Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка. В настоящее время в России утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ставящая перед системой образования новые стратегические цели образования. Одна из них – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина, что безусловно формируется уже в стенах дошкольного учреждения.
В семейном клубе участвуют родители, которые только придут в дошкольное учреждение с нового учебного года или в летние месяцы, поэтому работа организуется в апреле – мае. После получения родителями направлений в дошкольное учреждение, мы приглашаем их на наши встречи. Работа организована в форме семейного клуба.
Направленность профилактической программы «Мой малыш» – для родителей, поступающих в дошкольное учреждение; по содержанию является психолого-педагогической; по функциональному предназначению – специальной; по форме организации – групповой; по времени реализации – краткосрочной.
Авторство программы – программа авторская, созданная для активных родителей, поступающих в детский сад и для которых будет актуальным процесс адаптации к ДОУ.
Актуальность программы обусловлена тем, что включает в себя инновационные формы взаимодействия и сотрудничества с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение.
Во время реализации программы происходит:
- развитие новых форм общественно- семейного взаимодействия;
- повышение психологических знаний родителей о закономерностях развития дошкольного возраста;
- оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции;
Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества специалистам образовательного учреждения необходимо создать для этого необходимые условия. Одним из условий эффективного сотрудничества является повышение уровня педагогической и психологической компетенции родителей.
Цель: способствовать получению родителями знаний и необходимой информации о процессе адаптации к дошкольному учреждению как детей, так и родителей, психологических особенностях раннего возраста (с 1 года до 3 лет) и знакомство со способами общения с ребенком.
Основные задачи программы:
Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
Развитие позитивного взаимодействия между педагогом- психологом и родителями.
Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.
Способствовать сплочению родительского и педагогического коллектива.
Программа состоит из 3 этапов:
Подготовительный, развивающий, контрольно – оценочный.
ПЕРВЫЙ ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Для того, чтобы пригласить родителей на наши встречи, необходимо собрать информацию о семьях, поступающих в наше ДОУ, обзвонить мам и пап и сообщать о планирующихся занятиях, о работе семейного клуба (обговаривается дата, время и тематика занятий). На 1 встрече происходит знакомство родителей с педагогом-психологом, родители пишут свои ожидания от занятий в семейном клубе «Мой малыш». Какие темы они хотели бы обсудить, что их интересует больше всего. После озвучивания ожиданий родителей, предлагаются темы встреч педагога-психолога, происходит необходимая корректировка тематики.
Цель первого этапа:
познакомить родителей с закономерностями развития детей раннего дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье;
осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания психически здорового ребенка;
формировать активную позицию родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и учетом индивидуальных особенностей дошкольника.
ВТОРОЙ ЭТАП – РАЗВИВАЮЩИЙ
Цель второго этапа:
развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
развивать творческие способности и воображение взрослых в процессе игрового общения, взаимодействия.
Структура наших встреч:
1. Приветствие. 2. Основная часть. 3. Ритуал прощания.
Наши встречи проводятся 2 раза в неделю в музыкальном зале. Таким образом, за 2 месяца, мы проводим 10 встреч. Во время наших встреч родители знакомятся не только с моей работой, как педагог – психолога, они получают возможность познакомиться друг с другом, наладить контакт, познакомиться, чувствовать себя свободно среди родительской среды.
Формы работы:
игры и упражнения; мини-беседы, лекции; релаксационные и динамические паузы;
музыкально-танцевальные этюды; моделирование проблемных ситуаций;
презентация информационных буклетов; подвижные игры, дидактические игры;
художественно-творческая деятельность; элементы арттерапии, сказкотерапии;
элементы тренинга; круглые столы.
Перспективное планирование работы «Семейного клуба «Мой Малыш»
№ п/п |
Тема встреч |
1 |
«Речь – важнейший психофизиологический процесс» |
2 |
«Гиперопека – чрезмерная забота родителей» |
3 |
«Психологические степени адаптации к дошкольному учреждению» |
4 |
«Кризис 3 лет – что это такое?» |
5 |
«Сказка в жизни ребенка. Сказкотерапия» |
6 |
«Агрессивное поведение детей» |
7 |
«Игрушка в жизни ребенка» |
8 |
«Страхи вашего ребенка» |
9 |
«Роль семья в коммуникативном развитии ребенка» |
10 |
«Гиперактивность – почему малыш такой?» |
ТРЕТИЙ ЭТАП – КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫЙ
Цель: оценить работу семейного клуба, решены ли поставленные задачи, оправдались ли ожидания родителей. На контрольно-оценочном этапе проводится анкетирование родителей по разработанным вопросам.
Анкетирование родителей на контрольно-оценочном этапе работы семейного клуба
- Какие формы работы семейного клуба вам понравились?
- Что нового вы узнали во время посещения наших встреч?
- Считаете ли вы необходимым продолжать данную форму работы педагога-психолога с родителями?
Были получены отзывы родителей об их участии в работе семейного клуба «Мой малыш», которые свидетельствуют о необходимости проведения данной формы работы с родителями. Родители в своих ответах отмечают, что им понравились организованные семейные встречи, познавательные консультации, игры, упражнения в тренинговой форме. Организованная работа в формате семейных встреч помогла преодолеть родителям барьер недоверия к образовательному учреждению. В своих ответах они отмечают необходимость продолжать работу педагога – психолога в данном направлении для сплочения родительского коллектива, для передачи опыта в воспитании детей.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Профилактическая программа работы семейного клуба «Мой малыш» складывалась планомерно, на основе опыта работы педагога – психолога. Она затрагивает актуальные для поступающих в дошкольное учреждение родителей темы, способствует решению возникающих вопросов и проблем.
Результативность:
– посещение семейных встреч позволяет самим родителям легче пройти со своими детьми процесс адаптации к новым для них условиям дошкольного учреждения;
– родители получают ответы на интересующие их вопросы и темы;
– педагог-психолог приобретает обратную связь во взаимодействии и сотрудничестве с родителями;
– повышается компетентность родителей в вопросах развития и воспитания своего ребенка.
Программно-методическое обеспечение:
Семейные встречи желательно проводить в большом помещении (музыкальном зале), демонстрационный материал: стенд, проектор, доски; раздаточный материл: листы, карандаши, ручки; музыкальное сопровождение по тематике встреч; игровой материал: куклы, мячики, платочки.
Литература:
- Алексеева Е. Е. «Психологические проблемы детей дошкольного возраста», С – Пб, «Речь». 2007.
- Марковская И. М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми», С-Пб., «Речь». 2006.
- Шитова Е. В. «Работа с детьми – источник удовольствия», Волгоград, «Панорама». 2006.