Программное содержание:
− посредством игр и игровых упражнений закрепить знания ранее полученных о родном городе, о городском транспорте, характерных природных явлениях, разнообразии растущих деревьев на участке детского сада, сведений о назначении общественных зданий, находящихся вблизи д/с;
− способствовать запоминанию адреса д/с;
− способствовать интеллектуальному развитию через обогащение активизацию словаря (обогащение: портрет, пуховый; активизация словаря прилагательными) и использование методов и приёмов, направленных на развитие ассоциативного мышления;
− поощрять проявление патриотических чувств.
Материал: мольберт, наборное полотно, фотографии общественных зданий, фишки, розетки под фишки, плоскостное изображение деревьев (берёза, липа, тополь, ель), предметы (пух, варежки, иглы, серёжки, баночка с мёдом, указка, ложечки, салфетки).
Ход занятия.
Дети заходят в группу, встают полукругом перед гостями, воспитатель стоит около ведущего.
В-ль: — К сегодняшнему дню мы готовились и ожидали гостей. Дети, поздоровайтесь с гостями (здороваются).
—Ребята, утром мы рассматривали фотографии. О чём они были?
Дети: (о городе, про наш город, про Альметьевск).
В-ль: — Правильно! Сегодня на занятии мы продолжим разговор о родном городе. Гостям же будет интересно увидеть, как через игры мы изучаем любимый город. Я предлагаю начать разговор о родном городе в самом уютном местечке нашей группы — на диване и ковре (идут, размещаются).
— Как называется город, в котором мы живём (2 инд. ответа).
— Скажем хором (ответ).
— Замечательно! Какой праздник отмечает наш город в этом году?
Дети: — Юбилей, 50 лет, день рождения.
В-ль:- Все ваши ответы верные: наш город в этом году празднует юбилей- 50 лет.
—Поговорим о транспорте Альметьевска. Превратим разговор о транспорте в игру. Игра называется «Что лишнее?» (выставляются картинки).
— Какая картинка лишняя? (ответ).
— Как думает... Катя?
— Иди убери картинки с изображением трамвая...
— Почему мы решили убрать эту картинку?
Дети: 1. Потому что трамваев нет в нашем городе. 2. Для трамваев нужны рельсы, в городе нет рельсов и трамваев.
В- ль:- Верно! Трамвай какой вид транспорта?
Дети: 1. Пассажирский. 2. Наземный.
В- ль:- Оба ответа правильны. Трамвай наземный транспорт и служит для перевозки пассажиров, поэтому он пассажирский. Выставляется второй вариант картинок. «Что лишнее?"
Дети: Пароход.
В- ль: -Кто думает по-другому? Почему вы решили, что лишний пароход?
Дети: 1. Нет реки. 2. Нет морей. 3.В нашем городе только озеро, оно маленькое, чтобы были пароходы. В- ль: -Правильно, у нас нет больших водоёмов: рек, морей. Есть только небольшое озеро. В таких небольших водоёмах водный транспорт не может плавать.
— Предлагаю подойти к фотовыставке о родном городе.
— Расскажите, что вы видите на фотографиях? (рассказ детей)
—В городе много зданий и у каждого свои назначения.
—Пойдём в игровую зону и встанем в круг. Поиграем в игру «Бывает не бывает». Я буду называть известные нам известные явления, а Вы будете определять бывает или не бывает такое природное явление в нашей местности. Если бывает, будете хлопать в ладоши, как будто приветствуете, а если я назову природное явление, которое нельзя наблюдать в нашей местности Вы должны присесть, как будто Вы стали меньше и Вас не видно (снегопад, град, северное сияние, туман, ветер), (дети играют)
—Хорошо подвигались. Пройдите, пожалуйста, за столы (с начало девочки, потом мальчики)
—В городах улицы часто называют в честь поэтов и писателей. Есть такие улицы и в нашем городе. Я приготовила портреты поэтов и писателей в честь которых названы улицы в нашем городе. С произведениями некоторых писателей, изображённых на портретах, мы знакомы. Чей портрет Вам знаком? (ответы: это портрет Пушкина, этот портрет...)
—Какие стихи и сказки Пушкина мы знаем (ответы). Молодцы.
—На улице Пушкина в нашем городе находится....
—Кто помнит, как называется улица, на которой находится наш д/с? (М. Джалиля)
—Кто ещё хочет повторить адрес нашего д/с (2 человека).
—В честь кого названа улица на котором расположен наш д/с? (в честь М. Джалиля — писателя)
—М. Джалиль татарский писатель. Он написал сказки «Златовласка», «Кот-вор», «Шакир и Гали».
—Посмотрите, есть ли здесь портрет М. Джалиля?
—Кто хочет показать его? (кто-то выходит).
—Чей это портрет? (хором).
—А знаете ли Вы кто на этом портрете? (нет).
—Это русский поэт и писатель М. Ю. Лермонтов. Улица Лермонтова есть в нашем городе. С его стихами мы познакомимся, когда станем старше.
—На какой улице живёт Эльмира? (ответ).
—Какое произведение написал Маяковский? (ответ)
—Вот портрет В. В. Маяковского (показ).
—Встали, вспомним физкультминутку. «Ветер дует нам в лицо». Звучит шум ветра. Прислушайтесь к звукам музыки и руками изобразите природное явление о котором рассказывает музыка. Хорошо! Все услышали в звуках шум ветра. Сядьте. (Музыка продолжается).
— Дует осенний ветер, колышет ветви деревьев, растущих на наших участках. Какие же деревья растут на участках д/с? За каждое названное дерево Вы будете получать фишку. Молодцы!
— Я принесла предметы загадки, назовите их хором (варежка). Варежка какая? (пуховая). Варежка связана из чего? (из пуха). Пуховые варежки какие? (мягкие, тёплые, серые, белые).
— Это что? (серёжки).
— Это? (иголка).
— А что здесь? (мёд).
— Поиграем в игру «Найди пару». Здесь что? (показывает деревья).
Назовите их хором (берёза, липа, ель, тополь). Нужно каждому дереву найти пару из этих предметов. Какой из этих предметов имеет общее с берёзой? (серёжки). Правильно! А почему серёжки и берёза образуют пару? (потому что у берёзы тоже есть серёжки).
— Кто ещё увидел пару между предметами и деревьями? (ель и игла).
— Какие предметы остались без пары? (мёд и варежки). А Вы помните варежки какие? (пуховые). Догадайтесь, какому дереву подходят пуховые варежки, а к какому мёд? (находят пары и объяснения).
— Вот какие интересные и хитрые были предметы- загадки.
— О чём мы сегодня с Вами говорили?(о городе, Альметьевске, родном городе).
Давайте ещё раз расскажем о городе. Какой он? За каждое слово вы будете получать фишку.
Ответы (молодой, красивый, зелёный, родной, любимый, цветочный, нефтяной, нарядный и т. д.).
— Понравился Вам сегодняшний разговор? (ответы детей). И мне понравились, я рада что Вы жители города знаете и любите город. Посчитали фишки, чтобы узнать, кто старался на занятии рассказать о городе больше и лучше.