Программа по формированию инклюзивной культуры у родителей «типичных» дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 29.05.2018

Статья просмотрена: 2635 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Е. В. Программа по формированию инклюзивной культуры у родителей «типичных» дошкольников / Е. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 316-320. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50841/ (дата обращения: 19.10.2024).



Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями психического здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.

Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников и их родителей умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. С самого раннего детства родители должны прививать своим детям дружелюбное, позитивное и хорошее отношение к другому человеку, а особенно к человеку с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанный человек никогда не позволит себе обидеть другого, накричать, ударить. А педагоги должны заниматься вопросами формирования инклюзивной культуры уже в дошкольном возрасте. Этот возраст является одним из самых важных этапов дошкольного детства, когда закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, социально-значимые качества личности (Т. П. Гаврилова, С. И. Галяутдинов, В. Д. Ермоленко, Л. В. Занков), формируются основы инклюзивной культуры, но это невозможно, если такая культура несформирована у взрослых членов семей воспитанников ДОУ, в частности у их родителей. Речь идет о формировании надежного, уважительного, совместного и стимулирующего сообщества, в котором инклюзивные ценности и принципы являются руководством к действию. Направление программы

Программанаправлена на формирование инклюзивной культуры родителей «типичных» дошкольников.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Программа по формированию инклюзивной культуры родителей «типичных» дошкольников имеет социальную направленность, которая определена особой актуальностью данного вопроса в современном обществе.

Так как проблема инклюзии и инклюзивного образования вызывает у современных родителей яркий резонанс, неприятие и отрицательное отношение, появляется необходимость ведения просветительской работы и образования в данной сфере. В ходе реализации программы, родители знакомятся с особенностями детей с ОВЗ, обогащают запас знаний информацией о датах и праздниках, посвященных людям с ограниченными возможностями здоровья, знакомятся с историей людей, которые, не смотря на свою физическую или интеллектуальную неполноценность, смогли добиться успехов в жизни, получают консультативную информацию и рекомендации по семейному просмотру художественных фильмов, в которых раскрываются проблемы людей с ограниченными возможностями. Данная программа позволяет родителям «типичных» дошкольников окунуться в инклюзивную среду, получить знания и компетенции, связанные с инклюзивным образованием, повысить уровень толерантности.

В связи с актуальностью данной проблемы, составлена авторская образовательная программа, далее — программа, регламентирующая образовательную деятельность воспитателя с участниками воспитательно-образовательного процесса (родителями «типичных» дошкольников»).

Программа разработана в соответствии с ФГОС и нормативно — правовыми и локальными документами ДОУ и на основе интеграции психологических программ, методик, пособий.

Цель изадачи программы

Цель: создание условий для формирование инклюзивной культуры у родителей «типичных» дошкольников.

Задачи программы:

  1. Дать родителям представление об инклюзивном образовании (его специфических особенностях, нормативно-правовой базе).
  2. Познакомить родителей с участниками инклюзивного образования-детьми с ОВЗ, детьми инвалидами (рассмотреть диагностические виды, их психологические и поведенческие особенности).
  3. Формировать у родителей «типичных» дошкольников интерес и принятие инклюзивного образования, через сформированность инклюзивной культуры.
  4. Развивать воспитательный потенциал семьи посредством толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Методика работы предполагает следующие формы иметоды реализации:

– консультации;

– размещение информативных плакатов;

– мастер-класс;

– родительский клуб;

– родительское собрание;

– творческое задание;

– рекомендации;

– благотворительные мероприятия;

– круглый стол.

Ожидаемые результаты испособы определения их результативности

К концу освоения программы родители «типичных» дошкольников должны иметь представление об инклюзивном образовании (его специфических особенностях, нормативно-правовой базе), знать диагностические виды, психологические и поведенческие особенности детей с ОВЗ, по результатам освоения программы должны быть сформированы интерес и принятие инклюзивного образования, через сформированность инклюзивной культуры.

Особенности программы

– универсальность (возможность использования программы на разных уровнях образовательной деятельности: детские сады, школы);

– синтез различных методов психолого-педагогического воздействия.

Тематический план

Тема

Количество мероприятий

Теория

Практика

Всего

1.

Сентябрь

6

1.1

Вводное тестирование.

1

1.2

Консультация для родителей: «Инклюзия в ДОУ»

1

1.3

Родительский клуб «Мы разные, но мы равные».

1

1.4

Размещение в группе информативного плаката, посвященного международному дню глухих

1

1.5

Консультация: «Дети с кохлеарными имплантами»

1

1.6

Рекомендовать для семейного просмотра художественные фильмы: «Страна глухих», «Дети тишины», «Племя».

1

2.

Октябрь

6

2.1

Размещение в группе информативного плаката, посвященного всемирному дню церебрального паралича

1

2.2

Предложить родителям буклет для домашнего чтения: «Леонардо да Винчи — великий гений, страдавший ДЦП».

1

2.3

Выступление на родительском собрании: «Мастер-класс с родителями «типичных» дошкольников по инклюзивному образованию в ДОУ».

1

2.4

Размещение в группе информативного плаката, посвященного Международному дню белой трости.

1

2.5

Размещение в группе информативного плаката, посвященного Международному дню белой трости.

1

2.6

Рекомендовать для семейного просмотра художественные фильмы: «Один плюс один», «Костяника время лета».

1

3.

Ноябрь

6

3.1

Предложить родителям буклет для домашнего чтения: «Валентин Гаюи, помогающий «видеть», «Луи Брайль.

Гений, подаривший слепым людям мир».

1

3.2

Размещение в группе информативного плаката, посвященного Международному дню слепых

1

3.3

Родительское собрание посвященное дню толерантности «Как воспитать в ребёнке толерантность?»

1

3.4

Детско-родительский клуб: «Собаки- лучшие друзья человека.

Собаки- поводыри».

1

3.5

Выставка в вестибюле детского сада совместных детско-родительских работ: «Я рисую мир с закрытыми глазами».

1

3.6

Рекомендовать для семейного просмотра художественные фильмы: «Поводырь», «Запах женщины», «Глаза», «Рэй».

1

4.

Декабрь

6

4.1

Размещение в группе информативного плаката, посвященного международному дню инвалидов

1

4.2

Предложить родителям посетить вместе с детьми городские мероприятия, посвященные дню инвалидов.

1

4.3

Семейный конкурс на лучшую эмблему Международного дня инвалидов.

1

4.4

Предложить родителям буклет для домашнего чтения: «Нормы этикета при взаимодействии с людьми с ограниченными возможностями».

1

4.5

Приглашение на Новогоднюю благотворительную ярмарку «Душевный Bazar».

1

4.6

Рекомендовать для семейного просмотра художественные фильмы: «А в душе я танцую», «Лекарство», «Целитель Адамс», «Форрест Гамп», «Полианна».

1

5

Январь

3

5.1

Семейный конкурс сочинителей «Сказка о медвежонке без лапки», «Сказка о Зайчонке, который плохо видит», «Сказка о Синичке, которая не умела летать».

1

5.2

Мастер-класс для родителей «Чудеса под елочкой».

1

5.3

Консультация для родителей: от первого лица «Особенные дети в мире здоровых детей».

1

5.4

Рекомендовать художественные фильмы для семейного просмотра: «А в душе я танцую», «Дом странных детей мисс Перегрин», «Хороший доктор», «Перед классом», «Снежный пирог».

1

6

Февраль

5

6.1

Акция «Верю в чудо».

1

6.2

Размещение в группе информативного плаката, посвященного международному дню детей, больных раком

1

6.3

Семинар-практикум для родителей «Толерантность — путь к взаимопониманию»

1

6.4

Анкетирование родителей.

«Определение уровня толерантности».

1

6.5

Рекомендовать для семейного просмотра мультфильмы: «Голубой щенок», «Цветик-семицветик», «Гадкий утенок», «Серая шейка».

1

7

Март

6

7.1

Консультация: «Правовые основы инклюзии».

1

7.2

Создание коллективного панно «Цветик-семицветик».

1

7.3

Предложить родителям, вместе с детьми, посетить праздник, посвященный Международному дню Дауна.

1

7.4

Размещение в группе информативного плаката, посвященного Всемирному дню людей с синдромом Дауна

1

7.5

Выступление на родительском собрании: «Солнечные» дети. Кто они?»

1

7.6

Предложить родителям буклет для домашнего чтения: «Известные люди с синдромом Дауна: Тим Харрис»

1

8

Апрель

6

8.1

Размещение в группе информативного плаката, посвященного Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма

1

8.2

Спортивное развлечение совместно с родителями «В здоровом теле-здоровый дух», приуроченное ко Всемирному дню здоровья

1

8.3

Консультация для родителей: «Дети-аутисты. Какие они?»

1

8.4

Тренинг: «Общение как форма повышения толерантности и профилактики агрессивного поведения».

1

8.5

Повторное тестирование.

1

8.6

Рекомендовать для семейного просмотра художественный фильм «Я тоже», «Человек дождя».

1

9

Май

5

9.1

Размещение в группе информативного плаката, посвященного Международному дню борьбы за права инвалидов.

1

9.2

Фотоотчет о работе, проделанной за год в контексте реализации данной программы.

1

9.3

Круглый стол: «Какие плюсы я вижу в инклюзивном образовании для своего ребенка?»

1

9.4

Конференция на базе ДОУ по проблемам инклюзивного образования.

1

9.5

Флешмоб: «Мы разные, но мы вместе»

1

Итого

29

21

50

Литература:

  1. Тони Бут, Мэл Эйнскоу под редакцией Марка Вогана. Показатели инклюзии. Практическое пособие. — Бристоль, Великобритания, 2010. — 49 с.
  2. Воронич Е. А., Козлова Г. Г. Повышение инклюзивной культуры родителей как педагогическая проблема. Комплексная психологическая помощь в образовании // Материалы IVмнаучно-практической конференции 15 декабря 2014 года. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. — С. 15–18.
  3. Кленова, Н. В. Как воспитать толерантность [Текст] / Н. В. Кленова // Дополнительное образование. — 2006. — № 3. — С. 17–22}.
  4. Психодиагностика толерантности личности: [Текст] / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеро- вой. — М.: Смысл. — 2008. — 172 с.
  5. Старовойт Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 8. — С. 31–35. — URL: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm
  6. https://psy.wikireading.ru/986
Основные термины (генерируются автоматически): информативный плакат, инклюзивное образование, родитель, семейный просмотр, инклюзивная культура, домашнее чтение, размещение, ребенок, родительское собрание, Международный день.


Похожие статьи

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада

Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе

Программа развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством (на материале формирующего эксперимента)

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Игровая технология воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Уроки трудового обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт работы

Потенциал технологий социальной работы при подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Примерная коррекционно-развивающая программа для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей раннего дошкольного возраста

Похожие статьи

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада

Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе

Программа развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством (на материале формирующего эксперимента)

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Игровая технология воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Уроки трудового обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт работы

Потенциал технологий социальной работы при подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Примерная коррекционно-развивающая программа для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей раннего дошкольного возраста

Задать вопрос