Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 28.01.2024

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Илюшина, О. Н. Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения / О. Н. Илюшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/504/110832/ (дата обращения: 16.12.2024).



Успешная интеграция и подготовка к школе детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее — ТНР) априори не могут быть успешными без взаимодействия с родителями (законными представителями).

Активное участие семьи в развитии ребенка является важным фактором для обеспечения непрерывности коррекционно-восстановительного процесса. Родители или законные представители должны осваивать и укреплять навыки и умения, которые были сформированы специалистами, также помогая педагогам с изготовлением пособий для использования в дошкольном учреждении и дома.

Домашние задания, предлагаемые логопедом, психологом и воспитателем, должны быть ясно объяснены, чтобы обеспечить эффективность коррекционной работы и ускорить процесс восстановления нарушенных функций учащихся.

Рассмотрим особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с тяжелыми нарушениями речи представленные в Федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [1].

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с ТНР:

  1. Важной задачей в период дошкольного возраста является формирование базового доверия ребенка к миру, к людям и к себе. Доверие к миру помогает ребенку принять окружающий его мир, ощущать его безопасность и понимать, что он может надеяться на поддержку и защиту. Для достижения этой цели важно создать для ребенка безопасную и стабильную среду, где он может чувствовать себя комфортно и защищенно.
  2. По мере взросления ребенка увеличивается число близких людей, которые ему безопасность и признание. Эти отношения вдохновляют ребенка на изучение мира и открытость к новым вещам. Установление и поддержка позитивных надежных отношений является важным на всех возрастных этапах. На ранних этапах развития ребенка основными близкими людьми, которые обеспечивают ему безопасность и признание, являются родители и другие близкие члены семьи. Они играют роль важного источника поддержки и стимуляции, позволяющего детям интересоваться миром и открываться для новых вещей. Важно, чтобы была создана атмосфера взаимопонимания, уважения и поддержки, где дети могут развиваться и раскрывать свой потенциал. Это может быть достигнуто путем создания специальных мест или групп, где дети могут общаться с взрослыми, получать эмоциональную поддержку, консультацию и помощь по вопросам безопасности и самоутверждения.
  3. Различные факторы влияют на процесс становления личности ребенка, причем первоочередной ролью здесь является семья. Именно родители и семья в целом определяют основные социальные ценности, ориентацию, потребности, интересы и привычки учащихся.
  4. Взаимодействие педагогических работников дошкольного образовательного учреждения с родителями направлено на повышение педагогической культуры последних. Задачей педагогических работников является активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка, а также согласование взглядов на проблемы, связанные с ребенком.
  5. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей способствует созданию благоприятных условий для жизни и воспитания ребенка, а также формированию гармоничной личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его прав человека.
  6. Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей и вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
  7. Работа, направленная на взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает следующие направления:

— Аналитическое — изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребенка и предпочтений родителей для согласования воспитательных воздействий. Это позволяет педагогу лучше понять особенности каждой семьи и определить наиболее эффективные методы и стратегии воспитания.

— Коммуникативно-деятельностное — направлено на повышение педагогической культуры родителей, их вовлечение в воспитательно-образовательный процесс и создание развивающей среды. Рассмотрим основные задачи коммуникативно-деятельностного подхода в работе с родителями обучающихся с ТНР:

  1. Повышение педагогической культуры родителей — создание условий, в которых родители смогут получить необходимые знания и навыки по воспитанию и развитию детей. Это может быть организация семинаров, тренингов, консультаций или предоставление информационных материалов.
  2. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс — активное участие родителей в планировании и организации занятий, мероприятий и проектов. Это может включать в себя приглашение родителей к участию в совместных занятиях, проведение семейных консультаций или родительских собраний.

— Информационное — популяризация опыта работы дошкольного образовательного учреждения, создание открытого информационного пространства. Это значит, что дошкольное учреждение стремится распространить информацию о своей педагогической практике и достижениях в области дошкольного образования. Это делается с целью привлечения внимания широкой общественности, родителей, педагогов и других участников образовательного процесса к своей деятельности.

Для достижения этой цели учреждение может использовать различные информационные каналы и инструменты. Например, оно может создавать и поддерживать свой веб-сайт, на котором будут содержаться различные материалы о его работе — педагогические программы, методические рекомендации, интересные истории из практики, фотографии и видео с мероприятий и т. д. Также учреждение может активно использовать социальные сети, чтобы привлечь больше людей к своей деятельности и обсудить различные темы в образовательном сообществе.

Открытое информационное пространство подразумевает доступность и свободный обмен информацией между всеми заинтересованными сторонами. Это означает, что учреждение активно взаимодействует с родителями, педагогами, экспертами и другими участниками образовательного процесса, предоставляя им возможность получать информацию о своей деятельности, делиться своим опытом и задавать вопросы.

Планируемые результаты работы с родителями детей с ТНР:

— организация взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания;

— повышение уровня родительской компетентности;

— гармонизация семейных детско-родительских отношений.

Для достижения планируемых результатов работы с родителями детей с ТНР можно применить следующие подходы и методы:

  1. Создание открытой и доброжелательной атмосферы взаимодействия. Важно, чтобы родители чувствовали себя приветствованными и важными партнерами в образовательном процессе своих детей. Регулярные встречи, родительские собрания и консультации должны проводиться в дружелюбной и открытой обстановке.
  2. Организация тематических мероприятий и семинаров для родителей. Проведение освещение важных тем (например, здорового образа жизни, развития ребенка, воспитания) позволит родителям получить необходимые знания и навыки.
  3. Индивидуальные консультации и психологическая поддержка. Родители детей с ТНР могут столкнуться с определенными трудностями и эмоциональными проблемами. Предоставление психологической помощи поможет им лучше разобраться со ситуацией и развить эффективные стратегии взаимодействия со своими детьми.
  4. Активное включение родителей в жизнь детского учреждения. Они могут участвовать в организации мероприятий, проводить мастер-классы, делиться своими умениями и опытом. Такая активность поможет родителям почувствовать себя частью образовательного процесса и повысит их уровень родительской компетентности.
  5. Разработка материалов и ресурсов для родителей. Книги, брошюры, видеоуроки, онлайн-курсы и другие материалы, связанные с воспитанием и развитием детей с ТНР, помогут родителям получить дополнительную информацию и поддержку.
  6. Регулярное обратное информирование. Уведомление родителей о прогрессе и достижениях их детей, а также о планах и целях, позволит им быть в курсе, что происходит с их ребенком и с тем, что ожидается в будущем.
  7. Сопровождение семьи вне дошкольного учреждения. Родители могут нуждаться в поддержке и руководстве не только внутри учреждения, но и в повседневной жизни. Установление персонального контакта и предоставление ресурсов помогут семье развить гармоничные детско-родительские отношения.

Важно помнить, что каждая семья уникальна, и для достижения результатов необходимо учитывать их особенности, потребности и приоритеты.

Таким образом, особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения являются важным аспектом обеспечения успешного развития и адаптации таких детей. Семьи играют ключевую роль в поддержке и стимулировании речевого развития ребенка, поэтому сотрудничество с ними необходимо строить на взаимном доверии и уважении. Грамотная организация работы с семьями позволяет создать благоприятную психологическую и эмоциональную среду для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, способствуя их полноценному и гармоничному развитию.

Литература:

  1. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1022). URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1022/federalnaia-adaptirovannaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo/ [Дата посещения: 25.12.2023]
  2. Петрова, Т. И. Особенности организации работы семьями детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения. Москва: Издательство «Педагогика», 2010.
  3. Иванова, Е. В. Семейно-ориентированный подход в работе семьями детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном учреждении. Санкт-Петербург: Издательский дом «Символ-Плюс», 2014.
  4. Смирнова, О. А., Козлова, Т. В. Работа с семьями детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения. Владимир: Издательский центр «Научная книга», 2018.
  5. Лисина, М. А. Особенности педагогической поддержки семей детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, родитель, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное учреждение, ребенок, тяжелое нарушение речи, родитель детей, семья, воспитательно-образовательный процесс, дошкольное образование.


Похожие статьи

Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП

Особенности организации взаимодействия детского сада с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях реализации ФГОС ДО

Особенности воспитательной работы с обучающимися подросткового возраста в ДОУ МО РФ

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Особенности организации учебно-воспитательной работы с учащимися с нарушениями в развитии в условиях малокомплектной сельской школы

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников

Организация всеобуча родителей детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Формирование профессиональной компетентности педагогов в области организации образовательной деятельности детей с нарушениями речи

Похожие статьи

Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП

Особенности организации взаимодействия детского сада с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях реализации ФГОС ДО

Особенности воспитательной работы с обучающимися подросткового возраста в ДОУ МО РФ

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Особенности организации учебно-воспитательной работы с учащимися с нарушениями в развитии в условиях малокомплектной сельской школы

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников

Организация всеобуча родителей детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Формирование профессиональной компетентности педагогов в области организации образовательной деятельности детей с нарушениями речи

Задать вопрос