Создание образовательной среды в ДОО с полиэтническим составом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 29.04.2019

Статья просмотрена: 338 раз

Библиографическое описание:

Чепенко, Л. Г. Создание образовательной среды в ДОО с полиэтническим составом / Л. Г. Чепенко, М. К. Товсултанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 241-242. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58509/ (дата обращения: 17.12.2024).



Новый Уренгой — многонациональный город. Благодаря тому, что поселение формировалось за счет приезжих из разных уголков страны, здесь сложилась несколько другая этническая ситуация, чем во многих других субъектах России. На слайде национальный состав воспитанников нашего детского сада на протяжении последних 3 лет, который практически не меняется (27–30 национальностей). Дети в наш город приезжают из разных уголков России и ближнего зарубежья, и наши педагоги столкнулись не только с социальной этнической адаптацией, но и языковой средой. Поэтому, воспитание дошкольников в условиях двуязычия стало одной из актуальных проблем в ДОУ с полиэтническим составом детей. Обучение детей в детском саду проводится на русском языке и воспитанники-мигранты должны в дошкольный период усвоить русский язык как родной. Освоить программу детского сада, получив все знания, умения и навыки для дальнейшей ступени — поступления в школу. И перед педагогами стал вопрос, как создать образовательную среду такой, при которой детям-мигрантам будет проще социализироваться в детском коллективе, успешно овладеть русским языком и освоить основную образовательную программу ДОУ.

Практика показывает, что это многогранный и трудоемкий процесс, охватывающий множество сфер и областей. Но, пожалуй, ключевыми его моментами можно определить валеологическое, экологическое и поликультурное воспитание дошкольников. Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Чаще всего, вновь поступающие дети — мигранты, совсем не понимают или не точно понимают русскую речь, либо владеют русским языком на уровне бытовой коммуникации, но не смотря на это все они должны чувствовать себя одинаково комфортно. Мы приобщаем детей к основам национальной культуры, быта и развиваем межличностные отношения.

Поэтому методическая работа в детском саду осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях:

– совершенствование профессиональной подготовки педагогов к работе по приобщению дошкольников к народной культуре;

– вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;

– апробация педагогических технологий и создание образовательной среды для детей с полиэтническим составом.

Эти направления реализуются при разнообразных средствах:

– общение с представителями разных национальностей;

– устное народное творчество;

– художественная литература;

– игра, народная игрушка и национальная кукла;

– декоративно-прикладное искусство, живопись;

– музыка;

– этнические мини-музеи и т. д.

Комплексная воспитательно-образовательная работа по данному направлению делится на работу с воспитанниками, родителями и педагогами.

Главные направления вработе сдетьми:

– развитие интереса и обогащение представлений о народных традициях, культуре народов;

– развитие нравственных чувств у дошкольников.

Педагогическая технология приобщения дошкольников к народному творчеству и воспитания нравственных чувств строятся на основе следующих подходов:

– вовлечение детей в разнообразные виды деятельности;

– интеграция различных видов искусств при опоре на разные жанры фольклора;

– использование взаимодействия в системе “педагог — ребенок — родитель”;

– осуществление воспитательной работы на основе народной культуры.

Главные направления вработе сродителями:

– установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей.

– создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

– активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Проводя работу с педагогами, в каждой группе были оформлены уголки «Люби и знай, родной свой край», «Россия — Родина моя», а также уголки по ознакомлению детей с бытом, культурой (в том числе языковой), обычаями других национальностей. По мере освоения детьми предложенного материала, уголок пополняется и обновляется новой информацией. Так же активно участвуют в пополнении уголков и родители семей-мигрантов. Также в нашем саду проходит неделя национальных культур, с огромным удовольствием родители наших воспитанников- мигрантов рассказывают о своем крае о своих обычаях и традициях. Так же проводим праздник «День семьи», на котором семьи рассказывают о своих семьях. Активно вовлекаем в различные спортивные мероприятия. Создан клуб «Северяночка», в котором воспитанники и родители знакомятся с нашим Северным краем.

Такое взаимодействие обеспечивает адекватное взаимопонимание и духовное взаимообогащение представителей разных культурных групп. Язык, который легко дается всем детям без исключения, не зависимо от национальной принадлежности — это язык игры. В игре они узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Игра оказывает воспитывающее влияние на детей гораздо сильнее, если она является коллективной. Через игру осуществляются задачи воспитания толерантности детского коллектива и навыков коллективистического поведения. В руках умелого педагога игра может стать средством перевоспитания детей, у которых в результате сложившихся ранее взаимоотношений с окружающими, образовались неправильные формы социального поведения. Таким образом, игра содержит возможности построения наиболее высоких форм коллективных взаимоотношений, доступных детям дошкольного возраста.

Задача воспитателя — поощрять игровые контакты между детьми разных национальностей: такого рода общение весьма значимо для развития детских отношений.

К сожалению, в наше время издается недостаточно литературы, которую можно было бы использовать в качестве подспорья в образовательной деятельности. Большинство наших педагогов интуитивно разрабатывали методы, формы, методические пособия и разнообразные игры, направленные на работу с полиэтническим коллективом своих воспитанников.

На слайде представлены те методические пособия, которые были разработаны нашими педагогами, для детей — инофонов. «Хочу все знать!» для детей 2–4 лет, региональный компонент «Край Северный ямальский», развивающие мультимедийные дидактические игры для интерактивных систем, различные дидактические игры, учитывающие индивидуальные особенности и уровень развития ребенка. Эти методические пособия на каждом возрастном этапе решают разные задачи развития. Но на этом мы не останавливаемся и продолжаем работать над созданием новых игр и пособий для успешной адаптации детей — мигрантов в социуме детского сада и освоении русского языка.

Таким образом, интенсивное развитие нашего современного общества как новой формы и стадии развития человечества, в котором культурная составляющая жизни человека приобретает все больший удельный вес, а также обеспечивает разнообразные возможности для всестороннего личностного совершенствования. Правильно организованная образовательная среда дошкольного учреждения способна решить ряд задач для всестороннего развития и образования детей.

Благодаря целенаправленной, плодотворной работе в воспитательно-образовательном процессе, в нашем детском саду царит дружеская, благоприятная обстановка.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, русский язык, ребенок, игра, детский коллектив, направление, народная культура, образовательная среда, педагог.


Похожие статьи

Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего дошкольного возраста

Создание в ДОУ благоприятных условий для детей раннего возраста в период адаптации

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования

Создание предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Реализации ФГТ в условиях специального дошкольного учреждения для детей с ОВЗ

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР

Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада по ФГОС ДО

Создание условий для формирования краеведческой культуры в ДОУ у детей дошкольного возраста через музейную педагогику

Расширение образовательной безбарьерной среды и социализация детей с ОВЗ посредством регионального компонента

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Похожие статьи

Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего дошкольного возраста

Создание в ДОУ благоприятных условий для детей раннего возраста в период адаптации

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования

Создание предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Реализации ФГТ в условиях специального дошкольного учреждения для детей с ОВЗ

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР

Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада по ФГОС ДО

Создание условий для формирования краеведческой культуры в ДОУ у детей дошкольного возраста через музейную педагогику

Расширение образовательной безбарьерной среды и социализация детей с ОВЗ посредством регионального компонента

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Задать вопрос