Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Среда обитания» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (38) январь 2021 г.

Дата публикации: 07.12.2020

Статья просмотрена: 396 раз

Библиографическое описание:

Куклина, С. В. Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Среда обитания» / С. В. Куклина, Г. Н. Горбунова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 42-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5844/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цель : показать детям растительное и животное сообщество.

Учить детей отличать их среды обитания — города от других сред обитания — леса, луга, парка. Составлять маленькие описательные рассказы о деревьях, грибах, цветах. Воспитывать интерес к окружающей природе и бережному к ней отношение. Развивать мышление, воображение.

Воспитатель предлагает отправиться на экскурсию в город.

Ход экскурсии

Воспитатель : — Дети, какие звуки вы слышите на улицах города?

Дети : — Голоса людей, шум колёс машин, стук колёс трамвая.

Воспитатель : — А что делает жизнь людей в городе удобной? Правильно, здесь много домов, магазинов, есть аптеки, почта, кинотеатры, больницы, школа, д/сад. Дома высокие и низкие, и у них разное назначение: в одних люди живут, а в других находятся учреждения, где люди работают.

Посчитайте, сколько деревьев вы видите?

Дети : — Деревьев очень мало, они растут вдоль дороги и у домов.

Воспитатель : — Зачем же нужны деревья в городе? Они украшают город, дают людям прохладу, приют птицам. А ещё, дети, деревья нужны для того, чтобы очищать загрязненный воздух, так как в городе много заводов, машин, автобусов. Подумайте, а зачем нужен транспорт?

Дети : — Чтобы ездить по городу, возить грузы.

Воспитатель : — Дети, кому нужны дороги, транспорт: нам с вами или природе? Правильно, людям.

Далее воспитатель отправляется с детьми в лесок, расположенный рядом.

Воспитатель : — Дети, отгадайте, что это: «Всё лето гуляет в наряде весёлом, а зиму встречает и босым, и голым». (Лес)

«Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной». (И.Бунин)

Дети, внимательно прислушайтесь, посмотрите кругом и скажите, чем же лес отличается от города?

Дети : — В лесу тихо, слышно, как поют птицы, деревьев намного больше, чем в городе.

Воспитатель : — Да, в лесу мы видим и ель, и берёзу, и осину, и дуб, и липу, и клён. Под шатром высоких деревьев растут кустарники: калина, шиповник, малина, орешник.

Дети, а что растёт под деревьями, кустами?

Дети : — Трава, грибы, мох, ягоды.

Воспитатель : — В лесу встречается также лишайник (ягель). Вот трава кислица. Стоит её легонько пощёлкать по листику, и произойдёт удивительная вещь: цветок сомкнётся и поникнет, все три листочка опустятся. Так засыпает эта трава и во время дождя, под ударами дождевых капель, но как только перестанешь её тревожить — она расправится.

В конце лета, начале осени в лесу появляется много грибов. Но будьте осторожны, дети, при их сборе не разрушайте грибницы! Все растения леса называются лесным растительным сообществом.

А какие животные обитают в лесу?

Дети : — Лоси, волки, кабаны, медведи, лисы, зайцы.

Воспитатель : — Правильно, но можно встретить также куницу, соболя, косулю. Животные в лесу питаются травой, листьями, молодыми побегами, семенами, ягодами, грибами, им здесь легко укрыться от врагов, построить в укромном месте жилище.

Одни животные (белки) делают на зиму запасы пищи, другие (медведи) впадают в спячку.

Прислушайтесь, как красиво поют птицы в лесу! Каких птиц здесь можно встретить?

Дети : — Дятлы, рябчики, клесты, кукушки.

Воспитатель : — Да, в лесу много птиц, здесь они находят пищу, защиту от врагов. А ещё в лесу обитают синицы, чечётки, поползни, дрозды, сойки. Птицы приносят большую пользу сельскому хозяйству, они уничтожают вредителей, оживляют леса своим пением, доставляя наслаждение людям.

В лесу обитают также ящерицы, змеи, насекомые. Насекомые — самые многочисленные обитатели леса. Некоторые из них (муравьи и пчёлы) приносят большую пользу человеку.

Семья одного муравейника уничтожает до 100 тысяч насекомых — вредителей. Все животные леса называются лесным животным сообществом.

А теперь мы отправимся на луг. Чем же луг отличается от леса?

Дети : — На лугу нет деревьев, здесь только травы.

Воспитатель : — Да, на лугу растут сочные травы: тимофеевка, клевер, мышиный горошек, лютик, чемерицы. Это ценный корм для домашних животных. А кого можно увидеть на лугу?

Дети : — Бабочку, жука, муравья.

Воспитатель : — Насекомые луга служат пищей для птиц, которые находят здесь также и убежище от врагов. В высокой густой траве луга птицы устраивают гнёзда, выращивают птенцов.

Здесь можно встретить коростеля, перепела. Скрываются в траве и находят богатую пищу мыши.

Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой почвы. Дети, чья же это работа? Правильно, кротов. Большую часть своей жизни они проводят в норах, под землей, питаясь корнями растений и личинками насекомых.

Луга человек использует для заготовки кормов скоту. Здесь растут также красивые цветы. Какие цветы вы знаете, расскажите?

Дети : — Одуванчики, ромашки, колокольчики, дикая гвоздика и др.

Воспитатель : — Давайте прочитаем стихи про цветы. (Дети читают.)

Дети : «Одуванчик придорожный

Был, как солнце золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым». (В. Степанов)

«Маленькое солнце на моей ладошке –

Белая ромашка на зелёной ножке.

С белым ободочком жёлтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!» (З. Александрова)

«Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.

Колокольчики — цветы очень вежливы, а ты?» (Е. Серова)

«Погляди-ка, погляди- ка, что за красный огонёк?

Это дикая гвоздика новый празднует денёк». (Е. Серова)

Воспитатель : — Итак, ребята, травы, цветы — это полевое растительное сообщество Птицы, мелкие грызуны, насекомые — это полевое животное сообщество.

Вот и закончилась, ребята, наша экскурсия по городу, лесу, лугу. Мы узнали много нового и интересного. А теперь пора нам возвращаться в детский сад.

Похожие статьи

Конспект занятия по ФЭМП и ознакомлению с природой (младшая группа)

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну времени»

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе «Путешествие в космос»

Конспект занятия по театральной деятельности в младшей группе «Путешествие в сказочный театр»

Конспект занятия по проектной деятельности на тему «Путешествие в страну здоровья по станциям»

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по Москве»

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию «Формирование элементарных математических представлений» на тему «Путешествие по волшебной стране к Деду Морозу»

Конспект образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе «Маленькие волшебники»

Конспект занятия для студентов СПО по специальности «гостиничное дело» по теме «Вопросы гостя по ориентированию в отеле и городе»

Похожие статьи

Конспект занятия по ФЭМП и ознакомлению с природой (младшая группа)

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну времени»

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе «Путешествие в космос»

Конспект занятия по театральной деятельности в младшей группе «Путешествие в сказочный театр»

Конспект занятия по проектной деятельности на тему «Путешествие в страну здоровья по станциям»

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по Москве»

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию «Формирование элементарных математических представлений» на тему «Путешествие по волшебной стране к Деду Морозу»

Конспект образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе «Маленькие волшебники»

Конспект занятия для студентов СПО по специальности «гостиничное дело» по теме «Вопросы гостя по ориентированию в отеле и городе»

Задать вопрос