В статье описаны трудности, с которыми приходится сталкиваться молодому педагогу на пути становления профессии, а также даны рекомендации по организации работы педагога-наставника с молодым педагогом для улучшения процесса адаптации. Данная статься будет полезна молодым педагогам, педагогам-наставникам, а также руководителям образовательных организаций.
Ключевые слова: молодой педагог, адаптационны период, педагог-наставник, профессионализм.
The article describes the difficulties that a young teacher has to face on the way to becoming a profession, and also provides recommendations for organizing the work of a teacher-mentor with a young teacher to improve the adaptation process. This article will be useful for young teachers, teachers-mentors, as well as heads of educational organizations.
Keywords: young teacher, adaptation period, teacher-mentor, professionalism.
Молодой педагог, который только начинает свою педагогическую деятельность, чаще всего теряется в образовательном пространстве, профессиональной деятельности и окружающей его среде. В первый год работы молодые специалисты потрясены окружающей их профессиональной реальностью, особенностью организации жизни в работе.
Адаптационный период является важнейшим этапом в профессиональном становлении молодых педагогов, так как именно он влияет на дальнейшую судьбу и будущую карьеру человека. Этот период может укрепить веру в себя, свои силы, а может, наоборот, стать источником разочарования и неверия в себя.
Продолжить путь к освоению педагогической профессии могут помешать следующие проблемы:
− отсутствие педагогического и житейского опыта;
− слабая методическая подготовка;
− недостаточное владение методами и приемами обучения;
− оформление документации;
− налаживание отношений с педагогами коллектива;
− контакты с учащимися и их родителями;
− осуществление классного руководства;
− специфика классно-урочной системы;
− ежедневная подготовка к урокам, занятиям;
− вопросы дисциплины и порядка на уроке;
− учебная нагрузка (она либо недостаточная, либо слишком большая для начинающего педагога);
− невысокая зарплата, отсутствие жилья, недостаточная юридическая поддержка и т. п.
Справиться в одиночку с этими проблемами молодой специалист не в силах, поэтому помощь наставника ему будет необходима. Наставники способствуют продвижению молодых работников вверх по служебной лестнице. Они облегчают новичкам переход к статусу самостоятельного зрелого специалиста.
Для того чтобы убедить новичка в правильности выбора его профессии, педагогу-наставнику следует придерживаться некоторых рекомендаций:
необходимо грамотно организовать работу с молодыми педагогами, то есть разработать адаптационную программу профессионального становления молодого специалиста, целью которой будет являться создание пространства, в котором специалист смог бы себя реализовать;
оказывать постоянную методическую помощь в профессиональном становлении молодого педагога в любое, даже внерабочее время;
с первых дней работы познакомить начинающего педагога с педагогическим коллективом и разъяснить ему права и рабочие обязанности, определить рабочее место, ознакомить с условиями работы, с требованиями организации учебного процесса, системой отчетности в учебном заведении, ознакомиться с его социально-бытовыми проблемами, поставить его в позицию равноправного члена коллектива;
помочь молодому педагогу в создании своего портфолио, в котором будут содержаться все необходимые для работы материалы: нормативные документы, рабочие программы, материалы семинаров, вебинаров, памятки начинающему педагогу, дидактические материалы, его достижения и т. д.;
оказать содействие во вступлении в профессиональные сообщества, которые позволяют постоянно расти и развиваться.
Процесс становления молодого педагога в профессию является сложным и долговременным. Начинающий специалист нуждается в умелом научно-методическом сопровождении. Но нельзя забывать и о благоприятных условиях, влияющих на успешность процесса адаптации:
благоприятный социально-психологический климат педагогического коллектива;
внимание к нуждам и проблемам молодого специалиста;
разработка системы стимулирования начинающего педагога с целью закрепления его в образовательной организации.
Личностная и профессиональная адаптация молодого педагога может протекать длительно и сложно. Здесь важны доброжелательность, терпение, эмпатия, тактичность, способность к созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста. Целенаправленная работа наставника с молодым учителем поможет его своевременной адаптации в профессии, позволит преодолевать трудности и стать настоящим профессионалом своего дела.
Литература:
- Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление [Текст] материалы II межрегиональной научно-практической конференции, г. Кемерово, 09 апреля 2015 года. — Кемерово: МБОУ ДПО «НМЦ», 2015–136 с.
- Щипунова, Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами / Н. Н. Щипунова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 845–847. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26995/ (дата обращения: 20.11.2020).