Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Опыт организация деятельности педагогических классов

Спецвыпуск
01.09.2022
2783
Поделиться
Библиографическое описание
Гоголева, И. И. Опыт организация деятельности педагогических классов / И. И. Гоголева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 17-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7503/.


В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного педагогического образования». Описывая две модели педагогического класса, автор предлагает интеграцию организационно-педагогических основ их работы. Выделение ряда управленческих и общепедагогических рисков организации работы с обучающими педагогических классов помогает раскрыть новые их образовательные возможности.

Ключевые слова: педагогический класс, профессиональное становление, психолого-педагогическое сопровождение, предпрофильная подготовка и профильное обучение, модуль, педагогические риски.

Сегодня востребованы педагоги с конкурентоспособными профессиональными умениями и навыками. Новые макеты ФГОС СПО, профессиональные стандарты демонстрируют рост требований к педагогу в ситуации неопределенности и нестабильности, характерной для современного мира. Отмечается многофункциональность педагогической профессии, востребованность новых педагогических профессий на региональном рынке труда. Данные факторы говорят о необходимости своевременной ориентации человека в современной социокультурной среде при выборе своего профессионального будущего в педагогической деятельности, ответственности за свой выбор. Таким образом, профессиональное становление в педагогической профессии требует создание определенной образовательной среды, позволяющей не только сформировать профессиональные представления обучающихся о будущей профессии, но и реализовать свои возможности в профессиональных пробах, выстроить индивидуальную траекторию своего дальнейшего профессионального образования. Такой средой могут выступать современные педагогическое классы.

Цель статьи заключается в рассмотрении организационных аспектов функционирования педагогических классов на основе сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и профессиональной образовательной организации.

Педагогические классы – не новое событие в педагогическом образовании. Педагогические классы существовали при женских гимназиях и пансионах, начиная с 1874 года, осуществляя подготовку домашних воспитательниц начальной школы. В 20-50-х годах в условиях дефицита педагогических кадров в педагогических классах готовили вожатых, воспитателей детских садов. В 80-90-х годах существовало несколько типов педагогических классов, осуществляющих допрофессиональную подготовку старшеклассников к профессиональной деятельности на основе выявления и развития интереса к педагогической профессии [9]. Комплексная подготовка старшеклассников к выбору педагогической профессии была организована с использованием разных форм: занятия по педагогике и психологии один раз в неделю на базе учебно-производственных комплексов, занятия по субботам; очные педагогические сессии в период каникул; заочные сессии по выполнению психолого-педагогических заданий и пр. [7, 9]. Выпускники педагогических классов характеризовались высокой мотивацией к обучению, высокой социальной и профессиональной активностью, потребностью к выполнению творческих педагогических проектов, занятиям научно-исследовательской деятельности. С 2015 года создана и реализуется белорусская модель педагогической профилизации в школе [8].

В формате краевой инновационной площадки «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного педагогического образования» преподаватели колледжа (П.В. Ильин, Е.В. Плотникова, И.И. Гоголева) с 2018 года были включены в организацию деятельности педагогических классов МБОУ СОШ №68 г. Хабаровска (директор Филатова С.В.), МБОУ СОШ №9 г. Амурска (директор Силина О.Е.).

В современных условиях педагогический класс – это профильная форма обучения, содержательно и технологически ориентированная на приобщение обучающихся к педагогической культуре и педагогическим профессиям. Цель педагогических классов – создание социальной ситуации развития обучающихся посредством открытой профессионально-образовательной среды. Основным механизмом деятельности выступает психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Обучаясь в педагогическом классе, учащиеся имеют возможности: развивать свои способности, навыки проектирования и коммуникации; приобретать опыт профессиональных проб в социальной сфере деятельности, опыт взаимодействия со студентами, преподавателями колледжа, педагогами других образовательных организаций.

С учетом того, что профессиональное становление – это специально организованный и длительный процесс согласования личностных и социально-профессиональных потребностей, обучающихся были выбраны две модели деятельности педагогических классов: пропедевтическая и традиционная. Модели апробированы в рамках часов внеурочной деятельности в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения (гуманитарный профиль).

На этапе предпрофильной подготовки пропедевтическая модель педагогических классов была реализована с обучающимися 8-9-х классов МБОУ СОШ №68 г. Хабаровска. Она предполагала комплексное изучение пяти модулей: «Я и мир профессий», «Я и инфомир», «Мой мир», «Мой проект», «Мои пробы». Само название модулей ориентировано на посыл идти от потребностей и возможностей подростка при отборе содержания. Целевые и ценностные установки каждого модуля нацелены на формирование «мягких» (soft) компетенций обучающихся: цифровые навыки, командная коммуникация и взаимодействие, креативность, эмоциональный интеллект, тайм-менеджмент, др. Содержание модуля «Мой проект» ориентировано на подготовку учащихся к выполнению индивидуального проекта педагогической/профориентационной направленности.

На этапе профильного обучения традиционная модель педагогических классов была реализована со старшеклассниками МБОУ СОШ №9 г. Амурска. Она предполагает комплексное изучение пяти модулей: «В мире педагогических профессий», «Человек познающий», «Я в педагогической профессии», «Познай самого себя», «Профпробы». Модули «Человек познающий» и «Я в педагогической профессии» ориентированы на изучение основ психологических и педагогических знаний. По содержанию данные модули не дублируют учебные дисциплины «Психология», «Педагогика» педагогических специальностей СПО. В модули включены кейсы, позволяющие продемонстрировать на реальных примерах, каким образом работают успешные педагоги. Изучая результаты деятельности педагогов в кейсах, обучающиеся тренируют свою насмотренность, «наслушанность». Для преподавателей, ведущих данные модули, важно правильно подобрать необходимую информацию для кейсов, адаптировать ее для понимания обучающихся и в их интересах. Формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет вспомогательную роль, выступая средством диагностики индивидуальных способностей и формирования soft компетенций обучающихся, инструментом познания современных педагогических профессий, «фоном» взаимодействия педагогов и обучающихся.

Опыт работы преподавателей колледжа с педагогическим классами представлен в публикациях, вебинарах [2-5]. С учетом различий данных моделей педагогических классов отметим общее в организации деятельности.

 Модульный принцип построение программы педагогических классов позволяет мобильно «подстроиться» под интересы и способности обучающихся, увеличить гибкость и вариативность содержания с учетом запросов родителей и общеобразовательной организации. Данный принцип позволяет организовать нелинейную последовательность изучение модулей, при этом продолжительность обучения и количество часов устанавливается отдельно на каждый модуль с учетом запросов. Так в пропедевтическую модель педагогических классов по запросу общеобразовательной организации был включен модуль «Мой проект».

 Ориентация на формирование soft компетенций позволяет обучающимся в дальнейшем осознанно овладевать профильными знаниями и формировать профессиональные (hard) компетенции. Более того, диагностика soft компетенций и необходимых цифровых компетенций могут составить основу плана индивидуального развития обучающихся.

 Использование методов обучения: методы интерактивного обучения, дискуссии, метод проектов, методы когнитивно-рефлексивной работы с учебной информацией (тесты, синквейны, работа с цитатами, научно-популярными статьями), игровые методы и интерактивные профориентационные игры, просмотр и обсуждение фильмов («Чудо/Wonder, 2017»,»Лев/Lion, 2016», «Держи ритм/Take the Lead, 2006», др.), просмотр всероссийских онлайн-уроков «ПроеКТОриЯ» и др. Основой этих методов выступают: диалог в общении, отношения и творческий поиск. Использование данных методов обучения в совокупности с техниками коучинга и фасилитации способствует проявлению активности обучающихся при выборе педагогических профессий и позитивного эмоционального отношения к ним.

 Использование возможностей онлайн обучения на платформе Moodle, Zoom и др. Так на педагогической сессии в апреле 2021 года с обучающимися педагогического класса г. Амурска в форматах видеоконференции Zoom проведены лекции «Педагогические профессии: вчера, сегодня, завтра» «Цифровой педагог», интервью в прямом эфире со студентами колледжа «Становление педагога: от идеи к опыту».

 Обязательное включение модуля «Профпробы», как средства моделирования элементов педагогической профессии, раскрывающих ее технологический процесс в условиях конкретного социального контекста. При проведении воспитательных мероприятий для младших школьников «Научный экспериментариум», «Новый год по-новому», спектакля для воспитанников детского сада обучающиеся педагогических классов «примеряли» социально-профессиональные роли профессии педагога на себя, рефлексировали свои результаты, ощущения и эмоции [1].

Опыт работы с педагогическими классами позволяет выделить педагогические риски, требующие мобильных способов их разрешения. Понимая под рисками возможность возникновения потерь и получение незапланированных результатов, отметим наиболее значимые.

С учетом специфики педагогической деятельности значима мотивированность ее выбора. Опыт показал, что основным принципом создания педагогических классов выступает принцип добровольности. Включение учащихся в педагогический класс должно осуществляться на основе личного желания и результатов диагностики профессиональных предпочтений.

Значимым риском работы с обучающимися педагогических классов выступает рассогласование ожидаемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) модульных программ. На этапе разработки учебных программ важно согласовать не только результаты, планируемые в рамках внеурочной деятельности ФГОС основного и среднего общего образования, но и «мягкие» (soft), «жесткие» (hard) компетенции педагогического образования.

Функционирование педагогических классов выстроено с учетом взаимодействия обучающихся и родителей, педагогов и членов администрации образовательных организаций, социальных партнеров. Согласованность ценностно-смысловых, содержательно-организационных аспектов функционирования педагогических классов обеспечивает кумулятивный эффект педагогизации образовательной среды.

Риском может выступать отсутствие нормативно-правового обеспечения организации работы педагогических классов на всех уровнях: федеральный и региональный (регламентирующие официальные документы, инструктивно-методические письма министерства просвещения РФ), локальный (приказы, распоряжения, положения, программы, планы, календарно-тематические планы, календарные графики проведения профпроб). Нормативно-правовое обеспечение регламентирует различные аспекты функционирования педагогических классов, возможностей / ограничений новых форм работы и возникающих идей. Поэтому важно согласование управленческих процедур через конкретные формы организации, ролевые предписания, мониторинг качества процесса и пр.

В заключении отметим, что в современных условиях организация деятельности педагогического класса является основой для профессионального самоопределения обучающихся. В педагогическом классе создаются возможности каждому осознать свои потенциалы, проявить себя в профессиональных пробах, по-новому воспринимать педагогическую действительность. Это особо актуализирует постоянный поиск оптимальных и эффективных способов организации педагогических классов, методов и форм их работы.

Литература:

  1. Блинов, В. И. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков. / В.И. Блинов, И.С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. – 2015. – №4. – С.14-17.
  2. Гоголева, И.И. Реализация модели наставничества «студент – ученик(и)» в процессе подготовки студентов педагогического колледжа / И.И. Гоголева // Среднее профессиональное образование. –2021 – № 3. – С. 3.
  3. Гоголева, И.И. Каникулярная школа – интерактивная форма развития soft компетенций обучающихся. / И.И. Гоголева // Среднее профессиональное образование. – 2019 – № 11. – С. 12.
  4. Гоголева, И.И. Форматы реализации социально-образовательного проекта «Путь в профессию педагога» / И.И. Гоголева, Е.В. Плотникова // Среднее профессиональное образование. – 2018. – № 11. – С. 8.
  5. Гоголева, И.И. Социально-образовательный проект «Путь в профессию педагога» как форма сетевого взаимодействия / И.И. Гоголева, Е.В. Плотникова // Среднее профессиональное образование. – 2018. – № 4. – С. 21.
  6. Вебинар «ЯКласс в СПО. Практика педколледжей и профориентация» – URL: https://www.yaklass.ru/webinars/old/Praktika-pedkolledzhej
  7. Митросенко, С.В. Педагогические классы: история и современность / С.В. Митросенко, З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова – Текст: непосредственный // NEWS OF SCIENCE AND EDUCATION. – 2017. – Т.4. – №4. – С.3-7.
  8. Педагогические классы. Профильные классы. – Текст: электронный – URL: https://pedklassy.bspu.by/
  9. Ревякина, В.И. Профориентация школьников: опыт прошлого и проблемы настоящего / В.И. Ревякина, К.Е. Осетрин // Вестник ТГПУ. – 2015. – № 5 (158). – С. 244-247.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
педагогический класс
профессиональное становление
психолого-педагогическое сопровождение
предпрофильная подготовка и профильное обучение
модуль
педагогические риски

Молодой учёный