Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зурнаджян, Г. Т. Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска / Г. Т. Зурнаджян, А. В. Балашова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11267/ (дата обращения: 16.12.2024).



Президент РФ В. В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» подчеркнул: «… для нашей страны — с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур — национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер…».

По вопросу образования Владимир Владимирович отметил, что: «Гражданская задача образования, системы просвещения — дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа».

Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ст. 3).

В Муниципальном бюджетном учреждении образовательной организации дополнительного образования «Детская школа искусств № 7» г. Ижевска ведется планомерная и систематическая работа по изучению, сохранению и популяризации культурных ценностей народов Удмуртии.

Преподаватели отделения изобразительного искусства проводят занятия по предметам «станковая композиция», «лепка», «прикладная композиция», по таким темам как «Орнаменты удмуртского народа», «Национальные украшения», «Технология изготовления куклы», «Национальные сувениры», отражающими этнокультурные особенности культуры региона. Проходят выставки работ преподавателей и обучающихся не только в стенах школы, но и в других образовательных организациях, например: прогимназия им. Кузебая Герда (выставка кукол «Дружба народов»), библиотека № 19 (выставка художественных работ «Мой город», «Литературные фантазии»), Министерство культуры и туризма УР (выставка художественных работ «Цвета радуги»).

В целях приобщения учащихся к музыкальной культуре удмуртского народа, преподаватели включают в репертуар детских творческих коллективов «Горлица», «Незабудка» лучшие образцы удмуртского фольклора; хор мальчиков «Вперед, мальчишки!», ансамбль скрипачей, ансамбль преподавателей «PianoMix» и фортепианный квартет — произведения удмуртских композиторов. Они звучат на тематических школьных концертах, на концертных площадках района, города, республики и городах России; конкурных и фестивальных выступлениях различного уровня.

Традиционными стали концертные программы преподавателей и обучающихся школы, посвященные годовщине Государственности Удмуртской Республики. Форма проведения этих традиционных мероприятий интересна и разнообразна — это и экскурсии в ЦДПИ УР, художественно-оформительские мастерские Национального театра УР, Государственного театра оперы и балета УР им. П. И. Чайковского; наблюдение за репетициями Удмуртского государственного театра фольклорной песни и танца «Айкай», Государственного ансамбля народной песни, музыки и танца «Танок», Академического Ордена Дружбы народов ансамбля песни и танца УР «Италмас»; творческое общение с композиторами и деятелями УР, а также проведение мастер-классов по изготовление поделок с использованием национального орнамента для обучающихся школы и жителей района.

Впервые состоялся школьный конкурс по предмету МХК, на котором обучающие школы представили доклады, связанные с вопросами истории и культуры Удмуртии: «Орнамент в удмуртском костюме», «Ижевские крокодилы. Миф № 1», «История и современность архитектуры моего города Ижевска».

Сотрудничество с государственными и муниципальными театрами, музеями, библиотеками, творческими союзами расширяет социальное пространство ДШИ № 7. В результате сотворчества детей друг с другом и со взрослыми возникают новые группы взаимодействия, происходит социализация детей в историко-культурном пространстве города, формирование и развитие познавательного интереса в области истории и культуры народов, проживающих на территории Удмуртской Республики.

Исходя из нашего практического опыта реализации национально-регионального компонента, и согласно статьи 12 Федерального закона «Об образовании в РФ», отмечающей, что содержание образования «должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» (ФЗ «Об образовании РФ, ст.12),мы пришли к осознанию необходимости переосмыслить цель, задачи и содержание образовательной деятельности в плане преподавания национально-регионального компонента.

На наш взгляд, формирование и развитие у обучающихся этнического самосознания и культуры межэтнических отношений должно стать целью нового содержания преподавания национально-регионального компонента. Достижение данной цели возможно в ходе решения следующих задач:

‒ формирование ценностных ориентиров, морально-этических норм у подрастающего поколения, через познание и позиционирование самого себя как носителя определённой культуры;

‒ формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе принципов гуманизма;

‒ формирование и углубление основ гражданской идентичности посредством воспитания чувства сопричастности к истории и культуре народов, проживающих на территории Удмуртии, России;

‒ формирование у детей понимания и принятия этнического многообразия мира;

‒ формирование психологически комфортных условий общения, сотрудничества на основе доброжелательности, внимания и уважения к людям.

Для реализации поставленной цели и задач считаем необходимым проведения ряда мероприятий:

‒ разработку Образовательной программы МБУ ОО ДО «Детская школа искусств № 7» с учетом цели и задач по формированию у обучающихся культуры межэтнических отношений.

‒ реализация плана мероприятий Образовательной программы в образовательном процессе ДШИ № 7;

‒ анализ результатов реализации Образовательной программы.

Предполагаемые шаги для достижения цели:

  1. Отражение в учебном материале идей, содействующих взаимопониманию, диалогу культур, усилению чувства солидарности и равенства между людьми.
  2. Ориентация на использование материала, относящегося к музыкальной и художественной культуре региона, предполагает расширение содержания и структуры деятельности преподавателей ДШИ.
  3. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса через систематическое и целенаправленное включение регионального материала в образовательную деятельность
  4. Создание комплексных учебных программ, концертно-выставочных мероприятий, в которых региональное содержание находится во взаимосвязи, что позволит обобщить и систематизировать знания культуры народов, населяющих Удмуртскую Республику.

В связи с рассматриваемым вопросом нами выявлены следующие проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска:

Проблемы:

  1. Недостаточное научно-методическое и учебное обеспечение образовательного процесса в ДШИ № 7 для разработки учебных программ, включающих национально-региональный компонент.
  2. Владение методикой преподавания фольклора, с учетом национальных особенностей разных народов, населяющих УР.
  3. Недостаточная межпредметная интеграция в вопросах изучения национальных особенностей культуры народов УР.

Перспективы:

  1. Организация методической деятельности преподавателей в направлении изучения и внедрения в учебный процесс национально-регионального компонента, с учетом национальных особенностей разных народов, населяющих УР.
  2. Развитие познавательной активности преподавателей и обучающихся через нахождение взаимосвязи национального фольклора народов, населяющих УР и академических традиций.
  3. Развитие исследовательской деятельности преподавателей и обучающихся посредством изучения творческих достижений известных деятелей искусств, проживающих на территории УР.

Литература:

  1. Вяземский, Е. Е. Национально-региональный компонент исторического образования: пособие для учителя / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Горлова И. Свет культуры в мире информации // Кубань: проблемы культуры и информатизации. 1995.
  3. Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н/Д, Изд-во Рост. Ун-та 1979.
  4. Путин, В. В. Россия: национальный вопрос / В. В. Путин // Независимая Газета. — 2012. 23 января.
  5. Сластенин В. Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1993. Сохор А. Музыкальная культура общества. — В кн.: Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1980. Т. 1. 4.
  6. Современные проблемы истории образования и педагогической науки. М., 1994. Т. 1. Ч. 1. 2.
  7. Тарасова Л. А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1997.
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Основные термины (генерируются автоматически): национально-региональный компонент, Образовательная программа, Удмуртская Республика, формирование, Детская школа искусств, ижевск, образовательная деятельность, образовательный процесс, Россия, удмуртский народ.

Похожие статьи

Особенности внедрения образовательной робототехники в образовательном учреждении (из опыта работы МОУ СОШ № 54 г. Волгограда)

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Особенности и эффекты лечебной физкультуры для дошкольников в условиях ДОУ № 28 г. Читы

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Модель организации профессиональной ориентации учащихся с разными возможностями, способствующая развитию социально-педагогического партнерства МОУ ООШ № 5 г. Качканар

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Взаимодействие семьи и школы в рамках экологического воспитания обучающихся на примере МАОУ Константиновской СОШ городского округа Домодедово

Значение театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

О ходе реализации программы «Подготовка учителя к инновационной деятельности» в педагогическом вузе

Похожие статьи

Особенности внедрения образовательной робототехники в образовательном учреждении (из опыта работы МОУ СОШ № 54 г. Волгограда)

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Особенности и эффекты лечебной физкультуры для дошкольников в условиях ДОУ № 28 г. Читы

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Модель организации профессиональной ориентации учащихся с разными возможностями, способствующая развитию социально-педагогического партнерства МОУ ООШ № 5 г. Качканар

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Взаимодействие семьи и школы в рамках экологического воспитания обучающихся на примере МАОУ Константиновской СОШ городского округа Домодедово

Значение театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

О ходе реализации программы «Подготовка учителя к инновационной деятельности» в педагогическом вузе