Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.
В чем же сущность понятия «профессиональная компетентность». Многие педагоги занимались изучением понятия «компетентность» (И. В. Гришина, Ю. В. Подзюбанова, О. М. Атласова, Т. Н. Гущина, Н. В. Кузьмина и др.). Они выявили, что «компетентность» включает в себя опыт педагога; наличие необходимых знаний, наличие педагогических умений, алгоритмов решения; способность к принятию решений; компетентность понимается также как «сплав знаний, умений и навыков», «показатель готовности к профессиональной деятельности».
Э. М. Никитин считает, что профессиональная компетентность это готовность специалиста выполнять свои профессиональные функции в соответствии с принятыми в мире стандартами и нормами.
А. И. Панарин рассматривает ее как систему конструктивных, организационных и коммуникативных умений и возможность применять эти умения в своей деятельности.
По мнению Т. И. Шамовой профессиональная компетентность — это наличие у специалиста профессиональных знаний и умений в его деятельности.
Г. Н. Сериков считает, что профессиональная компетентность является особой характеристикой квалификации специалиста включающие в себя знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицина под компетентностью понимают интегральную характеристику человека, определяющую его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Таким образом, сущность понятия профессиональная компетентность заключается в готовности и способности специалиста применять полученные знания и умения в условиях реальной профессиональной деятельности. Важной особенностью компетентности является ее тесная связь с личностными особенностями человека, его ценностями и возможностями. Выделяют несколько видов профессиональной компетентности.
Зарубежный исследователь Дж.С. Старк делит компетентности на ключевые (базовые) и специальные. Ключевые компетентности — это сформированность начального уровня способности к профессиональной деятельности, а специальные компетентности развиваются при помощи накопления профессионального опыта и с помощью самообразования специалиста.
Отечественные исследователи выделяют следующие виды компетентностей. Так, Г. Е. Поторочина — интеркультурную компетентность, А. А. Узденова информационно-компьютерную, Е. М. Алифанова коммуникативную компетентность, С. К. Багадирова методологическую, Т. М. Матвеева предпринимательскую, Л. Г. Бобкова профессиональную компетентность учителя, Н. А. Бессмертная, Г. М. Марченко профессиональную компетентность, С. Н. Рягин профильную компетентность и др.
Рассмотрим структуру профессиональной компетентности заместителя заведующего по ВМР дошкольного образовательного учреждения. Согласно исследованиям В. А. Козырева, А. П. Тряпициной, Н. Ф. Радионовой профессиональная компетентность рассматривается как совокупность базовой, ключевой и специальной компетентностей.
Базовые компетентности необходимы для построения профессиональной педагогической деятельности методиста в современном меняющемся мире.
Ключевые компетентности позволяют решать профессиональные задачи на основе коммуникации, информации, социальных основ поведения в обществе.
Специальные компетентности направленны на реализацию базовых и ключевых компетентностей заместителем заведующего по ВМР в дошкольном образовательном учреждении.
Проведенный анализ теоретических исследований по обозначенной проблеме позволил определить сущность профессиональной компетентности заместителя заведующего по ВМР, готового к организации методического сопровождения.
Профессиональную компетентность заместителя заведующего по ВМР можно повышать за счет самоанализа, как возможности изучения готовности методиста решать профессионально — методические задачи в процессе методического сопровождения воспитателя ДОУ и самоанализа, как возможности изучения обогащения профессиональной компетентности заместителя заведующего по ВМР.
Она может рассматриваться как интегральная характеристика специалиста, определяющая его способность решать профессионально-методические задачи оказания систематической целенаправленной дифференцированной помощи и поддержки каждому педагогу ДОО в реальных ситуациях его профессиональной деятельности, с использованием методистом своих знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Чем целостнее научно-методическая среда в ДОО, тем быстрее и эффективнее будет происходить процесс становления нововведений. Управленческая компетентность руководителя выражается в активной исследовательской позиции к сфере деятельности, которой он занимается, постоянно рефлексируя свое поведение и действия, их эффективность [3, с. 154].
Итак, в результате анализа было установлено, что существует множество определений профессиональной компетентности человека, однако в рамках данного исследования сущность понятия профессиональна компетентность понимается как интегральная характеристика человека, определяющая его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Литература:
- Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография / Красноярск: Красноярск ГУ. 1998. 309 с.
- Атласова О. М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: Автореф. Дисс...канд.пед.наук -СПб. 1995. 18 с.
- Дыбина О. В. Индивидуальная управленческая концепция руководителя дошкольной образовательной организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 2–1 (32–1). С. 154–160.
- Шамова Г. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учебное пособие для Вузов. М.:Гумм. Издательский центр ВЛАДОС. 2001. 319 с.