лев и собачка» (быль;) В.Катаев «Цветик-семицветик»; В.Сухомлинский «Земляника для Наташи», «Большое ведро». Ознакомление детей с тематическими загадками. — Художественно-творческая деятельность Рисование «Подруги»; «Добрые друзья»; «Верный друг познаётся в беде»; «В тесноте да не в обиде»; «Планета — мой дом», «Дом в котором я живу». Аппликация «Цветные, дружные ладошки» с элементами рисования; «Солнечные лучики дружбы»; «Хоровод Дружбы»; «Дерево Дружбы» — Оформление уголка в группе «Моя Россия — Моя Югра»; — Оформление выставки рисунков «В мире дружно все живём». — Подбор дидактического материала, репродукций, атрибутов к играм. — Использование в играх кукол разных национальностей Родители: Сбор информации о национальности своего рода, родственников; создание атрибутов; — Сопровождение детей во время экскурсии; — Подготовка совместной с детьми творческой работы — листиков со словом «дружба» для макета «Дерево дружбы»; — Участие в подготовке рисунков «В мире дружно все живём!» |
III этап. Заключительный |
1. Выставка детских рисунков «В мире дружно все живём!»; 2. Тематический досуг «Мы дружбою своей сильны!»; 3. Оформление уголка макетом «Дерево Дружбы», созданного совместно с родителями. 4. Презентация буклетов: «Игры народов мира», «Игры народов севера — ханты и манси» |
Предполагаемые результаты:
- У детей сформированы обобщенные представления об истории своего края, города, России и всего мира.
- Повышение интереса к корням своих предков, традициям, национальным чертам и отличиям, самобытности народов.
- Развитие у детей музыкально-творческих способностей, коммуникативных навыков, проявления у детей креативности, воображения, умения работать в команде.
- Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
- Взаимодействие специалистов в реализации данного проекта, повышение компетенций педагогов.
Литература:
- http://cdt-raduga2012.ucoz.ru/publ/v_druzhbe_narodov_edinstvo_rossii/1–1-0–33
- Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. \ Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 2005.
- Глубоковских М. В. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2014.
- Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). — М., 2005.
- Битянова М. С Дошкольное образование. — 2002. — окт. — (№ 19). 6.Музыкальная палитра № 1, № 5, 2011г; 7.Тютенко Н. В. Праздник «Путешествие в мир двух культур» — 2014. — № 6. 8. И. П. Максимова Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2010.
- Конкевич С. В. Музыкальные праздники. — Санкт- Петербург: Литера, 2005. 10.Кутузова И. А., Кудрявцева А. А. Музыкальные праздники в детском саду. — Москва: Просвещение, 2002.11. Доломанова. Н. С. Подвижные игры в детском саду. — Москва: ТЦ СФЕРА, 2010г.;
- Зарецкая. Н. Праздники в детском саду. — Москва: ТЦ СФЕРА, 2008г.
Похожие статьи
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе по патриотическому воспитанию «Мой город — я здесь живу»
Одна из главных задач педагогов и родителей — научить ребенка чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, ...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского и патриотического развития личности школьника
Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского во...
Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...
Патриотическое воспитание подрастающего поколения
В своей статье автор поделился своим опытом работы по направлению патриотического воспитания.
Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»
В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.
Похожие статьи
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе по патриотическому воспитанию «Мой город — я здесь живу»
Одна из главных задач педагогов и родителей — научить ребенка чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, ...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского и патриотического развития личности школьника
Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского во...
Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...
Патриотическое воспитание подрастающего поколения
В своей статье автор поделился своим опытом работы по направлению патриотического воспитания.
Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»
В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.