Реализация парциальной программы как педагогическое условие воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 07.06.2018

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Гусейнова, Э. М. Реализация парциальной программы как педагогическое условие воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей / Э. М. Гусейнова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14330/ (дата обращения: 16.12.2024).



Педагогические условия понимают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность формирования педагогической системы. Часто исследователи рассматривают педагогические условия как совокупность действий, способствующих успешному протеканию чего-либо. Например, Е. Г. Марчук в своей работе под педагогическими условиями понимает «совокупность необходимых мер, которые способствуют эффективному формированию интеллектуальной компетентности школьников в образовательном процессе». Комплекс педагогических условий Е. Г. Марчук рассматривает как «совокупность взаимосвязанных компонентов, реализация которых будет способствовать повышению уровня сформированности интеллектуальной компетентности школьников» [106, с.175].

Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является подход А. Я. Найна, Н. М. Яковлевой и других исследователей, которые определяют педагогические условия как совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса. В. И. Андреев в качестве совокупности (комплекса) мер рассматривают содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания.

В нашем исследовании педагогические условия будем рассматривать как совокупность необходимых и достаточных мер, которые создают наиболее благоприятные отношения воспитанников к людям других национальностей на толерантной основе. В данной статье мы рассматриваем одно из педагогических условий, представленных в нашем исследовании. Реализация парциальной программы «Дружат люди всех народов».

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа направлена на воспитание толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей в системе дошкольного образования. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.

Основная цель программы воспитание толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей в системе дошкольного образования.

Задачи программы:

– обеспечение равных возможностей для каждого ребенка независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

– создание благоприятных условий для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

– формирование общей культуры личности детей, в том развития их социальных, нравственных, интеллектуальных, эстетических и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;

– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

– обеспечение взаимодействия с семьями детей по проблеме воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей;

– воспитание уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание и умений способов налаживания дружеских отношений с ними.

Так же в программе представлены задачи в соответствии с пятью образовательными областями (социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-этетическая и физическая область).

Социально-коммуникативное развитие:

– присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками других национальностей;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий во взаимодействии с представителями других национальностей;

– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания к людям других национальностей;

– формирование готовности к совместной деятельности с детьми разных национальностей;

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Познавательное развитие:

– формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

– формирование межэтнической идентификации у детей старшего дошкольного возраста;

– формирование представлений о других национальностях, культуре, традициях, обычаях.

Речевое развитие:

– владение речью как средством общения с представителями других национальностей;

– обогащение активного словаря;

– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

– развитие речевого творчества;

– развитие звуковой и интонационной культуры речи;

– знакомство со сказками, рассказами других народов.

Художественно-эстетическое развитие:

– развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства разных народов (словесного, музыкального, изобразительного);

– становление эстетического отношения к культуре и традициям других народов;

– формирование интереса к музыке, художественной литературе, фольклора других народов;

– реализация самостоятельной творческой деятельности детей во взаимодействий с детьми других национальностей (изобразительной, музыкальной и др).

Физическое развитие:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– накопление и обогащение двигательного опыта у детей в процессе подвижных игр.

Содержательная часть программы делиться на три модуля, и включает план работы с видами деятельности в соответствии с областями ФГОС ДО.

Модуль 1. «Моя национальность»

Цель:формирование межэтнической идентификации и первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Формы работы: НОД «Прошлое, настоящее и будущее нашего края», развлечения «Легенды народов Севера», чтение художественной литературы (Сказки народов Севера, Русские народные сказки и другие), изготовление альбома «Мы все разные», игры (народов Севера, Русские народные игры и другие).

Модуль 2. «Мы все разные»

Цель:формирование представлений о других национальностях, культуре, традициях, обычаях.

Формы работы: НОД «Путешествие Вани и Тани», организация уголка «Быт и культура разных народов», чтение художественной литературы (Сказки народов Севера, Русские народные сказки и другие), игры (народов Севера, Русские народные игры и другие).

Модуль 3. «Мы понимаем друг друга»

Цель: формирование уважительного, доброжелательного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Формы работы: Беседа «Дружат куклы всех народов», выставка «Народы мира», чтение художественной литературы (Сказки народов Севера, Русские народные сказки и другие), игры (народов Севера, Русские народные игры и другие).

В разработанной нами программе представлена работа с родителями.

Принципы взаимодействия семьей

  1. Параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
  2. Взаимодополнение воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
  3. Организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье.

В программе отмечено назначение регионального компонента — развитие региональных культурных традиций и особенностей; обеспечение дошкольников системой знаний о регионе.

Обучение и воспитание в основе регионального компонента через преемственность поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Содержание регионального компонента способствует формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, формированию межэтнической толерантности в условиях современного мира.

Для эффективной реализации регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

– формирование представлений об обычаях и традициях не только своего народа, но и знакомиться с культурой и традициями людей других национальностей, населяющих нашу страну;

– подготовка педагогического коллектива к реализации направленности регионального компонента;

– организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи;

– подбор методов и приемов, адекватных возрасту и обеспечивающие деятельностный подход к усвоению содержания образования.

Программа «Дружат люди всех народов» направлена на воспитание толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей в системе дошкольного образования. Приобщать детей к обычаям и традициям своего народа, знакомить с культурой и традициями людей других национальностей возможно не только в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и в процессе игровой деятельности (приобщать детей к играм разных народов), досуговых мероприятий, развлечений, экскурсий, просмотров видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, чтения литературных произведений разных народов. Важно учитывать возраст и индивидуальные особенности детей.

Литература:

  1. Марчук, Е. Г. Педагогические условия формирования интеллектуальной компетентности у школьников в образовательном процессе [Текст] // Вектор науки ТГУ. — 2011. — 4(7).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 03.04.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольное образование, народ, национальность, региональный компонент, толерантное отношение, художественная литература, дошкольное учреждение, народ Севера, Сказка народов Севера.

Похожие статьи

Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий

Внедрение детей с ОВЗ в социальную среду как важный фактор их физического и психологического здоровья и развития

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Педагогическое сопровождение социализации подростка из неблагополучной семьи в ситуации развода родителей

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Внедрение техник нетрадиционного рисования в дошкольном образовательном учреждении с целью формирования разносторонней личности детей дошкольного возраста

Применение и эффективность игровых форм обучения для развития коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха на уроках иностранного языка

Создание условий для партнерских отношений с семьями воспитанников как эффективная форма сотрудничества для развития конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых как одна из важных задач социализации ребенка

Похожие статьи

Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий

Внедрение детей с ОВЗ в социальную среду как важный фактор их физического и психологического здоровья и развития

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Педагогическое сопровождение социализации подростка из неблагополучной семьи в ситуации развода родителей

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Внедрение техник нетрадиционного рисования в дошкольном образовательном учреждении с целью формирования разносторонней личности детей дошкольного возраста

Применение и эффективность игровых форм обучения для развития коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха на уроках иностранного языка

Создание условий для партнерских отношений с семьями воспитанников как эффективная форма сотрудничества для развития конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых как одна из важных задач социализации ребенка