Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) «Нас много, но мы все разные!»
Авторы: Сафиуллина Галина Николаевна, Береговина Лариса Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XLVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)
Дата публикации: 16.03.2023
Статья просмотрена: 78 раз
Библиографическое описание:
Сафиуллина, Г. Н. Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) «Нас много, но мы все разные!» / Г. Н. Сафиуллина, Л. Н. Береговина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 29-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/483/17844/ (дата обращения: 17.12.2024).
Ключевые слова: дружба, дети, толерантность.
Слово «Мы» сильней, чем «Я».
Мы — семья, и мы — друзья.
Мы — народ, и мы — едины.
Вместе мы непобедимы.
В. Орлова
Тип проекта: продуктивный, краткосрочный, познавательный, информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный (04.11.22–07.11.22)
Возраст: 5–7 лет.
Участники проекта: воспитатели, педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Ответственные за проект: музыкальный руководитель — Береговина Л. Н., учитель-логопед Сафиуллина Г. Н.,
Область интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Актуальность.
Мы живем в многонациональном государстве. Исторически сложилось так, что Россия — родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. У нас — общая история прошлого, настоящего и будущего. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы должны постоянно учиться и учить наших детей принимать друг друга, понимать друг друга — независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. Такое морально-нравственное воспитание не будет напрасным, если его основы будут заложены в семье ребёнка. Ведь именно семья является основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Актуальность данной проблемы заключается в том, что одним из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников. Где бы мы не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…».
Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к сверстнику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем — вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Умение жить в ладу с другими нациями и народами, в мире и согласии, быть терпимее, сочувствовать, уважать и соблюдать не только свои традиции и обычаи, но и других народностей — закладывается в детстве, особенно в начальном звене, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в этом возрасте.
Цель проекта.
Воспитание толерантности и дружеского отношения к разным народам мира.
Задачи:
— Формировать знания об особенностях национального быта, традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов разных народов;
— Воспитывать у детей нравственно — патриотические чувства;
— Воспитывать чувство уважения к традициям других народов.
— Воспитывать толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей.
— Развивать и обогащать словарный запас дошкольников новыми понятиями и речевыми оборотами;
— Формировать коммуникативно-речевые умения, как основу социальной компетентности;
— Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по патриотическому воспитанию.
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию
— Создание развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию;
— Тематическое занятие, концерт;
— Беседы о Родине, о родном городе, о дружбе народов;
— Чтение детских книг на нравственно-патриотические темы, о дружбе,
— Беседы о разных народах мира, их культуре, ценностях, их обычаях;
— Использование игр, музыкального материала, стихов для разучивания на данную тематику, пословиц и поговорок разных стран и народов мира.
— Просмотр слайдов, презентаций, кинофильмов, телевизионных передач для детей,
— Организация выставки на тему дружбы народов;
— Привлечение родителей к участию в проекте.
Ресурсы проекта:
1. Фортепиано, музыкальная акустическая система, мультимедийный проектор, компьютер, ЖК телевизор;
2. Иллюстративный материал:
— картинки с изображением музыкальных инструментов России, народом мира;
— картинки с изображением символики России, природы и родного края, символики разных стран и государств;
— видеофильмы с записью игры на инструментах,
3. Атрибуты:
— набор детских музыкальных инструментов: ложки деревянные, ложки веерные, коробочки, клавесы, копытца, треугольники, металлофоны, ксилофоны, бубны, шаркунки, бубенцы, колокольчики, дудки, свистульки, барабаны, трещотки — пластинчатые, круговые;
— флажки, цветы, платки, шарфики и платочки.
4. Пособия:
— музыкально-дидактические игры, музыкально-подвижные игры, «Игры народов мира», «Хороводные игры», Патриотические игры «Моя Россия — Родина моя!»
Этапы реализации проекта
Этапы |
Содержание деятельности |
I этап Подготовительный |
1. Изучение методической литературы по теме. 2. Разработка плана проектной деятельности на тему: «Нас много — но мы все разные!». 3. Подборка стихотворений, загадок, песен, Мультфильмов, наглядно-дидактического материала на данную тему, подвижных, пальчиковых игр, материала для изобразительной деятельности, художественной и познавательной литературы для чтения детям. 5. Ознакомление родителей с планом работы над проектом. 6. Разработка сценариев, подготовка атрибутики к мероприятию, для оформления музыкального зала |
II этап Основной |
Музыкальный руководитель: Разучивание песенного материала, танцевальных композиций на тематику; Прослушивание и разучивание детских песен: «Гляжу в озёра синие в исполнении Е. Шавриной; «Когда мои друзья со мной» слова М.Танича, музыка В.Шаинского; «Дружба — это чудо» слова С.Астраханцева, музыка С.Апасовой; «Песня о дружбе» слова М.Пляцковского, музыка М.Парцхаладзе; «Песня о дружбе» слова М.Пляцковского, музыка Б.Савельева; «Дорогою добра» слова Ю.Энтина, музыка Марка Минкова; «Дерево дружбы»; «Детство» слова В.Степановой, музыка Е.Филипповой; «Трёхцветный мой флажок» музыка Н. Орловой; «Росистая страна Россия» слова Н. В. Куржос, музыка Е. И. Розова; «Росиночка — Россия» слова И.Шевчука, Е.Зарицкой; «Фонарики дружбы» слова М.Пляцковского, музыка.Зарицкой; «Мир тебе, Земля» слова и музыка С. Нейкурс; «Дружба народов» Е.Капель; «Мир похож на цветной луг» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского; «Солнечный круг» слова Л.Ошанина, музыка А.Островского; Разучивание танцев, хороводов: Русский народный танец «Калинка» диск № 2 Т. И. Суворова; «Как у наших у ворот» р.н.м.; «Во саду ли в огороде» — «Танец с платочками» р.н.м; танец «Украинская полька», «Гопак», «Казачок»; дагестанский танец: «Танец с кувшином»; Армянский танец «Кочари»; «Большой хоровод» слова Л.Жигалкиной и И.Хайта, музыка Б.Савельева; Танец «Дружба»; Грузинская джигитовка. — разучивание игр: «Маланья»; «Ручеек»; «Посади картошку — «бульбу»; «Золотые ворота»; «Колпачок»; «Заплетись, плетень»; «Никанориха»; «Лавочка»; «Цветы и ветерки». Учитель-логопед: — Разучивание стихов на тему дружбы народов, о доброте, о милосердии; — Разучивание скороговорок, пословиц, поговорок о дружбе, смелости, доброте и вежливости, воспитанности, милосердии; — Словесные игры на развитие словообразования и словоизменения. Инструктор по физической культуре: — знакомство играми народов мира; — оформление буклетов «Игры народов мира»; — разучивание игр: Грузинские игры: «Кто первым оседлает коня»; «Мяч в кругу»; «Игра в лягушки»; Армянские игры: «Скачки»; «Перетягивание палки»; «Пастух»; Украинские игры: «Третий лишний»; «Перепелочка»; Русские народные игры: «Пятнашки»; «Земля, вода, огонь, воздух»; «Камешки»; «Крепость». Воспитатели: Беседы: Беседы с детьми «Дружба народов», «Мы — многонациональный народ», «Нас много — мы все разные». Сюжетно-ролевые игры: «Похвали себя», «Ладонь в ладонь»; «Надо договариваться»; «Мы все разные»; «Клубочек»; «Семья». Дидактические игры: «Найди отличия»; «Подарок другу»; «Корзинка добрых дел и поступков»; «Вежливые слова». — Чтение художественной литературы: О терпимости- «Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке»; О доброте — «Снежная королева», «Цветик-семицветик», «Теремок», «Дюймовочка»; О смелости — «Гуси-лебеди»; О смекалке — «Волк и семеро козлят»; Г-Х.Андерсон «Русалочка», «Гадкий утенок»; И.Крылов «Лебедь, Рак, Щука», «Волк и ягненок»; Аксаков «Аленький цветочек»; Киплинг «Маугли»; Братья Гримм «Кот в сапогах», «Король Дроздобород»; А. А. Милна «Винни-Пух и все, все, все»; А.Лингрен «Карлсон, который живет на крыше». Просмотр мультфильмов о толерантности, доброте и обсуждение их. «Бюро находок», «Лесные сказки», «Золотая антилопа», «Димка и Тимка» — Художественно-творческая деятельность Рисование: «Хоровод дружбы»; «Дерево ладошек»; «Ты и я, мы — друзья!»; «Мы разные». Лепка: «Дружные ребята»; «Давайте жить дружно!»; «Дружба — великая сила!»; «Если добрый ты». Аппликация: «Дружат дети всей земли»; «Цветок дружбы»; «Дружба народов — единство России». — Оформление уголка в группе «Мы — многонациональный народ»; — Оформление фото — выставки «Ты и я — мы друзья!», «Дорогою добра»; — Оформление выставки рисунков «Мы разные по цвету кожи», «Мирная планета». — Подбор дидактического материала, репродукций, атрибутов к играм. Родители: — сбор информации о родственниках, проживающих в разных странах и государствах; — обсуждение и подготовка литературно-музыкальной композиций, песен, танцев; — создание атрибутов; — сопровождение детей во время экскурсии; — подготовка совместной с детьми творческой работы на выставку; — участие в подготовке рисунков «Мы разные по цвету кожи», «Мирная планета» |
III этап Заключительный |
1. Выставка детских рисунков «Мы разные по цвету кожи», «Мирная планета»; 2. Тематический досуг «Нас много и мы все разные — но друзья, прекрасные!»; 3. Флешмоб «Вместе дружная семья» |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
— Расширение знаний детей об особенностях национального быта разных народов;
— Формирование представлений об истории, традиции, жизни людей разных стран;
— Формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;
— Вовлечение родителей по вопросам воспитания нравственно–патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
Литература:
- Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Под ред. В. Н. Вершинина- Ульяновск, УИПКПРО, 2004.
- Кочетков Е. Раскраска «Народные костюмы», Москва, 2006.
- Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей.// Дошкольное воспитание, 1990.
Похожие статьи
Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»
В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
«Растим патриотов» (из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста)
В статье раскрывается система работы воспитателя по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом концептуально новых подходов с опорой на старые, традиционные.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения
В своей статье автор поделился своим опытом работы по направлению патриотического воспитания.
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе по патриотическому воспитанию «Мой город — я здесь живу»
Одна из главных задач педагогов и родителей — научить ребенка чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, ...
Похожие статьи
Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»
В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
«Растим патриотов» (из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста)
В статье раскрывается система работы воспитателя по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом концептуально новых подходов с опорой на старые, традиционные.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения
В своей статье автор поделился своим опытом работы по направлению патриотического воспитания.
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе по патриотическому воспитанию «Мой город — я здесь живу»
Одна из главных задач педагогов и родителей — научить ребенка чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, ...