В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в российской системе общего образования. Также содержательно исследуются базовые понятия компетентностного подхода, такие как «компетенция» и «компетентность». Компетенция — это не просто набор знаний и умений, а целая система, связывающая их воедино. Тогда как компетентность — это способность личности к самореализации в какой-либо деятельности на основе сформированных компетенций. Следовательно, мы можем говорить о том, что понятия компетенция и компетентность являются многокомпонентными, т. е. они включают знаниевые, деятельностные и личностные аспекты.
Ключевые слова: компетентностный подход, система школьного образования, компетенция, компетентность.
Уже несколько десятилетий поиски отечественных и зарубежных исследователей, направленные на повышение качества образования, связаны с такими понятиями как компетенция и компетентность. Повышенное внимание в последние годы к данной проблеме не случайно, и связано оно с все более динамичными изменениями на рынке труда, возрастанием требований к личностным качествам человека, а не только к его знаниям и умениям. В этой связи в конце ХХ — начале XXI века широкое распространение и признание в мировой науке и практике получил компетентностный подход.
На сегодняшний день компетентностный подход в системе школьного образования предполагает, что в процессе обучения учащиеся приобретут необходимые знания, умения и навыки, которые в дальнейшем позволят им действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение уделяется умениям, ведь с помощью них возможно действовать в новых, а порой и сложных ситуациях, для которых заранее нельзя выработать соответствующих средств.
Современное образование в рамках компетентностного подхода выделяет два базовых понятия: компетенция и компетентность. Далее мы рассмотрим различные точки зрения на данные понятия.
Авторы |
«Компетентность» |
«Компетенция» |
Болотов В. А., Сериков В. В. |
- способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и личностно-ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею собственной значимости |
- совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик |
Велде С. |
- это личностная характеристика, совокупность интериоризованных мобильных знаний, умений, навыков и гибкого мышления |
- некоторые отчужденные, наперед заданные требования к образовательной подготовке выпускника, единицы учебной программы, составляющие «анатомию» компетентности |
Виландеберк А. А., Шубина Н. Л. |
- интегративная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в конкретной ситуации профессиональной деятельности |
— ожидаемые результаты обучения или способность реализовывать на практике свои знания и умения |
Глазков Ю. А., Денищева Л. О., Краснянская К. А. |
- совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью |
- это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач |
Зимняя И. А. |
- основывающийся на знаниях интеллектуально и личностно-профессиональной жизнедеятельности человека |
- это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека |
Маркова А. К. |
- определяется как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и учением выполнять определенные трудные функции |
- определенная сфера, круг вопросов, которые человек уполномочен решать |
Симонов В. П. |
- это широкое интегративное понятие, характеризующее обобщенную способность личности к решению жизненных и профессиональных задач благодаря имеющимися у неё знаниями, умениям и опыту |
- совокупность определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств и опыта в определенной сфере деятельности (в нашем случае — педагогической) |
Субетто А. И. |
- мера актуализации компетенцийвпроцессе развития, связанной с самоактуализацией личности выпускника в соответствующих видах деятельности |
- системное образование в личности учащегося, которое является компонентом его качества |
Уиддет Стив, Холлифорд Сара |
- способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы |
- способность, отражающая необходимые стандарты поведения |
Хомский Н. |
- употребление приобретенных знаний, умений и навыков |
- способность человека к выполнению какой-либо деятельности |
Хуторской А. В. |
- владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности |
- совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним |
Черепанова Л. В. |
- результат обучения, заключающийся в появлении у школьника особого свойства (качества), позволяющего ему осуществлять разные виды деятельности на основе полученных знаний, умений, навыков и способов познавательно деятельности, т. е. опыта деятельности |
- совокупность специальных и общепредметных знаний, умений, навыков, способов деятельности и ценностных ориентаций, сформированной у школьников в результате изучения ими предметной образовательной области |
Щукин А. Н. |
- свойства личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции |
- комплекс знаний, умений и навыков приобретенных человеком, и составляющий содержательный компонент его деятельности |
Все другие имеющиеся трактовки компетентности не противоречат данным определениям, но в тоже время не в полной мере отражают его суть, поэтому мы считаем необходимым предложить собственное определение компетентности, в рамках которого нами будет выявлена и исследована предметная компетенция подростков. Опираясь на представленные выше определения В. А. Болотова, И. А. Зимней, В. В. Краевского, В. В. Серикова,В. П. Симонова, А. И. Субетто, Н. Хомского,А. В. Хуторского и др., мы понимаем под компетентностью способность личности к эффективной самореализации в какой-либо деятельности на основе сформированных компетенций.
Проанализировав многочисленные источники, можно говорить о том, что компетенция — не бесспорное и очевидное явление в образовательном процессе. Компетенция — это не просто набор знаний и умений, а целая система, связывающая их воедино. Тогда как компетентность — это способность личности к самореализации в какой-либо деятельности на основе сформированных компетенций.
Таким образом, можно констатировать, что понятия компетенция и компетентность являются многокомпонентными, т. е. они включают знаниевые, деятельностные и личностные аспекты.