Наставничество как эффективная форма поддержки молодых педагогов в ДОУ
Авторы: Кузнецова Наталия Николаевна, Семенова Алена Валерьевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XCIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2025)
Дата публикации: 11.01.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, Н. Н. Наставничество как эффективная форма поддержки молодых педагогов в ДОУ / Н. Н. Кузнецова, А. В. Семенова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/528/18817/ (дата обращения: 16.01.2025).
В статье раскрыты значение и особенности организации работы с молодыми воспитателями и их педагогами-наставниками.
Ключевые слова: молодой специалист, педагог-наставник, этапы работы с молодыми воспитателями, особенности организации деятельности наставников.
Начинающий педагог должен получать постоянную помощь и поддержку со стороны администрации образовательной организации, опытных коллег. Ситуация, при которой он остается один на один с группой детей, создает стрессовые условия для начинающего специалиста. Молодой педагог должен чувствовать себя в безопасности и видеть перспективы своего профессионального роста.
Вопросы изучения профессионального становления молодых педагогов привлекали пристальное внимание многих исследователей. Особенности становления начинающих специалистов в сфере образования рассматривали В. А. Бодров, М. А. Дмитриева, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Б. Ливехуд, Л. М. Митина, А. А. Реан и др.
Процесс адаптации молодых специалистов к новой среде в дошкольном образовании изучался К. Ю. Белой, Д. Гулиян, Н. И. Жарковой, О. И. Лебедевой, Е. А. Левиной, И. Н. Романовой, С. И. Сергеевой, М. А. Харитоновой и др.
Практика показывает, что начинающие воспитатели имеют много трудностей в первые годы своей работы: недостаточный опыт общения с детьми; с трудом применяют полученные теоретические знания на практике; имеют слабую мотивацию к труду и дальнейшему профессиональному росту. Для решения данной проблемы требуется разработка системы методической работы, которая способствовала бы адаптации молодых специалистов к новым условиям.
Еще А. С. Макаренко писал о большом значении и влиянии работы молодого педагога с более опытными: «Со мной работали десятки молодых педагогов... Я убедился, что как бы человек успешно ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом. Я сам учился у более старых педагогов...» [3].
Н. И. Жаркова также говорит о необходимости привлечения педагогов-наставников для молодых педагогов: «Педагог-наставник должен всячески способствовать раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлечь его к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства» [2].
С. И. Сергеева, О. И. Лебедева, М. А. Харитонова предполагают, что оказание целенаправленной помощи молодым воспитателям необходимо строить с учетом трех аспектов деятельности [4]:
— «старший воспитатель — молодой воспитатель» — создание условий для легкой адаптации молодого специалиста к работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками;
— «молодой воспитатель — ребенок — родитель» — формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;
— «молодой воспитатель — коллега» — оказание поддержки со стороны коллег.
Организовывать работу с молодыми воспитателями и их наставниками необходимо, по мнению О. Ельцовой, А. Тереховой, В. Волковой, по следующим направлениям [1]:
— администрации дошкольного учреждения нужно понаблюдать, как складываются отношения молодых воспитателей и их наставников. Для этого можно провести индивидуальные беседы, посетить группы во время занятий, посмотреть, как наставники общаются с молодыми специалистами. Позитивный психологический климат в их отношениях играет важную роль;
— во время адаптационного периода наставник должен оказывать методическую поддержку начинающему педагогу. Эта поддержка предусматривает конкретные мероприятия, которые наставник проводит по плану. Например, он делится опытом в рамках открытых мероприятий, учит своего подопечного их анализировать.
Изучив различные формы работы с молодыми педагогами в педагогической и методической литературе, используемые в дошкольном учреждении, мы пришли к следующим выводам:
— цель методической работы должна быть направлена на создание в дошкольной организации условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих сокращению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность;
— за каждым молодым специалистом необходимо прикреплять педагога-наставника. Организуя работу с молодыми воспитателями, следует проверять и работу их педагогов-наставников;
— во время адаптационного периода наставник должен оказывать методическую поддержку начинающему педагогу. Эта поддержка предусматривает конкретные мероприятия, которые наставник проводит по плану. Также он помогает планировать образовательную деятельность, подбирать дидактический и наглядный материал, различные формы и методы работы с детьми и посещает занятия молодого специалиста;
— наставник не должен критиковать и осуждать начинающего педагога за ошибки;
— педагогам-наставникам и администрации ДОУ необходимо совместно планировать мероприятия, способствующие профессиональному росту молодых специалистов; приобщать к корпоративной культуре, стилю работы, принципам организации внутренних процессов и стратегии деятельности; объединять вокруг традиций детского сада;
— необходимо проводить работу с молодыми специалистами поэтапно:
1-й этап — период адаптации (предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя). Содержание работы: стажировка у более опытного педагога; закрепление педагога-наставника за молодым специалистом.
2-й этап — развитие профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми, формирование своего стиля работы. Содержание работы: изучение опыта работы коллег своего детского сада; приобщение педагогов к посильному участию в проведении различных мероприятий на уровне детского сада.
3-й этап – создание своей система работы. Содержание работы: первые шаги по внедрению в свою работу новых технологий; появление системности в работе, наличие собственных разработок.
4-й этап — совершенствование, саморазвитие, обобщение опыта своей работы. Содержание работы: на основе анализа результатов работы отслеживается динамика профессионального роста молодого специалиста, намечаются перспективы дальнейшей работы.
Главная особенность методической работы с молодыми педагогами — индивидуальная адресная помощь, направленная на преодоление трудностей конкретного воспитателя.
Литература:
- Ельцова, О. Как проверить работу педагогов-наставников в середине учебного года / О. Ельцова, А. Терехова, В. Волкова // Справочник старшего воспитателя. — 2020. — № 1. — С. 18–25.
- Жаркова, Н. И. Роль наставничества в становлении молодого педагога / Н. И. Жаркова // Народная школа. — 2017. — № 1. — С. 48–49.
- Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. — Москва: Эксмо-Пресс, 2019. — 320 с.
- Сергеева, С. И. Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОО / С. И. Сергеева, О. И. Лебедева, М. А. Харитонова // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2019. — № 7. — С. 44–51.