Статья посвящена рассмотрению проблемы конкурентоспособности педагога дошкольного образования. В ходе данной статьи значительное внимание посвящено изучению сущностных характеристик конкурентоспособности личности педагога и их взаимосвязи с компонентами других интегративных качеств личности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, саморазвитие, метод, компетенция, принцип единства требований.
Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.
Я. К. Коменский
Образование в настоящее время рассматривается как основа развития экономики и всего нашего общества. Именно комплексное и всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы должны удовлетворять потребности личности, общества, страны в достижении нового качества образования.
Фундаментом всей образовательной системы в соответствии с «Законом об образовании» является дошкольное образование. В связи с этим большое внимание уделяется проблемам данной ступени обучения, которые связаны с подготовкой кадров для детских садов. Сейчас является очевидным тот факт, что стандарты подготовки воспитателей совершенно не соотносятся со стандартами дошкольного образования. Требуется глубокая и детальная работа в этом направлении. Да и сами дошкольные образовательные учреждения стали другими. Воспитатель должен уметь работать и с одаренными детьми, и с детьми с особыми образовательными потребностями, и с детьми различных национальностей. А также от специалиста требуется владение современными информационными технологиями, ПК, ИТК, а также информационной компетентностью в вопросах реализации информационных технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
На сегодняшний день важнейшая задача, стоящая перед обществом — это преобразования педагогической деятельности воспитателя в соответствии со стандартами образования. Сегодня остро ощущается потребность в повышении и эффективности подготовки кадров.
В условиях обновления системы современного образования и расширения экспериментальной работы возникает потребность подготовки и переподготовки педагогических кадров, непрерывном повышении их профессионального мастерства. При этом учитывается необходимость подготовки педагогов для проведения научно- методической и инновационно-экспериментальной работы в дошкольной организации.
Анализ работы дошкольной организации и содержания подготовки специалистов показывает, что недостаточно разработана проблема внедрения информационных технологий в образовательный процесс и содержание профессиональной подготовки, хотя имеется потребность в информационной компетентности специалистов дошкольного образования разного уровня для работы в системе дошкольной организации. В современных исследованиях акцент смещён в сторону повышения общепедагогической и методической подготовки педагога, формирования педагогического мастерства, формирования педагогической культуры педагога, но не затрагиваются вопосы информационной грамотности, использование информационных технологий в обучении будущих воспитателей и использование информационных технологий в процессе образовательного учреждения.
Современному дошкольному образовательному учреждению нужен специалист, владеющий новейшими достижениями в области науки и культуры, современными методами обучения, а также знакомый с современными информационными технологиями, программным обеспечением. Воспитатель постоянно должен быть в курсе современных достижений педагогической науки в области дидактики и дошкольного образования. Для успешной реализации образовательной программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении внедряются здоровьесберегающие технологии. Воспитатель все четко должен знать технологии: цели, задачи, содержание, условия внедрения в образовательный процесс, эффективность предполагаемого результата. Учитывая все вышесказанное, воспитатель ДОО должен владеть знаниями: методологическими(знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации воспитания и обучения); теоретическими (знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста); методическими (знание методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста); технологическими (знание способов и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста). Педагогическая инновационная деятельность в дошкольном учреждении связана с преобразованием, совершенствованием образовательного процесса, с внесением новых, стабильных элементов. В настоящее время в сферу инновационной деятельности уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, практически в каждом дошкольном учреждении инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы.
Высокие требования к качеству работы воспитателя, конкурентоспособность на внутреннем рынке образовательных услуг побуждает руководителя и педагогов систематически улучшать качество своей работы, заниматься своим самообразованием. Администрация нашего учреждения создает оптимальные условия для профессионального роста педагогов. Принцип «единство требований» прочно лежит на двух опорах: взаимопонимания и поддержке. Таким образом, рост профессиональной компетентности педагогов также зависит от взаимодействия, сотрудничества и работы в команде.
Литература:
- Великая дидактика. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989 г., 416 стр, ISBN 5–7155–0164–4)
- Ялунина Е. Н., Фотеева Н. А. Методы оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 7.
- Вирабова М. Р. Повышение конкурентоспособности и качества услуг учреждений сферы образования: Автореф. дис.... к.э.н.: 08.00.05. — Кисловодск, 2011. — 161 с.