Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Среда обитания»
Авторы: Куклина Светлана Владимировна, Горбунова Галина Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (38) январь 2021 г.
Дата публикации: 07.12.2020
Статья просмотрена: 396 раз
Библиографическое описание:
Куклина, С. В. Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Среда обитания» / С. В. Куклина, Г. Н. Горбунова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 42-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5844/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель : показать детям растительное и животное сообщество.
Учить детей отличать их среды обитания — города от других сред обитания — леса, луга, парка. Составлять маленькие описательные рассказы о деревьях, грибах, цветах. Воспитывать интерес к окружающей природе и бережному к ней отношение. Развивать мышление, воображение.
Воспитатель предлагает отправиться на экскурсию в город.
Ход экскурсии
Воспитатель : — Дети, какие звуки вы слышите на улицах города?
Дети : — Голоса людей, шум колёс машин, стук колёс трамвая.
Воспитатель : — А что делает жизнь людей в городе удобной? Правильно, здесь много домов, магазинов, есть аптеки, почта, кинотеатры, больницы, школа, д/сад. Дома высокие и низкие, и у них разное назначение: в одних люди живут, а в других находятся учреждения, где люди работают.
Посчитайте, сколько деревьев вы видите?
Дети : — Деревьев очень мало, они растут вдоль дороги и у домов.
Воспитатель : — Зачем же нужны деревья в городе? Они украшают город, дают людям прохладу, приют птицам. А ещё, дети, деревья нужны для того, чтобы очищать загрязненный воздух, так как в городе много заводов, машин, автобусов. Подумайте, а зачем нужен транспорт?
Дети : — Чтобы ездить по городу, возить грузы.
Воспитатель : — Дети, кому нужны дороги, транспорт: нам с вами или природе? Правильно, людям.
Далее воспитатель отправляется с детьми в лесок, расположенный рядом.
Воспитатель : — Дети, отгадайте, что это: «Всё лето гуляет в наряде весёлом, а зиму встречает и босым, и голым». (Лес)
«Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной». (И.Бунин)
Дети, внимательно прислушайтесь, посмотрите кругом и скажите, чем же лес отличается от города?
Дети : — В лесу тихо, слышно, как поют птицы, деревьев намного больше, чем в городе.
Воспитатель : — Да, в лесу мы видим и ель, и берёзу, и осину, и дуб, и липу, и клён. Под шатром высоких деревьев растут кустарники: калина, шиповник, малина, орешник.
Дети, а что растёт под деревьями, кустами?
Дети : — Трава, грибы, мох, ягоды.
Воспитатель : — В лесу встречается также лишайник (ягель). Вот трава кислица. Стоит её легонько пощёлкать по листику, и произойдёт удивительная вещь: цветок сомкнётся и поникнет, все три листочка опустятся. Так засыпает эта трава и во время дождя, под ударами дождевых капель, но как только перестанешь её тревожить — она расправится.
В конце лета, начале осени в лесу появляется много грибов. Но будьте осторожны, дети, при их сборе не разрушайте грибницы! Все растения леса называются лесным растительным сообществом.
А какие животные обитают в лесу?
Дети : — Лоси, волки, кабаны, медведи, лисы, зайцы.
Воспитатель : — Правильно, но можно встретить также куницу, соболя, косулю. Животные в лесу питаются травой, листьями, молодыми побегами, семенами, ягодами, грибами, им здесь легко укрыться от врагов, построить в укромном месте жилище.
Одни животные (белки) делают на зиму запасы пищи, другие (медведи) впадают в спячку.
Прислушайтесь, как красиво поют птицы в лесу! Каких птиц здесь можно встретить?
Дети : — Дятлы, рябчики, клесты, кукушки.
Воспитатель : — Да, в лесу много птиц, здесь они находят пищу, защиту от врагов. А ещё в лесу обитают синицы, чечётки, поползни, дрозды, сойки. Птицы приносят большую пользу сельскому хозяйству, они уничтожают вредителей, оживляют леса своим пением, доставляя наслаждение людям.
В лесу обитают также ящерицы, змеи, насекомые. Насекомые — самые многочисленные обитатели леса. Некоторые из них (муравьи и пчёлы) приносят большую пользу человеку.
Семья одного муравейника уничтожает до 100 тысяч насекомых — вредителей. Все животные леса называются лесным животным сообществом.
А теперь мы отправимся на луг. Чем же луг отличается от леса?
Дети : — На лугу нет деревьев, здесь только травы.
Воспитатель : — Да, на лугу растут сочные травы: тимофеевка, клевер, мышиный горошек, лютик, чемерицы. Это ценный корм для домашних животных. А кого можно увидеть на лугу?
Дети : — Бабочку, жука, муравья.
Воспитатель : — Насекомые луга служат пищей для птиц, которые находят здесь также и убежище от врагов. В высокой густой траве луга птицы устраивают гнёзда, выращивают птенцов.
Здесь можно встретить коростеля, перепела. Скрываются в траве и находят богатую пищу мыши.
Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой почвы. Дети, чья же это работа? Правильно, кротов. Большую часть своей жизни они проводят в норах, под землей, питаясь корнями растений и личинками насекомых.
Луга человек использует для заготовки кормов скоту. Здесь растут также красивые цветы. Какие цветы вы знаете, расскажите?
Дети : — Одуванчики, ромашки, колокольчики, дикая гвоздика и др.
Воспитатель : — Давайте прочитаем стихи про цветы. (Дети читают.)
Дети : «Одуванчик придорожный
Был, как солнце золотым,
Но отцвёл и стал похожим
На пушистый белый дым». (В. Степанов)
«Маленькое солнце на моей ладошке –
Белая ромашка на зелёной ножке.
С белым ободочком жёлтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!» (З. Александрова)
«Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.
Колокольчики — цветы очень вежливы, а ты?» (Е. Серова)
«Погляди-ка, погляди- ка, что за красный огонёк?
Это дикая гвоздика новый празднует денёк». (Е. Серова)
Воспитатель : — Итак, ребята, травы, цветы — это полевое растительное сообщество Птицы, мелкие грызуны, насекомые — это полевое животное сообщество.
Вот и закончилась, ребята, наша экскурсия по городу, лесу, лугу. Мы узнали много нового и интересного. А теперь пора нам возвращаться в детский сад.