В данной статье рассматриваются проблема адаптации молодых педагогов к работе в образовательной организации. Рассмотрено способы адаптации молодого специалиста.
Ключевые слова : адаптация, молодой специалист.
Система образования с начала 2000-х годов находится в постоянном процессе модернизации, за достаточно длительный период внедрялись как положительные, так и негативные нововведения, тем самым изменяя процесс образования меняется и жизнь общества, что в большей степени сказывается на условиях работы и личностных качеств работников образования, т. е. педагогов. Перед учителями становится ряд новых задач и требований, с которыми не справляются и опытные педагоги, и молодые специалисты.
За последние несколько лет процент трудоустроенных студентов педагогических направлений по своей специальности крайне низок, тем самым показывая, что происходит массовый отток молодых и перспективных специалистов в другие сферы, происходит общее старение персонала требующие актуализации основных ресурсов управления образовательными организациями [2].
Часто встречаются истории о том, что молодой специалист, устроившись в школу через несколько месяцев бросал все и увольнялся, аргументируя свой уход большой психологической и эмоциональной нагрузкой. Таким образом, социальная адаптация молодых специалистов в системе образования достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Зачастую процесс адаптации отсутствует, либо сводится к формальному набору мер, который не соответствует современным требованиям и не подкрепляется необходимыми теоретическими знаниями. Руководители и коллеги порой не учитывают особенности молодых специалистов как особой статусной и возрастной группы. Между тем процесс адаптации является ключевым в вопросе закрепления и дальнейшего развития молодых кадров в учреждениях образования [1].
Для формирования нового поколения специалистов в системе образования важное значение приобретают вопросы результативности профессиональной и социальной адаптации. В результате данного процесса молодые специалисты должны не только получить разносторонние знания, но и сформировать умения и навыки, которые позволяли бы выпускникам ВУЗов быстро включаться в профессиональную деятельность и успешно ее выполнять. Во многих школах стали создаваться программы наставничества, целью которых является оказание помощи педагогическим работникам образовательной организации в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
В большинстве случаях данное направление реализуется только на бумаге, что является еще одной из основных проблем, но за последние несколько лет данная тенденция стремительно снижается, и уже все чаще молодые педагоги при начале работы получают полноценную поддержку от старших коллег [8].
В рамках работы данного направления выстраивается взаимосвязь между наставников и молодым педагогом. Бывший студент регулярно посещает занятия у своего старшего коллеги, вместе выполняют методическую работу, помогает влиться в сформированный педагогический коллектив и т. п.
Наставничество является одним из основных способов решения проблемы о профессиональной адаптации молодых специалистов в системе образования, однако, крайне важно общение не только с коллективом школы, но и с коллегами из других образовательных учреждений. В некоторых областях нашей страны набирают популярность ассоциации молодых педагогов. Каждый делающий учитель до 35 лет может вступить в ассоциацию, с целью повышение профессионального уровня и поддержки выпускников высших учебных заведений, приходящих работать в образовательные учреждения, где каждый получает возможность познакомиться с другими молодыми коллегами, сможет перенять у них опыт и психологическую разгрузку [8].
Перед ассоциациями ставится ряд задач, помогающие адаптации молодых педагогов, а именно:
- Представление законных профессиональных интересов, содействие защите профессиональных прав членов «Ассоциации».
- Содействие эффективной работе педагогов региона, города или области.
- Выявление, поиск и внедрение в педагогическую практику работы передового педагогического опыта [2].
Взаимодействии ассоциации с областным, городскими и районными управлениями образования способствует вовлечению молодых учителей в творческий процесс, который включает в себя участие в семинарах, профессиональных конкурсах и т. п. Все вышеперечисленное включает в себя основные направления работы, более подробно остановимся на них.
- Участие в реализации федеральных и региональных проектов в области образования.
- Организация и участие в массовых мероприятиях, таких как: конференции, семинары, мастер-классы, «круглые столы» и др.
- Подготовка предложений по социальной поддержке и защите молодых педагогов.
- Участие в работе экспертных советов, комиссий для осуществления экспертизы профессиональной деятельности педагогов района, города, области.
- Знакомство молодых педагогов с современными педагогическими технологиями и успешной педагогической деятельностью учителей и преподавателей через региональный образовательный портал.
- Ходатайство о присвоении наиболее талантливым педагогам отраслевых наград [3].
Особо стоит отметить, участие учителей в профессиональных конкурсах. В рамках ассоциации в первую очередь стоит цель помогать молодым специалисту привыкнуть к требованиям и особенностям работы, в связи с этим цель каждого конкурса получение нового опыта в общении, в профессиональных умениях и т. п. [4].
Таким образом, из вышеперечисленного можно сделать вывод, что для формирования грамотного, прогрессивного активного специалиста, крайне важен процесс адаптации в новой роли. Так как от работы учителя зависит будущего нового поколения на это стоит уделять особое внимание. Молодому педагогу проще стать полноценным участником образовательного процесса, который является настоящим «живым организмом», где каждый является важным составляющим, для этого в данной статье нами были рассмотрены необходимые способов:
- Администрация образовательной организации должна способствовать развитию наставничество, для молодого педагога это основа, а для наставника возможность делиться своим педагогическим опытом;
- Членство в профессиональных объединениях, возможность стать активным участником различных образовательных семинаров и мероприятий по повышения мастерства [7].
- Участие в профессиональных конкурсах, для обмена опыта со своими коллегами.
Литература:
- Андреева, Е. В. Программа поддержки начинающего учителя / Е. В. Андреева, Н. В. Новокшанова // Завуч. — 2010. — № 2. — С. 82–96.
- Долгова В. И., Мельник Е. В., Моторина Ю. В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 31. — С. 76–80. — URL: http://e-koncept.ru/2015/95522.htm (дата обращения: 26.05.2022).
- Котова, С. А. Адаптация в должности и освоение профессии учителя / С. А. Котова // Нар. образование. — 2010. — № 8. — С. 121–127.
- Лашкова, Л. Л. Профессиональная адаптация выпускников педагогических вузов в образовательных организациях / Л. Л. Лашкова // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития: Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием), Сургут, 01 апреля 2015 года / Сургутский государственный педагогический университет. — Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2015. — С. 93–96.
- Петренко, Е. И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении / Е. И. Петренко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 256–260. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47316 / (дата обращения: 26.05.2022).
- Редлих, С. М. Адаптация молодого педагога / С. М. Редлих // Проф. образование. Столица. — 2012. — № 1. — С. 19–21.
- Турлунова, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в адаптационный период профессиональной деятельности / А. В. Турлунова // Методист. — 2012. — № 7. — С. 20–26.
- Формирование эмоциональной устойчивости молодых специалистов в образовательной среде педагогического вуза [Электронный ресурс] / Долгова В. И., Буслаева М. Ю. // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. — Декабрь 2013, ART 2113. — CПб., 2013. — Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2013/2113.htm (дата обращения: 26.05.2022).