Социальное воспитание обучающихся на примере опыта деятельности в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 29.04.2022

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Кожина, Н. В. Социальное воспитание обучающихся на примере опыта деятельности в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж» / Н. В. Кожина, Н. А. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90890/ (дата обращения: 16.12.2024).



Функции образования в современном обществе очень разнообразны, это и медицинские, экономические, финансовая грамотность, социальные, культурные и прочие. Социальное воспитание является чуть ли не основой педагогической деятельности, в медицинском образовательном учреждении. На сегодняшний день в педагогической науке и практике большое значение отводится развитию личности на всех уровнях образования. Создаются все условия для полноценного развития личности, прежде всего получение высококвалифицированного специалиста среднего звена, способного общаться с пациентами, с различными психологическими особенностями, что является основой социального воспитания. Через механизмы образования обучающийся формирует социальную компетентность, изучает культуру общества, приобщается к социальным ценностям. Создавая определенные социальные условия, прививая милосердие и заботу об окружающих, в совокупности с усвоением жизненного опыта, происходит процесс формирования личности, необходимый для реализации в профессиональной деятельности медицинского работника.

Символ высокого уровня социального здоровья общества, является возможность общества предоставить полноценное образование для всех желающих в различных сферах деятельности.

Среднее профессиональное образовательное учреждение — это один из «институтов» воспитания молодёжи. В постоянно изменяющихся условиях современного общества, требующего физически и психически здорового молодого специалиста, с высокими духовными и нравственными, человеческими качествами, знающего историю своей страны и уважающего свой народ, патриотически воспитанного, способного осуществлять трудовые, социальные, бытовые и общественные функции, быть патриотом и защитником своего народа — это и является основным условием образования. Задача образования заключается не только чтобы поддерживать определенные правила и нормы настоящего социума современного человека, а объединить их с конкретной личностью обучающегося. Формированию у человека качеств, необходимых ему для общения с другими людьми, различными социальными институтами, построение личностных отношений, именно это и дает социальное воспитание.

Социальное воспитания заключается в развитии таких качеств как дисциплина и любовь к труду, взаимоуважение между коллегами, патриотизма, активной гражданской позиции, ответственности перед родителями и детьми, бережного отношения к природе и окружающей среде, знание правовой культуры, Сейчас во все программы дисциплин внесены личностные результаты (ЛР), освоение которых способствует достичь таких качеств у обучающихся, таких как:

— готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость — ЛР 18.

— проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций — ЛР 2.

В сфере воспитания в среднем профессиональном образовании отводится особое внимание целенаправленному развитию социально развитой личности, осуществляется помощь в обучении принятия нравственных отношений, анализ отношений в семье и обществе к человеку, понимание и принятие гражданских, правовых, политических, экономических и бытовых позиций с окружающими его людьми. Воспитание осуществляется с особым подходом учета его личностных качеств, первоначального воспитания в семье, с учетом его социальных потребностей и среды его жизнедеятельности

Особенность учреждений среднего профессионального образования заключается в том, что немаловажное значение имеет профессиональное воспитание, которое на сегодняшний день должно идти «плечом к плечу» с социальным воспитанием, что способствует развитию не только трудового потенциала, но и личностного потенциала обучающегося.

Когда педагогическая деятельность направлена на «взращивание» индивидуальных способностей обучающегося, только тогда она сможет отвечать принципам социального воспитания. Только личностный подход позволяет обучающемуся раскрыть свои возможности и осознать себя неотъемлемой частью личности в обществе.

В качестве одной из основных целей в профессиональном образовании выступает создание условий для развития всесторонне развитой личности, включающей как нравственные качества, так и качества успешного профессионала. Учитывая данную специфику, профессиональное воспитание должно быть направлено на формирование различных качеств и свойств личности, которые относятся к общим, специальным и профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

Все эти развиваемые свойства и качества в совокупности на выходе формируют модель современного специалиста. Главными характеристиками такой современной модели личности становятся профессиональное творчество и активная гражданская позиция. Именно такая личность студента соответствует требованиям современного рынка труда.

Организация воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования представляет собой динамичную структуру взаимодействий преподавателя и обучающихся. Данный процесс направлен на формирование личности будущего специалиста и достижение должного уровня его воспитанности, отвечающего требованиям современного рынка труда.

Для реализации обозначенной цели воспитания в учреждениях среднего профессионального образования формируется совокупность последовательных мер и условий для развития полноценной современной личности студента. В рамках данной статьи мы приведем пример различных форм организации воспитательного процесса в учреждении среднего профессионального образования, на опыте деятельности ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж».

В настоящее время центром воспитательного процесса является личность студента. Воспитательные задачи решаются посредством определенных мер через уважительное отношение к студентам, проявлению эмпатии и толерантности, готовности помочь и другими качествами.

Основываясь на данных, включающих различный опыт работы, одной из эффективных форм организации воспитательного процесса является студенческое самоуправление. Данный вид организации воспитательного процесса предполагает образование студенческого актива, в котором студенты участвуют в управлении, организации и регулировании своего коллектива. Студенческий актив стимулирует развитие учебной деятельности, формирует социально-личностную позицию, развивает профессионально важные навыки требующиеся необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности. Студенты развивают навыки эффективной коммуникации, лидерские качества, организаторские умения, навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, а также умение выстраивать взаимодействие с другими людьми, на основании усвоенных нравственных ценностей. Данный вид организации студентов может быть представлен как старостат, студенческий совет, студенческий профсоюз, студенческая группа проектной деятельности и др.

Еще одним вариантом организации внеаудиторной деятельности студентов может выступать студенческое научное общество, различные кружки. Работа в научном кружке формирует всестороннее развитие познавательных, творческих способностей обучающихся, формирует устойчивые интересы к конкретным видам профессиональной деятельности. Студенты, совместно с преподавателями, ведут активную научно-исследовательскую деятельность, результаты которой реализуются в многочисленных публикациях. Ежегодно студенты колледжа принимают активное участие в региональных, областных, всероссийских научно-практических конференциях, семинарах, выставках, форумах. Студенческие научные конференции становятся новой формой обсуждения актуальных, волнующих проблем, открывают возможности как научного, так и социального взаимодействия.

В качестве действенных форм воспитания в настоящий момент выступает участие студентов в социально значимой неоплачиваемой деятельности — волонтерстве. Данный вид деятельности развивает у студентов ответственность не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, формирует нравственные ориентиры, развивает активную жизненную позицию. Результатом участия в волонтерстве становится сформированные духовно-нравственные аспекты- гуманность, культура в общении, чувство долга, трудолюбие, экологическое сознание, бережливое отношение к природе и т. д. Сформированные качества положительным образом влияют на развитие Я студентов, их самоценности, самоуважения, уверенности в себе, определении жизненного пути.

В Рязанском медицинском колледже с целью объединения профессионализма и высоких нравственных качеств был создан волонтёрский отряд «Рождённые для жизни». Прежде чем принимать участие в волонтерской деятельности, студенты прошли обучение по разработанной в колледже программе. Программа включает в себя занятия в симуляционном центре колледжа, где студенты отрабатывают манипуляции доказательного ухода, участвуют в различных психологических тренингах на развитие коммуникативных навыков, проводят беседы, диспуты, обучаются санитарно-просветительской работе о пропаганде ЗОЖ. Только после обучения студенты колледжа стали участвовать в различных проектах по оказанию помощи жителям города.

Студенты-волонтеры, совместно со специалистами осуществляют просветительскую работу с населением по вопросу профилактики заболеваний, формированию здорового образа жизни, обучают родственников пациентов элементам ухода. В рамках реализации Федерального проекта «Бережливая поликлиника» студенты медицинского колледжа были задействованы в поликлиниках города, где оказывали помощь пациентам при использовании терминала при оформлении талонов, привлекались для оказания помощи участковым медицинским сестрам и врачам. Волонтеры колледжа активно сотрудничают с Рязанским геронтологическим центром им. П. А. Мальшина, где совместно с сотрудниками центра осуществляют уход за пожилыми людьми. В процессе волонтерской деятельности студенты не только отрабатывают профессиональные навыки, но и учатся правильному этическому общению, терпению, гуманному отношению к людям.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что использование различных форм организации воспитательного процесса в среднем профессиональном образовании способствует развитию полноценной, всесторонне развитой личности студента, проявляющееся в виде таких качественных показателей как демонстрация ответственности, эффективное взаимодействие и общение, наличие социальных ориентиров, творчестве при решении различных задач и т. д. Отражение сформированности данных качеств мы можем проследить в высоких показателях мониторинга воспитательной деятельности в колледже.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, воспитательный процесс, социальное воспитание, качество, активная гражданская позиция, профессиональная деятельность, студент, учреждение среднего, волонтерская деятельность, педагогическая деятельность.


Похожие статьи

Стратегия обучения географии в рамках модели социально-экономического образования в МБОУ СОШ № 11 г. Чайковский Пермского края

Инновационная деятельность как фактор развития личности школьника в МАОУ лицей № 58

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ТНР МАОУ СОШ № 25 на уровне начального общего образования

Взаимодействие семьи и школы в рамках экологического воспитания обучающихся на примере МАОУ Константиновской СОШ городского округа Домодедово

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Социально-педагогическая реабилитация по программе «Формирование здорового образа жизни»

Особенности организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ через реализацию коррекционной программы в МБУ «Школа № 62»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Наш город»

Профориентационная экскурсия как одна из эффективных форм профессионального просвещения обучающихся ГБПОУ «СПЭТ»

Экологическое воспитание дошкольников в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы)

Похожие статьи

Стратегия обучения географии в рамках модели социально-экономического образования в МБОУ СОШ № 11 г. Чайковский Пермского края

Инновационная деятельность как фактор развития личности школьника в МАОУ лицей № 58

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ТНР МАОУ СОШ № 25 на уровне начального общего образования

Взаимодействие семьи и школы в рамках экологического воспитания обучающихся на примере МАОУ Константиновской СОШ городского округа Домодедово

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Социально-педагогическая реабилитация по программе «Формирование здорового образа жизни»

Особенности организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ через реализацию коррекционной программы в МБУ «Школа № 62»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Наш город»

Профориентационная экскурсия как одна из эффективных форм профессионального просвещения обучающихся ГБПОУ «СПЭТ»

Экологическое воспитание дошкольников в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы)

Задать вопрос