This article is devoted to the problem of organization of mentoring at school. The organization of tutor work in the process of increasing of a young teacher’s professional competence has stage-by-stage character and includes formation and development of functional and personal components of the beginning teacher’s activity.
Keywords: mentoring, tutor, beginning teacher, professional qualities, professional competence, forms of methodical work, portfolio, mutual understanding, stages of tutor activity, practical and theoretical bases of pedagogical
Одной из главных задач ОУ является профессиональная адаптации молодого педагога к образовательной среде. Решить эту проблему поможет организация школьного наставничества.
Главная задача наставника — помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. При назначении наставника администрация образовательного учреждения должна хорошо знать, что наставничество — это поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог — наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся, родителей.
При организации наставничества директор школы издает приказ о назначении наставника на учебный год. Наставник необходим следующим категориям педагогов:
молодым учителям
вновь пришедшим учителям после перерыва в педагогической деятельности
наставник необходим учителям — неспециалистам.
Во-первых педагогу-наставнику необходимо обратить внимание молодого педагога: на организацию образовательного процесса и ведение школьной документации.
Наставник должен обеспечить поддержку молодым педагогам в следующих направлениях:
подготовка современного урока, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения;
разработка рабочих программ по предметам;
ведение классных журналов;
организация самообразовательной работы по методической теме;
участие в методической работе ОУ;
освоение педагогических технологий и применение их в образовательном процессе;
подготовка к предстоящей аттестации на квалификационную категорию по должности «учитель».
Большое внимание педагог-наставник уделяет методическим формам работы с молодыми педагогами.Определенную роль в становлении молодого учителя играет его участие в методических мероприятиях школы. Методические дни, методические недели, профессиональные конкурсы, участие в школьных семинарах, конференциях, открытые уроки опытных учителей, заседания клуба «Молодой педагог», Дни коррекции и регуляции — неполный перечень методических мероприятий, которые проходят в ОУ по повышению педагогического мастерства [1, с. 66].
Заместитель директора школы и наставники обязаны подготовить для молодых педагогов различные рекомендации:
требования к современному уроку;
обязанности классного руководителя);
организация работы с неуспевающими учащимися;
организация работы с одаренными учащимися
анализ и самоанализ урока;
организация работы с родителями;
внеурочная деятельность по предмету;
методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.
Одной из эффективных форм методической работы является создание портфолио учителя. Учитель-наставник обязан помочь разработать «портфолио» молодому педагогу, куда молодой специалист будет вносить педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки, мероприятия. Портфолио помогает молодому педагогу увидеть динамику в профессиональном развитии в процессе наставнической деятельности.
А также портфолио определяет повышение профессионального уровня педагога, уровень самоорганизации, самореализации, развитие коммуникативных навыков. Использовать портфолио возможно и при аттестации на квалификационную категорию. Портфолио поможет контролировать работу наставника, правильно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим учителем, объективно оценивать результаты профессионального роста молодого педагога. Портфолио ведет молодой учитель, отмечая в нем повышение своей профессиональной компетентности и достижения в личностном росте [2, с. 44].
Доброжелательность, эмпатия, тактичность учителя-наставника способствуют созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста.
Взаимопонимание не состоится, если между наставником и учеником не будет доверия. Сотрудничество в рамках профессиональных обязанностей между наставником и молодым учителем необходимо для того, чтобы процесс адаптации прошел успешно. Наставничество — процесс долгий и трудный. Педагог-наставник должен быть терпеливым и целеустремленным и коммуникабельным.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя проходит поэтапно и включает в себя формирование и развитие профессиональной компетентности педагога (Нормативно-правовой, методологической, психолого-педагогической. Предметно-методической, информационной), поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:
мотивационно-целевой, когда, наставник определяет обязанности и полномочия молодого педагога, а также выявляет недостатки в его компетентностях, чтобы выработать программу адаптации. [3, с. 34].
главный этап, где наставник разрабатывает и работает над реализацией программы адаптации, осуществляет корректировку профессиональных компетентностей молодого учителя, помогает разработать программу самосовершенствования.
итоговый, на данном этапе наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет готовность молодого учителя к выполнению своих функциональных обязанностей.
Наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной и личностной самореализации. Эффективность системы наставничества помогает руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность. В процессе наставничества затрагиваются интересы трех субъектов взаимодействия: молодого педагога, учителя — наставника и школы. [4, с. 77]. Молодой педагог получает знания, развивает навыки и умения, компетентности, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, коллегами; приобретает информацию о деятельности организации, в которой он работает. Учитель — наставник развивает свои профессиональные качества; методические, методологические, психолого — педагогические, информационные. Образовательное учреждение повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между коллегами [7, с. 84].
Литература:
- Арьяева Л. В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография.- СПб.: ИПК СПО, 2012; с 55.
- Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей/ Аминов Н. А. Вопросы психологиии. 2012. -№ 5. — с 71–77.
- Ведерникова Л. В. Педагогическая поддержка саморазвития педагога М: МАНПО- № 4 2010 — с 87–99;
- Ведерникова Л. В. Подготовка педагога как творческого профессионала — Ишим: Издательство: ИГПИ им П. П.Ершова — 2006, с.109.
- Вершловский С. Г. Учитель-методист — наставник стажера: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2003, с. 210.
- Родионова Н. Ф. Современные ориентиры обновления педагогического образования и федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения / Родионова Н. Ф. с. 89.
- Онушкин В. Г., Кулюткин Ю. Н., Вершловский С. Г. Профессия — учитель: Беседы с молодыми учителями.- М.: «Педагогика», 2001.-104с.