Из опыта деятельности краевой инновационной площадки Хабаровского промышленно-экономического техникума | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Литвинова, В. Л. Из опыта деятельности краевой инновационной площадки Хабаровского промышленно-экономического техникума / В. Л. Литвинова, А. А. Щербакова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5.1 (15.1). — С. 36-40. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/3007/ (дата обращения: 24.11.2024).



Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить.

Жан Ванье «Из глубины»

Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям.

Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!»

Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

Инклюзивное образование: процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 10.05.2016 № 822 о присвоении образовательным организациям статуса «Краевая инновационная площадка» присвоен статус «краевой инновационной площадки» КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум» по теме: «Разработка модели инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

В техникуме реализуется 9 профессиональных образовательных программ, по которым обучается 1324 студентов, в т.ч. 962 по очной форме, из них 7 человек инвалидов.

На уровне СПО осуществляется подготовка квалифицированных специалистов среднего звена на базовом уровне, в соответствии с лицензированными специальностями:

 Технология деревообработки

 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;

 08.02.06 «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения»;

 09.02.04 «Информационные системы»;

 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»;

 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»;

 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»;

 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;

 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования».

Координацию деятельности техникума по реализации данной системы обеспечивает Ресурсный учебно-методический центр.

Ресурсный учебно-методический центр инклюзивного образования – это комплексная инновационная структура, организованная для создания условий, обеспечивающих доступность среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на базе сотрудничества с подразделениями техникума, административными органами, образовательными организациями Хабаровского края.

Целью Центра является профессиональная подготовка конкурентоспособного специалиста из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, а также обучение, методическая поддержка специалистов, работающих в условиях инклюзивного образования, а также родителей детей с ограниченными возможностями, обучающихся в инклюзивных условиях.

Основные направления деятельности Центра:

 Обучение лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам СПО (по одной или нескольким нозологиям), программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам;

 Реализация образовательных программ СПО с использованием сетевой формы обучения;

 Предоставление для коллективного использования специальных информационных и технических средств, дистанционных Образовательных технологий, учебно-методических материалов;

 Повышение квалификации, в том числе в форме стажировок, педагогических работников, по вопросам работы с обучающимися, имеющие инвалидность и ОВЗ;

 Осуществление консультаций лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) по вопросам получения СПО, в том числе с проведением профессиональной диагностики;

 Проведение и участие в конкурсах профессионального мастерства, студенческих работ в области создания безбарьерной городской среды для маломобильных групп населения;

 Разработка программ содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ, завершающих обучение по программам среднего профессионального образования.

В техникуме созданы условия самостоятельного передвижения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата по территории техникума, обеспечен беспрепятственный доступ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебные и другие помещения.

В холле установлен специализированный терминал и бегущая строка. До конца 2016 года предусмотрен еще ряд мероприятий по созданию архитектурной доступности.

С целью создания и развития инфраструктуры, обеспечивающей доступность и качество профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ были установлены: поручни, тактильные плитки, лестница, пиктограммы, указатели, знаки, схемы; проведен ремонт санитарно-гигиенического помещения (1 этаж).

Большая часть денежных средств базового центра будет направлена на улучшение материально-технической базы. Сейчас ведется ремонт и приобретается оборудование для зала электронного обучения и дистанционных технологий, полигона периферийных устройств, виртуальной лаборатории, читального зала и библиотеки, сенсорной комнаты.

Зал электронного обучения и дистанционных технологий создается на основе мобильного класса с программным обеспечением для коллективной работы преподавателя и студентов. Для организации электронного и дистанционного обучения в классе предусмотрено использование соответствующей платформы.

Полигон периферийных устройств будет включать разнообразное периферийное оборудование, предназначенное обеспечить доступ обучающимся с ограниченными возможностями к разнообразным информационным ресурсам. Эти периферийные устройства могут быть использованы как во время занятий – лекций, лабораторных и практических работ, курсовых проектов, консультаций, так и для проведения внеклассных и общетехникумовских мероприятий, классных часов, собраний.

Виртуальная лаборатория создается на основе специализированного программного обеспечения для создания компьютерных учебных средств для моделирования различных процессов.

Читальный зал и библиотека оборудуются средствами для обеспечения комфортности самостоятельной работы обучающихся с ОВЗ. В читальном зале оборудуются специализированные учебные места, на базе парт для обучающихся с ДЦП и инвалидов с регулировкой уровня высоты.

В сенсорную комнату приобретается все необходимое оборудование, чтобы обеспечить комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему обучающихся, создать радостное настроение и ощущение полной безопасности, что не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.

В Центре разработаны локальные акты по базовой организации (дорожная карта, паспорт доступности, положение о ресурсном учебно-методическом центре по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, должностные инструкции сотрудники Центра).

Для оснащения базовой организации материально-техническими средствами и для получения качественного образования инвалидами различных нозологий закупается оборудование для слабовидящих, для лиц с нарушением ОДА, слабослышащих. Адаптирован сайт техникума версией для слабовидящих.

Организуется сетевое взаимодействия в процессе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по программам среднего профессионального образования и профессионального образования.

На базе техникума уже имеются разработанные адаптированные программы для обучающихся с ОВЗ по дисциплинам: «Экология», «Биология», «Химия», «Математика», «Информатика ИКТ», которые помогут инвалидам и лицам с ОВС успешно освоить программу профессионального образования и в дальнейшем получить хорошую работу.

В учебный план введена дисциплина: «Социальная адаптация и основы СПЗ».

Организована деятельность служб содействия трудоустройству выпускников, которые оказывают необходимую консультативную, методическую и психолого-педагогическую помощь по сопровождению при трудоустройстве выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ.

Образование студентов с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными обучающимися возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, инклюзивное образование, лицо, ограниченная возможность здоровья, ресурсный учебно-методический центр, читальный зал, базовая организация, виртуальная лаборатория, сенсорная комната, Хабаровский край.

Похожие статьи

Результаты деятельности краевой инновационной площадки «Виртуальный музей техникума как средство овладения проектно-исследовательскими технологиями»

Из опыта организации волонтерского движения на базе ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж»

Из опыта работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Стратегия обучения географии в рамках модели социально-экономического образования в МБОУ СОШ № 11 г. Чайковский Пермского края

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска

Из опыта работы методической службы ГБПОУ «СПЭТ» над формированием внутреннего мониторинга повышения качества обучения

Из опыта работы по воспитанию экологической культуры в коррекционной школе VIII вида

Особенности внедрения образовательной робототехники в образовательном учреждении (из опыта работы МОУ СОШ № 54 г. Волгограда)

Специфика изучения основ туризма будущими педагогами по физической культуре

Программа «Доступная среда» в действии на примере опыта работы ГБОУ школы № 355 Московского района Санкт-Петербурга

Похожие статьи

Результаты деятельности краевой инновационной площадки «Виртуальный музей техникума как средство овладения проектно-исследовательскими технологиями»

Из опыта организации волонтерского движения на базе ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж»

Из опыта работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Стратегия обучения географии в рамках модели социально-экономического образования в МБОУ СОШ № 11 г. Чайковский Пермского края

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска

Из опыта работы методической службы ГБПОУ «СПЭТ» над формированием внутреннего мониторинга повышения качества обучения

Из опыта работы по воспитанию экологической культуры в коррекционной школе VIII вида

Особенности внедрения образовательной робототехники в образовательном учреждении (из опыта работы МОУ СОШ № 54 г. Волгограда)

Специфика изучения основ туризма будущими педагогами по физической культуре

Программа «Доступная среда» в действии на примере опыта работы ГБОУ школы № 355 Московского района Санкт-Петербурга

Задать вопрос