Система образования XXI века — это время преобразований и инноваций. Статья посвящена проблемам современного учителя при переходе от традиционной системы преподавания к компетентностной. Пристальное внимание уделяется толкованию понятий «компетенция» и «компетентность», «компетентностный подход», их значению для образования, раскрываются вопрос о необходимости введения существенных изменений, направленных на повышение качества образовательных услуг, преподавание.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, компетентностный подход, методическая компетентность, учителя начальных классов, положения, Крайний Север.
В современных модернизированных условиях развития общества, система образования претерпевает существенные изменения. В рамках внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов к педагогам предъявляются новые требования. На сегодняшний день, в век цифровых технологий, педагогу приходится быть мобильным и осведомленным в системе новых инновационных технологий, в том числе и методических. Наряду с внедрением в образовательный процесс инновационных методик преподавания, технологий, методов, средств, форм обучения и воспитания младших школьников, встаёт проблема кадрового обеспечения муниципальных образовательных учреждений высокопрофессиональными педагогическими кадрами, имеющими высокий уровень методической подготовки и квалификации.
Сложность решения этой проблемы обусловлена некоторыми факторами.
С одной стороны, изменилось отношение государства, общества, требований к организации образования и воспитания обучающихся. Вырос уровень ответственности педагога за жизнь и безопасность обучающихся, а также продемонстрировало непривлекательность профессии для современной молодежи: неудовлетворенность заработной платой, высокий уровень психоэмоциональной нагрузки, отсутствие нормированного графика работы, страх работы с родителями, детьми и т. д. [1].
К выявленным причинам относятся так же трудности, с которыми ежедневно сталкиваются современные педагоги в своей педагогической деятельности, из-за введения в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373) [6].
Школа нового дня является открытой для западных инноваций и новых образовательных тенденций. Это подтверждает интерес педагогического сообщества к внедрению в образовательный процесс компетентностного подхода, который с каждым днём показывает свою действенность. Но как показывает практика, не каждый педагог готов к новым изменениям, переходу с традиционной системы преподавания на компетентностую. Широкое освещение данного вопроса представлено в научных трудах многих отечественных ученых (В. И. Байденко, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, В. В. Краевский, Дж. Равен, В. П. Симонов и др.).
Понятие «компетентностный подход» берёт начало в Соединенных Штатах Америки, где его использовали как качественную характеристику личности специалиста, достигающего высоких результатов в своей деятельности. Оно применялось в области выстраивания делового общения и отношений. Понятие «компетенция» же существовало отдельно от профессиональных знаний и умений, так как представлялось в качестве самостоятельной единицы в процессе достижения успеха [2].
На протяжении последних лет учёные-исследователи ведут работу над вопросами улучшения системы образования и повышением её качества, где главным фигурирующим лицом выступает педагог, педагог-профессионал, его профессиональной, в частности, методической компетенции. Пристальное внимание уделяется соотношению двух полярных понятий «компетенция» и «компетентность», их значению для образования, где
компетентностный подход является единой концепции, раскрывающей их применение.
Широкое распространение этих понятий берёт начало с Болонского процесса. Байденко в своих трудах выделяет существенное влияние европейского подхода на современное течение отечественного образования в РФ, указывая, применимость понятия «компетентностного подход», а не понятия «компетенция». Галашкина в своей работе указывает на нераскрытость данного понятия и это приводит к появлению различных его трактований учёными [3].
О. М. Бобиенко понятие «компетенция» раскрывает как готовность и возможность человека к работе, представленная на основе опыта или теории, информации, которая была получена во время обучения. При этом личность должна самостоятельно вести обучение своё с дальнейшим использованием полученные знаний и опытом практической деятельности [4, с. 3].
Следовательно, компетенцию можно описать как знание и опыт, готовность к работе и умению приспосабливаться, самостоятельность педагога к изменяющимся, ситуациям. Иначе говоря, на базе.
По мнению О. Б. Ермаковой и А. А. Вербицкого, данный подход является важнейшим средством улучшения качества образования и должен быть ведущим [5].
По мнению многих учёных, для успешной модернизации существующей системы образования, нужно ввести ряд значимых изменений, которые коснутся всех составляющих педагогической системы в целом:
– изменить содержание и состав образования (переход к универсальным понятиям, способам внедрения полученных навыков);
– изменить систему оценивания;
– изменить отношение студентов к образованию через духовно-нравственное развитие человек;
– поменять способ изложения материала;
– изменить особенности воздействия окружающей среды на обучающегося и его развитие (через разные формы работы и СМИ);
– использование современных ИКТ технологий;
– изменить обеспечение системы образования материальными, кадровыми, техническими, организационными составляющими и т. д.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод:
- Эффективность качества образования зависит от правильного функционирования внедряемого в образовательный процесс компетентностного подхода.
- Требуется внести изменение в систему образования (обеспечение снабжения и содержания программы обучения).
- Компетентностный подход — это обязательное условие для достижения запланированных результатов в образовании и саморазвитии себя как личности.
Литература:
- Букатина, С. И. Профессиональная подготовка кадров: пути решения проблемы / С. И. Букатина // Школа эстетического воспитания: сборник / под ред. Т. С. Комаровой. — М.: Издательский Дом «Зимородок», 2006. — 418 с
- Дохоян А. М. К вопросу о «компетенции» и «компетентности». Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015; Т. 26; 11–15. Available at: http://e-koncept.ru/2015/95287.htm
- Галашкина Ю. М. Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции. Формирование компетенции как фактора конкуренто- способности работника. Вопросы экономики и управления. 2016; 5; 138–142. Available at: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1525/
- Маршуба О. А. Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетенции. Концепт. 2014. Спецвыпуск № 08. Available at: https://e-koncept.ru/2014/14599.htm
- Высшая школа: проблемы и перспективы: 12-я Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 22–23 окт. 2015 г. В 2 ч. Минск, 2015; Ч. 1: 116–125. Available at: http://elib.bsu.by/handle/123456789/149299
- Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sudact.ru. — Загл. с экрана О формировании законодательной базы системы непрерывного образования взрослых // Методист ДОУ. — 2008. — № 3 — С. 84–87.