Реализация парциальной программы как педагогическое условие воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей
Автор: Гусейнова Эльвира Мирзаджан кызы
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)
Дата публикации: 07.06.2018
Статья просмотрена: 77 раз
Библиографическое описание:
Гусейнова, Э. М. Реализация парциальной программы как педагогическое условие воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей / Э. М. Гусейнова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14330/ (дата обращения: 16.12.2024).
Педагогические условия понимают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность формирования педагогической системы. Часто исследователи рассматривают педагогические условия как совокупность действий, способствующих успешному протеканию чего-либо. Например, Е. Г. Марчук в своей работе под педагогическими условиями понимает «совокупность необходимых мер, которые способствуют эффективному формированию интеллектуальной компетентности школьников в образовательном процессе». Комплекс педагогических условий Е. Г. Марчук рассматривает как «совокупность взаимосвязанных компонентов, реализация которых будет способствовать повышению уровня сформированности интеллектуальной компетентности школьников» [106, с.175].
Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является подход А. Я. Найна, Н. М. Яковлевой и других исследователей, которые определяют педагогические условия как совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса. В. И. Андреев в качестве совокупности (комплекса) мер рассматривают содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания.
В нашем исследовании педагогические условия будем рассматривать как совокупность необходимых и достаточных мер, которые создают наиболее благоприятные отношения воспитанников к людям других национальностей на толерантной основе. В данной статье мы рассматриваем одно из педагогических условий, представленных в нашем исследовании. Реализация парциальной программы «Дружат люди всех народов».
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа направлена на воспитание толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей в системе дошкольного образования. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.
Основная цель программы воспитание толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей в системе дошкольного образования.
Задачи программы:
– обеспечение равных возможностей для каждого ребенка независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
– создание благоприятных условий для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
– формирование общей культуры личности детей, в том развития их социальных, нравственных, интеллектуальных, эстетических и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
– обеспечение взаимодействия с семьями детей по проблеме воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей;
– воспитание уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание и умений способов налаживания дружеских отношений с ними.
Так же в программе представлены задачи в соответствии с пятью образовательными областями (социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-этетическая и физическая область).
Социально-коммуникативное развитие:
– присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками других национальностей;
– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий во взаимодействии с представителями других национальностей;
– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания к людям других национальностей;
– формирование готовности к совместной деятельности с детьми разных национальностей;
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Познавательное развитие:
– формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
– формирование межэтнической идентификации у детей старшего дошкольного возраста;
– формирование представлений о других национальностях, культуре, традициях, обычаях.
Речевое развитие:
– владение речью как средством общения с представителями других национальностей;
– обогащение активного словаря;
– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
– развитие речевого творчества;
– развитие звуковой и интонационной культуры речи;
– знакомство со сказками, рассказами других народов.
Художественно-эстетическое развитие:
– развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства разных народов (словесного, музыкального, изобразительного);
– становление эстетического отношения к культуре и традициям других народов;
– формирование интереса к музыке, художественной литературе, фольклора других народов;
– реализация самостоятельной творческой деятельности детей во взаимодействий с детьми других национальностей (изобразительной, музыкальной и др).
Физическое развитие:
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– накопление и обогащение двигательного опыта у детей в процессе подвижных игр.
Содержательная часть программы делиться на три модуля, и включает план работы с видами деятельности в соответствии с областями ФГОС ДО.
Модуль 1. «Моя национальность»
Цель:формирование межэтнической идентификации и первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Формы работы: НОД «Прошлое, настоящее и будущее нашего края», развлечения «Легенды народов Севера», чтение художественной литературы (Сказки народов Севера, Русские народные сказки и другие), изготовление альбома «Мы все разные», игры (народов Севера, Русские народные игры и другие).
Модуль 2. «Мы все разные»
Цель:формирование представлений о других национальностях, культуре, традициях, обычаях.
Формы работы: НОД «Путешествие Вани и Тани», организация уголка «Быт и культура разных народов», чтение художественной литературы (Сказки народов Севера, Русские народные сказки и другие), игры (народов Севера, Русские народные игры и другие).
Модуль 3. «Мы понимаем друг друга»
Цель: формирование уважительного, доброжелательного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Формы работы: Беседа «Дружат куклы всех народов», выставка «Народы мира», чтение художественной литературы (Сказки народов Севера, Русские народные сказки и другие), игры (народов Севера, Русские народные игры и другие).
В разработанной нами программе представлена работа с родителями.
Принципы взаимодействия семьей
- Параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
- Взаимодополнение воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
- Организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье.
В программе отмечено назначение регионального компонента — развитие региональных культурных традиций и особенностей; обеспечение дошкольников системой знаний о регионе.
Обучение и воспитание в основе регионального компонента через преемственность поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Содержание регионального компонента способствует формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, формированию межэтнической толерантности в условиях современного мира.
Для эффективной реализации регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
– формирование представлений об обычаях и традициях не только своего народа, но и знакомиться с культурой и традициями людей других национальностей, населяющих нашу страну;
– подготовка педагогического коллектива к реализации направленности регионального компонента;
– организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи;
– подбор методов и приемов, адекватных возрасту и обеспечивающие деятельностный подход к усвоению содержания образования.
Программа «Дружат люди всех народов» направлена на воспитание толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей в системе дошкольного образования. Приобщать детей к обычаям и традициям своего народа, знакомить с культурой и традициями людей других национальностей возможно не только в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и в процессе игровой деятельности (приобщать детей к играм разных народов), досуговых мероприятий, развлечений, экскурсий, просмотров видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, чтения литературных произведений разных народов. Важно учитывать возраст и индивидуальные особенности детей.
Литература:
- Марчук, Е. Г. Педагогические условия формирования интеллектуальной компетентности у школьников в образовательном процессе [Текст] // Вектор науки ТГУ. — 2011. — 4(7).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 03.04.2018).