В статье рассматривается процесс готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к работе, важнейшие факторы детского развития, модель непрерывного образования, обеспечивающая каждому индивиду постоянное развитие, совершенствование и творческое обновление, а также профессиональная компетентность педагога, осуществляющая педагогическую деятельность. Подчеркивается важность постоянного профессионального совершенствования, обеспечивающегося дифференцированными подходами к совершенствованию конкретных специальных знаний педагога.
Ключевые слова: дошкольное образование, педагог, индивид, непрерывное образование, профессиональная компетентность.
Введение. Государственная политика в сфере дошкольного образования вселяет надежду на успешное развитие общества. Так, одной из ключевых фигур в детском развитии является педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя, поэтому процесс готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к работе в условиях быстрых изменений приобретает актуальность.
Педагог был и остается основным субъектом, призванным решать задачи развития образования, поэтому задача государства — создать такую модель непрерывного образования, которая могла бы обеспечить каждому индивиду постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление в течение всей жизни.
Процесс непрерывного образования — это последовательная замена «ступеней», каждая из которых должна развивать знания, полученные человеком на предыдущих этапах обучения, закладывать основы для образования на последующих ступенях.
В основе построения модели системы непрерывного, профессионального образования лежат понятия, принадлежащие к трем объектам (субъектам):
—лицо;
—образовательный процесс (программа);
—организационная структура образования.
В изменившихся условиях педагог должен быть не только профессионалом в определенной области, но и глубоко эрудированным человеком, имеющим фундаментальную гуманитарную подготовку, обладать наравне с культурой речи навыками и умениями профессионального и личностного общения.
Профессиональная компетентность педагога должна отражать высокий уровень его теоретической и практической подготовки, что позволит ему осуществлять педагогическую деятельность творчески.
В психолого-педагогической литературе различные авторы по-разному определяют содержание и классификацию тех практических умений, по которым определяют профессиональную компетентность педагога. Их можно выделить в три основные группы:
— академические умения;
— организаторские умения;
— коммуникативные умения.
Умения, составляющие профессиональную компетентность педагога, нельзя получить в учебных заведениях, окончательное формирование высокой профессиональной компетентности происходит в процессе реальной педагогической деятельности при соблюдении соответствующих условий. Ключевым среди них является наличие психолого-педагогической поддержки как механизма развития творческого потенциала индивида.
Идея образования взрослых с учетом индивидуальных особенностей принадлежит Дж. Дьюи и Е. Линдеман, которые высказывали мнение о необходимости обучения взрослых с опорой на их опыт, и направленность на достижение практических целей. Образованием взрослых сегодня занимаются институты последипломного педагогического образования.
При этом в предлагаемой модели ведущее место отводится процессу научно-методического сопровождения, который носит непрерывный характер и реализуется на основе различных стратегий и видов оказания квалифицированной помощи как в индивидуальном порядке, так и в процессе групповой работы.
Интегративные стратегии реализации модели программы целостной технологии подготовки руководящих и педагогических кадров для сферы дошкольного образования имеют целью:
− реформирование системы непрерывного образования и приведение ее в соответствие с потребностями местных общин;
− подготовка резерва руководящих кадров дошкольного образования, способных обеспечить дальнейшее развитие отрасли;
− обеспечение качества дошкольного образования;
− экономия ресурсов и средств местных бюджетов.
Непрерывность и многоуровневость предусматривают единство, взаимосвязь, взаимообусловленность, преемственность целевых функций всех звеньев, составляющих систему профессионального образования.
Весь учебный процесс подготовки педагогов, по нашему мнению, должен быть сконструирован таким образом, чтобы в системе последипломного образования происходило совершенствование и углубление профессиональных знаний, именно последипломное образование должно развивать профессиональные знания, корректировать их в соответствии с требованиями времени и индивидуальной потребностью специалиста. Для такого ее функционирования необходимо обеспечить педагога правом выбора заведения для повышения квалификации.
С проблемой интеграции знаний и умений, содержания, форм и методов обучения связана также и проблема формирования целостной личности педагога, который должен удовлетворять не только сегодняшним, но и будущим перспективным потребностям общества. Иначе говоря, необходимо постоянное профессиональное совершенствование, которое обеспечивается дифференцированным подходом к совершенствованию конкретных специальных знаний педагога соответственно виду его профессиональной деятельности (воспитатель, руководитель дошкольного учебного заведения, музыкальный руководитель и т. д.).
Вывод. Перспектива дальнейших исследований проблемы — в практической реализации предлагаемой модели непрерывной системы образования педагога дошкольного образовательного учреждения.
Литература:
- Кутузова И. Повышение квалификации педагогов ДОУ в современном педагогическом пространстве / Дошкольное воспитание. — 2005.
- Дуброва В. П., Милошевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / М., 1995.