Экологическое воспитание дошкольников в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы)
Автор: Епремидзе Галина Ивановна
Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 13.11.2018
Статья просмотрена: 1140 раз
Библиографическое описание:
Епремидзе, Г. И. Экологическое воспитание дошкольников в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы) / Г. И. Епремидзе. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3720/ (дата обращения: 16.12.2024).
Экологическое воспитание дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование экологической культуры, актуальная проблема нашего времени. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Очень важно воспитать у детей любовь к родному краю, желание приумножать и охранять богатство своей страны, гордость за свой народ. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.
Цель экологического образования — формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Воспитание значимо с позиций личностного развития ребёнка — правильно систематически осуществляемое в образовательных учреждениях, обладающих экологической культурой.
Задачи:
- Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы.
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе.
- Осознание собственного «Я» как части природы.
- Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.
Эффективную систему экологического воспитания в детском саду, основанную на интегрированном подходе, можно реализовать через разные виды деятельности детей: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную деятельность, физическую деятельность. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослых и детей: озеленение клумб и открытых площадок на территории детского сада, наблюдения за живыми объектами, участие в организации экологических уголков, изготовление тематических поделок из природного материала, дидактические и сюжетно-ролевые игры на экологические темы, праздники и развлечения, лаборатория юного эколога, составление экологических карт, экологические сказки, викторины, марафоны, конкурсы, экскурсии.
Важная роль в экологическом воспитании отводится работе с семьями воспитанников. Работу можно проводить как в традиционной форме: родительские собрания, консультации по данной теме, беседы, конференции, так в нетрадиционной форме: деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии, бюро педагогических услуг, геокешинг. Эффективную систему экологического воспитания в детском саду, основанную на интегрированном подходе, можно реализовать через разные виды деятельности детей: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную деятельность, физическую деятельность. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослых и детей.
Работу по экологическому воспитанию в нашей группе мы начали с составления экологического паспорта.
Экологический паспорт группы.
Экологическая ситуация: местонахождение дошкольного учреждения характеризуется благоприятной экологической обстановкой. В непосредственной близости нет промышленных предприятий. Мы живем в умеренно увлажненной зоне с умеренно — континентальным климатом. Зеленые массивы в непосредственной близости к МБДОУ расположен парк, где растут березы, липы, клены, туи, голубые ели и другие деревья и кустарники, представляющие интерес с точки зрения экологического образования и улучшения здоровья детей. Вокруг станицы растет смешанный лес.
Характеристика территории прогулочного участка: территория участка ровная. Газоны составляют 62 %, остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площади, дорожки. Затененность территории недостаточная, что в летний период создает неблагоприятный микроклимат для прогулок. На территории имеются игровые протекторы, использующиеся как клумбы и песочница, спортивное оборудование. Кроме того, есть спортивная площадка.
Растительный мир: на территории участка представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, — что дает возможность проводить разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке недостаточно.
Животный мир: на территории наблюдаем пролетающих птиц: ворон, галок, воробьев, сорок, грачей, ласточек, голубей, диких уток; различные виды насекомых — бабочки, жуки, мухи, комары, осы, шмели, муравьи, пауки, божьи коровки, стрекозы. Дети наблюдают за живущими на территории участка воробьями, голубями и их птенчиками, зимующими птицами — синицами, воробьями, дятлами. Многие из них прилетают на кормушку.
Почва: на территории участка преобладает натуральный грунт — чернозем, очень плотный. Привозится песок для песочниц.
Загрязнение территории: запыленность территории с северной стороны низкая, так как автодорога достаточно далеко от территории детской площадки. С восточной стороны запыленности нет, так как рядом находится стадион, и нет дороги. С южной стороны парк, запыленности нет. С западной стороны запыленности тоже нет, рядом находится цветочный и продуктовый магазины. Шумовой фон умеренный. Территория не посещается легковыми машинами. Участок в целом чистый.
В современной жизни, мы часто слышим о таком развлечение, как квест. Квест — это компьютерная игра. Но в детском саду педагоги нашли способ использования квеста, как игру на местности. Так что же это такое? Квесты (англ. Quest — поиск) − игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. В нашем учреждении прошла экологическая квест-игра «Спасение Земли». Ребята услышали сигнал бедствия «SOS» и на воздушном шаре отправились на поиски знаков, которые помогут понять, что нужно делать для сбережения нашей Земли. В пути они столкнулись с различными препятствиями, которые с достоинством преодолели: лесной пожар и мусорная свалка. Ребята совершили вынужденную посадку, чтоб спасти Землю от этих бед. В итоге они собрали все необходимые экознаки и солнышко, грустное в начале игры, заулыбалось. В конце своего путешествия юные эколята решили принести экологическую пользу своему детскому саду и посадили цветы для того, чтоб они радовали всех, кто их видит.
Как объяснить ребенку что такое воздух? Ребенок его не видит, не может потрогать его руками. Но на примерах можно показать ему, что воздух — нечто реальное, его свойства легко увидеть и использовать. Юные исследователи искали воздух в окружающих предметах, взвешивали его, заполняли им воздушные шары и мыльные пузыри в лаборатории.
Проведение опыта в лаборатории.
Больше всего ребят поразило открытие, которое они сделали самостоятельно: без воздуха не могут жить не только человек и животные, но даже огонь без него гаснет. В нашем детском саду педагоги стараются так обучать детей, чтобы решение пришло через совместный поиск. Ведь наукой доказано, что " Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам» (Ральф У.Эмерсон).
Дети старшей логопедической группы объединились в Волонтерский отряд «Капитошка». Чтобы научить детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы, использовать для этого специальные приборы, прививать любовь и бережное отношение к природе педагоги детского сада приняли решение создать свою, детскую метеоплощадку в детском саду — это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Воспитатели с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений. С помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси нам удастся наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, мы с ребятами сможем узнать, в каком направлении дует ветер. Используя в своей метеостанции специальный дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, детки смогут измерять количество осадков. Ветряной рукав поможет ребятам разобраться и точно определять стороны света, благодаря дуновению ветра. Компас научит их ориентироваться на местности и также определять, где находятся север, юг, запад и восток. Самый важный и нужный измеритель погодных условий — термометр. Именно с помощью этого прибора дети смогут определять температуру воздуха в окружающей среде. А вот всевозможные вертушки станут не только полезным прибором для определения направления ветра и его силы, но и повеселят ребят. Ведь главное в этом процессе обучать детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора и веселья. Тогда и обучения будет легким, и детям будет нравиться весь процесс. Главное все приборы разместить в определённой последовательности и придать им красивое оформление. Тогда, имея такую метеостанцию в детском саду, детки будут с большим удовольствием приходить каждый день в садик, чтобы снять показания с приборов. Воплощение данного проекта в жизнь — вопрос трудоемкий. Работы по нему начаты и ведутся силами сотрудников детского сада. Площадка постепенно пополняется новыми приборами.
В старшей логопедической группе прошел досуг, посвящённый Дню Земли. Ребята говорили о проблемах экологии, о защите растений и животных, соревновались в отгадывании загадок и ребусов.
В ДОУ проводился конкурс кормушек для птиц «Птичья столовая». С целью формирование экологической культуры дошкольников в творческом союзе воспитателей, детей и их родителей. Оценке подлежали все выставленные кормушки. Эксперты (педагоги ДОУ) оценивали каждый экспонат по 10-ти балльной системе. Работы детей и родителей своей группы экспертами не оценивались. В конкурсе приняло участие более 30 работ.
Во время летних оздоровительных мероприятий воспитатели проводили досуг «День рыбалки». Дети с удовольствием отгадывали загадки о рыбах, речных жителях, беседовали о том, что нужно охранять водоёмы, «ловили» рыбок удочками с магнитами, а потом их отпускали, участвовали в соревнованиях по спасению обитателей водоёмов.
В ДОУ проводился конкурс экологических газет «Экоград». В проекте приняли участие воспитанники, воспитатели и родители, регулярно проводится озеленение территории: посадка деревьев, первоцветов, а также разнообразных цветущих растений. Работа проводится в тесном контакте с работниками ДОУ и родителями воспитанников.
Известно, что большинство информации дети принимают интуитивно. Именно поэтому необходимо обеспечить ребенка своевременной и дозированной информацией, которая развивает его наблюдательность, любознательность.
Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой воспитатели личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Литература:
- Дыбина О. В, Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. -2-е изд., испр. -М.: ТЦ Сфера, 2016. — 192 с. (Ребенок в мире поиска)
- Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. — Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО», 2015. 208 с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.-Москва: Мозаика-синтез, 2015.-368 с.