Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Смородинова, М. В. Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция» / М. В. Смородинова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4390/ (дата обращения: 24.12.2024).

В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в российской системе общего образования. Также содержательно исследуются базовые понятия компетентностного подхода, такие как «компетенция» и «компетентность». Компетенция — это не просто набор знаний и умений, а целая система, связывающая их воедино. Тогда как компетентность — это способность личности к самореализации в какой-либо деятельности на основе сформированных компетенций. Следовательно, мы можем говорить о том, что понятия компетенция и компетентность являются многокомпонентными, т. е. они включают знаниевые, деятельностные и личностные аспекты.

Ключевые слова: компетентностный подход, система школьного образования, компетенция, компетентность.

Уже несколько десятилетий поиски отечественных и зарубежных исследователей, направленные на повышение качества образования, связаны с такими понятиями как компетенция и компетентность. Повышенное внимание в последние годы к данной проблеме не случайно, и связано оно с все более динамичными изменениями на рынке труда, возрастанием требований к личностным качествам человека, а не только к его знаниям и умениям. В этой связи в конце ХХ — начале XXI века широкое распространение и признание в мировой науке и практике получил компетентностный подход.

На сегодняшний день компетентностный подход в системе школьного образования предполагает, что в процессе обучения учащиеся приобретут необходимые знания, умения и навыки, которые в дальнейшем позволят им действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение уделяется умениям, ведь с помощью них возможно действовать в новых, а порой и сложных ситуациях, для которых заранее нельзя выработать соответствующих средств.

Современное образование в рамках компетентностного подхода выделяет два базовых понятия: компетенция и компетентность. Далее мы рассмотрим различные точки зрения на данные понятия.

Авторы

«Компетентность»

«Компетенция»

Болотов В. А.,

Сериков В. В.

- способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и личностно-ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею собственной значимости

- совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик

Велде С.

- это личностная характеристика, совокупность интериоризованных мобильных знаний, умений, навыков и гибкого мышления

- некоторые отчужденные, наперед заданные требования к образовательной подготовке выпускника, единицы учебной программы, составляющие «анатомию» компетентности

Виландеберк А. А., Шубина Н. Л.

- интегративная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в конкретной ситуации профессиональной деятельности

 — ожидаемые результаты обучения или способность реализовывать на практике свои знания и умения

Глазков Ю. А., Денищева Л. О., Краснянская К. А.

- совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью

- это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач

Зимняя И. А.

- основывающийся на знаниях интеллектуально и личностно-профессиональной жизнедеятельности человека

- это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека

Маркова А. К.

- определяется как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и учением выполнять определенные трудные функции

- определенная сфера, круг вопросов, которые человек уполномочен решать

Симонов В. П.

- это широкое интегративное понятие, характеризующее обобщенную способность личности к решению жизненных и профессиональных задач благодаря имеющимися у неё знаниями, умениям и опыту

- совокупность определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств и опыта в определенной сфере деятельности (в нашем случае — педагогической)

Субетто А. И.

- мера актуализации компетенцийвпроцессе развития, связанной с самоактуализацией личности выпускника в соответствующих видах деятельности

- системное образование в личности учащегося, которое является компонентом его качества

 Уиддет Стив, Холлифорд Сара

- способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы

- способность, отражающая необходимые стандарты поведения

Хомский Н.

- употребление приобретенных знаний, умений и навыков

- способность человека к выполнению какой-либо деятельности

Хуторской А. В.

- владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности

- совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним

Черепанова Л. В.

- результат обучения, заключающийся в появлении у школьника особого свойства (качества), позволяющего ему осуществлять разные виды деятельности на основе полученных знаний, умений, навыков и способов познавательно деятельности, т. е. опыта деятельности

- совокупность специальных и общепредметных знаний, умений, навыков, способов деятельности и ценностных ориентаций, сформированной у школьников в результате изучения ими предметной образовательной области

Щукин А. Н.

- свойства личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции

- комплекс знаний, умений и навыков приобретенных человеком, и составляющий содержательный компонент его деятельности

Все другие имеющиеся трактовки компетентности не противоречат данным определениям, но в тоже время не в полной мере отражают его суть, поэтому мы считаем необходимым предложить собственное определение компетентности, в рамках которого нами будет выявлена и исследована предметная компетенция подростков. Опираясь на представленные выше определения В. А. Болотова, И. А. Зимней, В. В. Краевского, В. В. Серикова,В. П. Симонова, А. И. Субетто, Н. Хомского,А. В. Хуторского и др., мы понимаем под компетентностью способность личности к эффективной самореализации в какой-либо деятельности на основе сформированных компетенций.

Проанализировав многочисленные источники, можно говорить о том, что компетенция — не бесспорное и очевидное явление в образовательном процессе. Компетенция — это не просто набор знаний и умений, а целая система, связывающая их воедино. Тогда как компетентность — это способность личности к самореализации в какой-либо деятельности на основе сформированных компетенций.

Таким образом, можно констатировать, что понятия компетенция и компетентность являются многокомпонентными, т. е. они включают знаниевые, деятельностные и личностные аспекты.

Основные термины (генерируются автоматически): умение, знание, какая-либо деятельность, компетенция, компетентность, навык, способ деятельности, способность личности, целая система, школьное образование.

Ключевые слова

компетентность, компетенция, компетентностный подход, компетентность., система школьного образования

Похожие статьи

Теоретические основы формирования компетенций студентов вузов

В статье автор рассматривает некоторые теоретические аспекты формирования компетенций студентов вузов. Представлен анализ различных трактовок понятия «компе-тенция», уточнена взаимосвязь понятий «компетенция» и «компетентность», проанализи-рована ист...

Генезис понятия «маркетинговая компетентность» и проблема разграничения понятий «компетентность» и «компетенция»

В статье показан путь развития понятий «маркетинговая компетентность», «компетентность» и «компетенция», анализируется их сущность, этимология, использование в различных дисциплинах и способы их разграничения. Предпринимается попытка установления дат...

Сущность и специфическая характеристика иноязычной коммуникативной компетенции

В данной статье рассматривается компетентностный подход в образовании, раскрываются два понятия, лежащие в его основе — компетенция и компетентность. Раскрывается сущность и специфическая характеристика коммуникативной компетенции, ее структура, в ко...

К вопросу о понятии «эффективность управления» и его соотношении с категорией «результативность управления»

В статье проанализированы различные закрепленные в законодательстве и высказанные в науке подходы к определению понятия «эффективность» и его соотношению с категорией «результативность». Сделан вывод о противоречивости взглядов на этот счет. Сформули...

К вопросу о соотношении категорий «компетентность» и «компетенции»

В статье рассматривается сущность и содержание категорий «компетентность» и «компетенция». Отмечается интегральный характер этих понятий по отношению к знаниям, умениям и навыкам, а также качествам личности. Приводится результаты анализа зарубежных и...

Компетентностный подход как обязательное условие качества современного образования

Система образования XXI века — это время преобразований и инноваций. Статья посвящена проблемам современного учителя при переходе от традиционной системы преподавания к компетентностной. Пристальное внимание уделяется толкованию понятий «компетенция»...

Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода

Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оп...

Лингвокультурная компетенция и компетенция: отражение терминов в методических словарях

Данная статья посвящена исследованию терминов компетенция и компетентность в трудах американских и российских ученых. В статье рассматриваются различные методы подходов условий исследования. Компетентность и компетентность анализируются в методическо...

Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях

В статье рассматриваются современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях. На основе теоретического материала рассматриваются определения понятий «коммуникация» и «компетенция», «коммуникативная компетенция». Заслуживает внимани...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как научная категория

В статье раскрывается сущностное содержание понятия профессиональная компетентность учителей начальных классов общеобразовательной школы, «разведены» понятия компетентность и компетенция.

Похожие статьи

Теоретические основы формирования компетенций студентов вузов

В статье автор рассматривает некоторые теоретические аспекты формирования компетенций студентов вузов. Представлен анализ различных трактовок понятия «компе-тенция», уточнена взаимосвязь понятий «компетенция» и «компетентность», проанализи-рована ист...

Генезис понятия «маркетинговая компетентность» и проблема разграничения понятий «компетентность» и «компетенция»

В статье показан путь развития понятий «маркетинговая компетентность», «компетентность» и «компетенция», анализируется их сущность, этимология, использование в различных дисциплинах и способы их разграничения. Предпринимается попытка установления дат...

Сущность и специфическая характеристика иноязычной коммуникативной компетенции

В данной статье рассматривается компетентностный подход в образовании, раскрываются два понятия, лежащие в его основе — компетенция и компетентность. Раскрывается сущность и специфическая характеристика коммуникативной компетенции, ее структура, в ко...

К вопросу о понятии «эффективность управления» и его соотношении с категорией «результативность управления»

В статье проанализированы различные закрепленные в законодательстве и высказанные в науке подходы к определению понятия «эффективность» и его соотношению с категорией «результативность». Сделан вывод о противоречивости взглядов на этот счет. Сформули...

К вопросу о соотношении категорий «компетентность» и «компетенции»

В статье рассматривается сущность и содержание категорий «компетентность» и «компетенция». Отмечается интегральный характер этих понятий по отношению к знаниям, умениям и навыкам, а также качествам личности. Приводится результаты анализа зарубежных и...

Компетентностный подход как обязательное условие качества современного образования

Система образования XXI века — это время преобразований и инноваций. Статья посвящена проблемам современного учителя при переходе от традиционной системы преподавания к компетентностной. Пристальное внимание уделяется толкованию понятий «компетенция»...

Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода

Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оп...

Лингвокультурная компетенция и компетенция: отражение терминов в методических словарях

Данная статья посвящена исследованию терминов компетенция и компетентность в трудах американских и российских ученых. В статье рассматриваются различные методы подходов условий исследования. Компетентность и компетентность анализируются в методическо...

Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях

В статье рассматриваются современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях. На основе теоретического материала рассматриваются определения понятий «коммуникация» и «компетенция», «коммуникативная компетенция». Заслуживает внимани...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как научная категория

В статье раскрывается сущностное содержание понятия профессиональная компетентность учителей начальных классов общеобразовательной школы, «разведены» понятия компетентность и компетенция.