На сегодняшний день необходимо развитие детей, которое способствует формированию экологической культуры личности. Данную точку зрения поддерживают на государственном, региональном и локальном уровнях. Необходима организация практико-деятельностного подхода по внедрению экологической тематики и развитию осознанного отношения к природе и ресурсам страны. Экологическая культура и экосознание как часть общей культуры личности отражает степень восприятия человеком природы, окружающего мира и его возможности прогнозировать возможные экологические проблемы [1].
Систематизация знаний о мире, взаимосвязи природных явлений с жизнью человека, является не только информативным блоком, который преподносится школьнику, но и практико-ориентированным набором компетенций, которые можно применить в реальности. Важной представляется работа по организации и вовлечению обучающихся в экологические проекты, кружки и т. д.
Среди наиболее актуальных способов взаимодействия с семьей и детьми в рамках реализации концепции эковоспитания можно представить:
- Экскурсии на природные или социально-природные комплексы, организацию праздников и выездных мероприятий с экологической тематикой.
- Работу в кружках: разгадывание кроссвордов, написание статей по экологическим проблемам, выступления на школьных и муниципальных конференциях.
В рамках индивидуальной работы с обучающимися следует отметить экспериментальные наблюдения за растениями, за образом жизни насекомых, птиц, земноводных и др. Также интересным и полезным представляется реализация проектов по озеленению улиц, очистке школьного участка от сорняков, посадке клумб, подкормке птиц зимой и т. д.
При взаимодействии с группой детей и при участии в пролонгированном варианте экоработы (например, во время каникул) возможным представляется выполнение заданий по исследованию участков природы с социальными объектами, в частности, с жилыми домами и другой социальной инфраструктурой. У детей появляется шанс стать исследователями и попробовать свои силы в решении проблем собственного района, города, области: актуализация работы со школьниками очевидна, ведь именно подрастающее поколение диктует свои требования, выдвигает идеи и провозглашает моду на то или иное движение в мире. Важно направить идеи и проекты по реализации в правильном направлении, которое принесет пользу всем участникам социально-педагогического сотрудничества [2].
Особенно интересными с точки зрения развития и укрепления взаимодействия между семьей и школой является феномен сельской школы, которая, благодаря территориальному расположению и наличию пришкольного опытно-экспериментального участка, способствует продвижению экокультуры и осознанного отношения к природе у школьников и их родителей.
На каждой ступени обучения у обучающихся формируются соответствующие их возрасту компетенции по отношению к окружающей среде. Так, например, у младших школьников формируется бережное отношение к уже имеющейся вокруг них природной инфраструктуре, их учат ценить зелень и природные ландшафты. Средняя школа выдвигает требования по научению и подготовке детей к преобразованиям окружающей среды, которые принесут пользу и повысят эффективность использования ресурсов; речь идёт о всевозможных посадках, подкормке почвы, продвижению проектов по ландшафтному дизайну и т. п. Старшая школа работает в сотрудничестве с социальными партнёрами школы, гражданскими организациями, муниципальными и городскими советами (Совет родителей, обучающихся, активных жителей), при этом реализуя новые проекты и преобразуя окружающий ландшафт, пришкольную территорию под свои нужды.
Примером является открытие на базе МАОУ Константиновской средней общеобразовательной школы питомника по выращиванию кедра для всего городского округа Домодедово, проект по благоустройству парка посёлка ГПЗ «Константиново» силами бывших выпускников и сегодняшних школьников 10–11 классов [3].
Благодаря реализации концепции модели «Эффективная сельская школа» будет уместным создание и развитие учебного центра на базе МАОУ Константиновской средней общеобразовательной школы по повышению экокультуры и развитию экосознания не только обучающихся, их родителей и педагогов, но и жителей района, городского округа. Пример данной школы и успешная реализация проекта по воспитанию у молодёжи сознательного отношения к природе и окружающей среде демонстрирует необходимость выхода на более высокий уровень.
Особого внимания заслуживает интеграция сельской школы с соседними инфраструктурными элементами: парками, зонами отдыха, земельными угодьями данной местности. При этом стоит учитывать особенности климатических условий, которые диктуют пути развития региона. Основными идеями по воспитанию экосознания и экокультуры у школьников и реализации концепции «Эффективная сельская школа» являются:
– возрождение аграрных традиций местности;
– налаживание связей между семьёй и школой;
– использование прогрессивного опыта ведения сельского хозяйства и обмен педагогическими технологиями по работе с обучающимися и воспитанию у них толерантного отношения к окружающей среде.
Благодаря совместной работе школы с институтом семьи представляется возможным создание движения по экотьюторству, то есть системы наставничества родителей, которые заинтересованы и имеют опыт в сельскохозяйственной индустрии, и обучающихся. Помимо этого, есть тенденции к развитию семейного проектирования, когда семья совместно с ребёнком, другими учениками и педагогами создаёт и реализует новые идеи по изменению территории, выдвигает на защиту проекты по планировке прилегающей местности, ландшафтный дизайн опытно-экспериментального участка при школе и т. п.
Ввиду необычного подхода к повышению осознанного отношения к окружающей среде, формированию экосознания и экокультуры у школьников и их родителей, у сельской школы есть возможность создания индивидуальной образовательной траектории, которая сделает ее отличной от других школ городского округа. Важным при совместной работе семьи и школы является обратная связь данного взаимодействия в экологическом воспитании школьников с целью повышения экокультуры всех участников образовательного процесса.
Литература:
- Багова Л. Л. Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир» // Концепт. 2015. № S25. С. 1–6.
- Жиркова З. С. Особенности разработки инновационной модели системы развития сельской школы севера // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 91. С. 70–78.
- Сайт МАОУ КСОШ. URL: https://domodkonsch.edumsko.ru/about/news/1246491 (дата обращения: 24.10.2019).