Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка
Автор: Люботинский Андрей Анатольевич
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 03.06.2014
Статья просмотрена: 5803 раза
Библиографическое описание:
Люботинский, А. А. Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка / А. А. Люботинский. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5789/ (дата обращения: 17.12.2024).
В условиях реализации компетентностного подхода и требований ФГОС, а также ФГОС ВПО на первый план выдвигается проблема повышения профессиональной компетентности учителя.
В рамках требований к кадровым условиям ФГОС фиксирует основные квалификационные характеристики педагогических работников школы. На наш взгляд, квалификация учителя иностранного языка должна отражать:
- общекультурную компетенцию;
- общепрофессиональную компетенцию;
- профессиональную компетенцию [16]
Поскольку педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей, понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
В связи с этим, профессиональная компетентность определяется уровнем проявления профессиональной готовности к реализации профессиональной деятельности.
В настоящее время в психолого-педагогической литературе выделяется несколько подходов к определению феномена профессиональной компетентности, таких как:
- Функционально-деятельностный подход. В рамках этого подхода компетентность описывается как единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, к выполнению профессиональных функций, при которой основные параметры задаются функциональной структурой педагогической деятельности.
- Аксиологический подход. Здесь профессиональная компетентность рассматривается как образовательная ценность, предполагающая введение человека в общекультурный мир ценностей, в пространстве которого человек реализует себя как специалист и профессионал.
- Универсальный подход. Согласно которому профессиональная компетентность связывается, с одной стороны, с базовой квалификацией специалиста, с другой — позволяет человеку сориентироваться в широком круге вопросов, не ограниченных специализацией. Это обеспечивает социальную и профессиональную мобильность личности, открытость к изменениям и творческому поиску, способность к самовыражению, самосозиданию, самообразованию.
- Личностно-деятельностный подход.В рамках этого подхода рассматривается труд и личность педагога как человека в профессии через специфику педагогической деятельности, которая предполагает взаимодействие с другими людьми и воздействие на них [14, с.44].
Как отмечает К.Э Безукладников, «профессиональная компетентность — это психологическое новообразование, включающее в себя наряду с когнитивным и поведенческим аспектами долговременную готовность к профессиональной деятельности как интегративное свойство личности» [2, с.35].
Таким образом, под профессиональной компетентностью понимается комплексный ресурс личности, который обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной профессиональной сфере и который зависит от необходимого для этого набора профессиональных компетенций.
Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что количественный состав компетентности в рамках педагогической профессии четко не определен. Разными авторами разработаны различные модели и их варианты компонентного состава профессиональной компетентности педагога.
В рамках профессиональной компетентности Н. В. Кузьмина [6] выделяет пять ее элементов:
- специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины;
- методическую компетентность в области способов формирования знаний, навыков, умений учащихся;
- психолого-педагогическую компетентность в сфере обучения;
- дифференциально-психологическую компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых;
- аутопсихологическую компетентность.
Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт производственной деятельности в области преподаваемого предмета, специальности, по которой ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач, связанных с конкретным производством.
Методическая компетентность включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и способность применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения материала в процессе обучения.
Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики, знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения, умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к преподаваемому предмету.
Дифференциально-психологическая компетентность включает умения выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей, умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.
Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального самосовершенствования, умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе, желание самосовершенствования.
Исследуя структуру профессиональной компетентности А. И. Пискунов и А. М. Новиков [10;8] включают в ее содержание инвариантную (ядро) и вариативную части. Инвариантную часть составляют фундаментальные знания в области психолого-педагогических и методических наук, профессионально-педагогические умения. Овладение ПК обеспечивается в условиях специально организованной психолого-педагогической и предметной деятельности в педвузе.
Такие исследователи как В. А. Адольф и Е. М. Павлютенков в содержание профессиональной компетентности включают личностное отношение обучаемого к своей будущей профессиональной деятельности [1;9].
Профессиональная компетентность педагога — это владение им необходимой суммой знаний, навыков, умений, определяющих сформированность педагогической деятельности и педагогического общения. В свою очередь профессиональная компетентность определяется как целостная многоуровневая и многофункциональная система взаимосвязанных компетентностей, частью которой выступает методическая компетентность.
В структуре профессиональной компетентности педагога В. А. Адольф включает следующие компоненты: теоретико-методологический, культурологический, предметный, психолого-педагогический, технологический. Профессиональная компетентность определяется, главным образом, уровнем собственного профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу [1].
В трактовке В. А. Сластенина, определение профессиональной компетентности выражает единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, при этом качество решения педагогических задач определяется уровнем профессиональной компетенции педагога, его мастерства [11].
В научной литературе используются оба термина: педагогическая компетентность (Л. Н. Митина) и профессиональная компетентность (А. К. Маркова, В. А. Сластенин), иногда эти термины объединяются: профессионально-педгогическая компетентность (Г. С. Сухобская).
Многие современные исследователи выделяют в структуре профессиональной педагогической компетентности методическую компетентность.
Н. В. Кузьмина в числе важнейших характеристик педагогических работников выделяет специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины; методическую компетентность в области способов формирований знаний, навыков и умений; психолого-педагогическую компетентность; рефлексию педагогической деятельности или аутопсихологическую компетентность [6].
Структуру профессиональной компетентности учителя иностранного языка Е. Н. Соловова определяет как неразрывное единство содержательного и структурного компонентов, реализуемых через следующие компетенции: коммуникативную, филологическую, психолого-педагогическую, социальную, методическую, компенсаторную, общекультурную [12].
В структуре профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка К. С. Махмурян выделяет такие компоненты, как: методическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, филологическую, общекультурную, информационно-коммуникационную, социально-педагогическую, управленческую [7].
Ткачева Ю. А. анализируя структуру профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка, также выделяет в ее составе методическую компетентность как компонент лингводидактической компетентности [15].
Профессиональная компетентность формируется в вузе (или в педагогическом колледже), однако ее развитие может осуществляться только в процессе педагогической деятельности. Педагогическая практика стимулирует формирование профессиональной компетентности. Большинство исследователей отмечают, что в ряду профессиональных трудностей, которые приходится преодолевать на практике, наиболее типичными являются трудности методического характера, что послужило основанием для выделения методической компетентности в расширенном ее представлении. Анализ понятия «методическая компетентность» в научной литературе и определение ее структуры дают возможность целенаправленно формировать методическую компетентность.
В целом, методическая подготовка преподавателя — это процесс и результат овладения системой методических знаний, навыков и умений и готовность к их реализации в профессиональной деятельности.
Т. Н. Гущина определяет методическую компетентность учителя иностранного языка как совокупность методических знаний, операционно-методических и психолого-педагогических умений, формируемых в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка, а также технологической готовности профессионально использовать в учебном процессе современные информационные и коммуникационные обучающие технологии, методики и приемы, адаптируя их к различным педагогическим ситуациям. Методическая компетентность формируется в процессе профессиональной подготовки учителя и, как результат, формирует его ценностные ориентиры, а также готовность к творческой самореализации в педагогической деятельности. Методическая компетентность предполагает способность к методической рефлексии, умение критически оценивать и переосмысливать качества собственной обучающей деятельности, анализировать используемые приемы и упражнения с точки зрения их эффективности [3, с.28].
Некоторые исследователи рассматривают методическую компетентность как интегративную характеристику личности, отражающую системный уровень владения методическими знаниями, умениями диагностировать результаты достижения цели обучения, проектировать методики и технологии обучения, осваивать инновационные технологии, отбирать инновационное содержание обучения, проводить мониторинг результатов обучения и качества образовательной деятельности [5, с.12].
В целом методическую компетентность учителя исследователи рассматривают как способность распознавать и решать методические задачи, проблемы, возникающие в ходе педагогической деятельности учителя [4; 13].
Автор определяет методическую компетентность как сформированную на базовом уровне (подготовка бакалавра педагогического образования) способность и готовность к проектированию и осуществлению учебного процесса по иностранному языку, а также к рефлексии собственной преподавательской деятельности.
Содержание методической компетентности определяется структурой ведущей деятельности учителя иностранного языка, что позволяет говорить о ней как о функциональном компоненте цели лингводидактической подготовки бакалавра педагогического образования.
Таким образом, практически все исследователи выделяют методическую компетентность как компонент профессиональной компетентности будущих учителей, то есть понятия «профессиональная компетентность» и «методическая компетентность» соотносятся как общее и частное соответственно.
Наряду с методической компетентностью исследователи называют методическую культуру. Методическая культура включает в себя знание результативных методик обучения и воспитания, структуры и содержания методической деятельности, владение методической терминологией.
Исходя из представлений о методической компетентности и определения методической культуры, видится возможным рассматривать методическую культуру как неотъемлемую часть методической компетентности.
Методическая компетентность обеспечивает результативность процесса обучения, поскольку позволяет с научной точки зрения реализовывать принципы, содержание, формы профессиональной подготовки. Методическая компетентность предполагает способность к методической рефлексии, умение критически оценивать и переосмысливать качества собственной обучающей деятельности, анализировать используемые приемы и упражнения с точки зрения их уместности и эффективности.
Будущий учитель должен не только уметь объяснять новый материал и организовать его правильную тренировку, но и предлагать своим ученикам определенные алгоритмы выполнения заданий, обучать их приемам самостоятельной работы.
В современных исследованиях нередко термины «методическая компетенция» и «методическая компетентность» используются как равнозначные. Рассмотрение понятий «компетенция» и «компетентность» необходимо, для того чтобы обосновать правомерность употребления термина «методическая компетентность».
Компетентность представляет собой интегративный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных теоретических и практических знаний, способствующих в целом достижению конечных целей осуществляемой деятельности в той или иной социально значимой сфере.
Компетенции представляют собой более узкие и конкретные компоненты теоретических и практических знаний, а также усвоенные конкретные стратегии, накопленные для решения частных задач и достижения промежуточных целей деятельности, которые относятся к компетентности как частное к целому. Следовательно, компетенциями будут считаться компоненты методической компетентности.
Вышеизложенное позволяет заключить, что в структуре профессионально-педагогической компетентности будущего учителя иностранного языка методической компетентности принадлежит ведущая роль, поскольку ее сформированность позволяет решать профессиональные задачи в процессе реализации целей обучения иностранным языкам, связанных с формированием иноязычной коммуникативной компетентности, образованием, воспитанием и развитием учащихся.
Литература:
1. Адольф В. А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности. — Красноярск, 2005. — 212 с.
2. Безукладников К. Э., Крузе Б. А., Осколкова В. Р. Технология развития готовности будущего учителя к педагогической самореализации — Пермь: Перм.гос.пед.ун-т, 2011. — 133 с.
3. Гущина Т. Н. Формирование методической компетентности педагогических работников дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации:: Дис. … канд.пед.наук. — Ярославль, 2001. — 252 с.
4. Зубков А. Л. Развитие методической компетентности учителей в условиях модернизации общего образования: Автореф.дис. … канд.пед.наук. — Екатеринбург, 2007. — 22 с.
5. Кожухов К. Ю. Педагогическая модель применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности будущего учителя (на материале дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам»): Автореф.дис. … канд.пед.наук. — Курск, 2008. — 22 с.
6. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990. — 117 с.
7. Махмурян К. С. Теоретико-методические основы ускоренной подготовки учителя иностранного языка в условиях дополнительного профессионального образования: Автореф.дис. … докт.пед.наук. — Москва, 2009. — 50 с.
8. Новиков А. М. Методология научного исследования: учебно-методическое пособие. — М.: Либроком, 2010. — 275 с.
9. Павлютенков Е. М. Управление профессиональной ориентацией в общеобразовательной школе. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1990. — 171 с.
10. Пискунов А. И. Система общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов и пути ее совершенствования. — М.: МГПИ, 1988. — 198 с.
11. Сластенин В. А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. — М.: Прометей, 1991. — 141 с.
12. Соловова Е. Н. Интегративно-рефлексивный подход к формированию методической компетенции преподавателя иностранного языка в системе непрерывного профессионального образования: Автореф.дис. … докт.пед.наук. — Москва, 2004. — 46 с.
13. Соловова Н. В. Методическая компетентность преподавателя вуза. — М.: АПКиППРО, 2010. — 324 с.
14. Солянкина Н. Л. Профессиональная компетентность педагога: теория и практика оценки. — Красноярск: Изд-во ИПКиПП РО, 2008. — 105 с.
15. Ткачева Ю. В. Ситемно-структурный подход к определению целей и содержания лингводидактической подготовки бакалавра педагогического образования: Автореф.дис. … канд.пед.наук. — Иркутск, 2010. — 24 с.
16. Трубицина О. И., Люботинский А. А. Требования ФГОС нового поколения к обучению иностранным языкам в средней школе. — СПб:Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. — 96 с.