Статья посвящена проблеме становления молодого учителя в современной системе образования. В статье рассматриваются основные периоды профессионального становления и роста педагога в процессе практической работы, основные проблемы, с которыми он сталкивается. Система (целевая модель) наставничества, внедряемая в систему образования способна решить многие проблемы как начинающих, так и опытных учителей.
Ключевые слова: становление педагога, молодой педагог, наставничество в образование, целевая модель, наставничество.
В условиях современной жизни с ее быстрым темпом и непрерывными изменениями, не остается без правок и система образования на всех ее уровнях и этапах. Педагог середины ХХ века отличается от своего коллеги конца того же века. А их последователь в ХI веке, обладая многими общими с ними человеческими качествами, все же существенно отличается от своих предшественников и наставников по набору компетенций и функций в, казалось бы, идентичном образовательном процессе, что объясняется многими факторами, условиями и требованиями.
Итак, прежде всего, рассмотрим, каковы же требования, предъявляемые к педагогу, и как ему их достичь и соответствовать им в наше время. В начале ХХ века Л. С. Выготский писал о новой ответственной роли, выпадающей на долю учителя: «...Ему предстоит сделаться организатором той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором. Там, где он выступает в роли простого насоса, накачивающего учеников знаниями, он с успехом может быть заменен учебником, словарем, картой, экскурсией. Когда учитель читает лекцию или объясняет урок, он только отчасти выступает в роли учителя: именно в той, в которой устанавливает отношение ребенка к воздействующим на него элементам среды. Там же, где он просто излагает готовое, он перестает быть учителем…» [4]. И это остается неизменной твердыней педагогической профессии. Во все исторические периоды её существования, на учителя возлагались задачи как обучения, то есть передачи знаний, так и воспитания, наравне с созданием среды для их выполнения.
Однако, на сегодняшний день требования и ожидания, предъявляемые к компетенциям и личности учителя очень высоки. Они включают в себя безупречное владение преподаваемой дисциплиной; владение как традиционными, стандартными методами преподавания, так и овладение инновационными формами обучения, а также привнесение своих авторских методик и разработок; умение использовать и регулярно применять современные технические средства обучения. Также педагог должен обладать знаниями о возрастных особенностях восприятия информации детьми разных возрастных групп. В эру IT-технологий к компетенциям учителя добавилось изучение и освоение этих самых технологий и интернета, умение находить информацию во всемирной сети и научить этому учащихся. [6] Также педагог сегодня должен обладать навыками нетворкинга, то есть разными способами выстраивать профессиональные связи с коллегами. Современный учитель должен уметь работать с разными детьми, мотивируя, стимулируя к творчеству, выстраивая индивидуальные маршруты обучения для одаренных детей, детей со средними способностями, представителей разных культур, детей с ОВЗ и другими особенностями и различиями в составе одной учебной группы, объединяя их в единую команду. И это лишь часть задач, поставленных перед специалистом.
Несмотря на констатируемые непрерывные изменения в системе образования, регулярно меняющиеся подходы к обучению и непрерывно совершенствуемый ФГОС, мы не можем не отметить, что по-прежнему верными остаются и сегодня принципы, обозначенные Яном Амосом Коменским еще в 17 веке: обучать всех всему; обучать доступно и просто, используя надежные средства и методы обучения; следовать принципу добровольности — учить всех всему, всесторонне. [9] Именно им следует и соответствует педагог, которого называют «учитель от бога», у которого ученики достигают больших успехов, и которым гордятся коллеги. Но прежде чем стать этим самым учителем, специалист проходит непростой путь. Как и любые навыки и умения, учительство постигается со временем и в процессе. Все вышеописанное не приходит одномоментно и не приобретается будущим специалистом к окончанию срока обучения в педагогическом учебном заведении.
Как показывает статистика, до 50 % молодых специалистов уходят из профессии в первые 5 лет работы. Эти цифры свидетельствуют об очевидной важности вопросов становления молодых педагогов.
В процессе профессионального становления и роста педагога выделяют 4 основных этапа [1, 3, 10]:
1 Период адаптация или стажировки — как правило, первый год работы выпускника педагогического вуза или колледжа. В этот период он практически применяет свои знания, экспериментирует и осознает свои способности и свою значимость для учащихся, их родителей, администрации и коллектива образовательного учреждения, познает нормы профессии и её ценности. Наравне с этим, он также осознает недостаточность имеющегося у него арсенала и потребность в самообразовании и саморазвитии.
2 Период первичной профессионализации или стабилизации — занимает около 2–4 следующих после адаптации лет работы. На этом этапе молодой педагог развивает свои профессиональные умения, набирается опыта, ищет подходящие ему для имеющихся в его ведении групп обучающихся методов образовательной и воспитательной работы. В это период он вырабатывает свой стиль, приобретает профессиональную компетентность и соответствие занимаемой должности.
3 Период вторичной профессионализации наступает после 5 лет работы. На данном этапе педагог уже обладает некоторым опытом работы, применяет разные методы в разных учебных группах, опробовал разные методы и приемы, адаптировался к профессиональной среде и специфике, сотрудничает с коллегами и обменивается опытом, регулярно повышает свою квалификацию. На этом этапе в его деятельности начинает складываться система, которую он в дальнейшем будет изменять в соответствии с условиями труда и требованиями государственного образовательного стандарта. В этот период своей профессиональной деятельности он отмечает достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности.
4 Период совершенствования или мастерства. В этот период педагог продолжает осваивать новые технологии, проявляет интерес к деятельности и опыту своих коллег, делится своими наработками и лайфхаками.
На всех этих этапах, а особенно в период адаптации и первичной профессионализации педагог нуждается как в моральной, так и профессиональной, помощи и поддержке коллектива, в котором трудится. [2] Рассмотрим меры поддержки и сопровождения молодых специалистов, предпринимаемые сегодня с целью сделать их успешными, создать пространство, где они смогли бы реализовать себя.
В своих научно-исследовательских работах Баландова Е. А. и Лучкина Т. В. рекомендуют вести работу с молодыми учителями по трем основным направлениям: адаптация молодого педагога в образовательном учреждении, развитие его профессиональной компетентности и формирование единого педагогического сообщества. [3, 7] Успешное функционирование этих направлений требует выявления имеющихся у учителей, работающих в конкретном коллективе, сложностей или потребностей, обсуждение их с целью найти оптимальное решение проблемы и внедрение его в работу коллектива. На этом этапе очень важна роль более опытных учителей, готовых помогать, делиться опытом, проявлять эмпатию — учителей-наставников.
В разные исторические периоды наставничество молодых учителей считалось важной задачей и пользовалось вниманием организаций управления образованием. К настоящему моменту были разработаны и внедрены различные федеральные проекты, такие как «Современная школа», «Социальная активность», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» и другие, Национальный проект «Образование». Целью этих проектов было в частности регулирование отношений, связанных с функционированием и развитием наставнических программ в субъектах РФ. С целью решения одной из главных проблем наставничества в образовании на сегодняшний день — неопределенность его концептуально-методологического и нормативного правового статуса, были разработаны «методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях». Чрезвычайно важно обеспечить системность, последовательность и преемственность наставнических программ и отношений в образовательных организациях обязательного и дополнительного образования. [8]
Наставничество по своей сути является естественным и органичным процессом передачи и обмена опытом. Однако «система (целевая модель) наставничества» ставит перед педагогическим сообществом новые цели и открывает новые возможности. Она призвана создать систему условий и механизмов наставничества в образовательных организациях для обеспечения непрерывного профессионального роста и самоопределения, самореализации и закрепления в профессии педагогических работников, включая начинающих педагогов.
В виду своей органичности, наставничество зачастую носило интуитивный характер, основывалось и реализовывалось на личных моральных качествах учителя, выполняющего эту функцию, и не стимулировало наставника к новым познаниям, а лишь к передаче опыта в применении каких-то технологий преподавания, приемам соблюдения дисциплины на занятиях, или выполнению функции «плеча» или «жилетки» для выслушивания жалоб молодого коллеги и выражения ему сочувствия. [5] Система же наставничества (целевая модель) имеет четкие цели и задачи, призывающие и мотивирующие не только наставляемого, но и наставника расти и совершенствовать свои знания, навыки и умения. Одна из основных задач системы — содействовать повышению статуса педагога-наставника, и вместе с тем защитить права и свободы наставляемого.
В отличие от привычной модели наставничества педагогов, когда учителя оказывали методическую и психологическую помощь друг другу внутри школьного коллектива, современная система наставничества ставит задачу выйти за рамки одного ОУ, сформировав межшкольную цифровую информационно-коммуникативную среду наставничества, расширить взаимодействие педагогических работников, сформировать единое научно-методическое сопровождение педагогических работников, развивать стратегические партнерские отношения в сфере наставничества на институциональном и внеинституциональном уровнях. [8]
Таким образом, мы можем утверждать, что становление молодого или начинающего педагога, в современном обществе и современной системе образования является не только задачей самого педагога и коллектива, в котором он совершает свои первые шаги в профессии, но и является важным звеном и одним из приоритетных направлений в большой системе образования и воспитания.
Литература:
- Алексеева П. М. Методология исследования карьерного роста преподавателя современного вуза // Вестник педагогических наук. 2024. № 1. С. 44–50. DOI: 10.62257/2687–1661–2024–1-44–50
- Алексеева П. М. Понятие и формы педагогического сопровождения преподавателя современного вуза // Вестник педагогических наук. 2023. № 8. С. 167–171.
- Баландова Е. А. Особенности процесса профессионального становления молодого педагога в современной школе // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 6/2023.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1991 г. С. 358–372.
- Кленина Л. И., Макаров П. В. Исторические аспекты наставничества в образовании // История и педагогика естествознания. 2023. № 2. С. 52–58.
- Колин К. К. Человек в информационном обществе: новые задачи для образования, науки и культуры / К. К. Колин. Москва: Просвещение, 2007. 296 с.
- Лучкина Т. В. Теоретические аспекты становления профессионально-личностной позиции молодого учителя. Образование и наука. 2008. № 1 (58)
- Приложениек письму Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 21 декабря 2021 года N АЗ-1128/08/657 Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
- Рахмонов А. Б. Основные педагогические взгляды Яна Амоса Коменского // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. 2023. 4(106)
- Чурсинова О. В., Ярошук А. А. Организационно-педагогические условия профессионального становления молодого педагога в условиях развития национально-региональной системы учительского роста: учебно-методическое пособие / Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2019. — 92 с.