Из опыта деятельности краевой инновационной площадки Хабаровского промышленно-экономического техникума
Авторы: Литвинова Виктория Леонидовна, Щербакова Анна Александровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 25.12.2017
Статья просмотрена: 65 раз
Скачать Спецвыпуск Краевые инновационные площадки. Хабаровский край (pdf)
Библиографическое описание:
Литвинова, В. Л. Из опыта деятельности краевой инновационной площадки Хабаровского промышленно-экономического техникума / В. Л. Литвинова, А. А. Щербакова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5.1 (15.1). — С. 36-40. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/3007/ (дата обращения: 26.12.2024).
Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить.
Жан Ванье «Из глубины»
Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям.
Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!»
Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.
Инклюзивное образование: процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 10.05.2016 № 822 о присвоении образовательным организациям статуса «Краевая инновационная площадка» присвоен статус «краевой инновационной площадки» КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум» по теме: «Разработка модели инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».
В техникуме реализуется 9 профессиональных образовательных программ, по которым обучается 1324 студентов, в т.ч. 962 по очной форме, из них 7 человек инвалидов.
На уровне СПО осуществляется подготовка квалифицированных специалистов среднего звена на базовом уровне, в соответствии с лицензированными специальностями:
Технология деревообработки
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;
08.02.06 «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения»;
09.02.04 «Информационные системы»;
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»;
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»;
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»;
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;
23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования».
Координацию деятельности техникума по реализации данной системы обеспечивает Ресурсный учебно-методический центр.
Ресурсный учебно-методический центр инклюзивного образования – это комплексная инновационная структура, организованная для создания условий, обеспечивающих доступность среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на базе сотрудничества с подразделениями техникума, административными органами, образовательными организациями Хабаровского края.
Целью Центра является профессиональная подготовка конкурентоспособного специалиста из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, а также обучение, методическая поддержка специалистов, работающих в условиях инклюзивного образования, а также родителей детей с ограниченными возможностями, обучающихся в инклюзивных условиях.
Основные направления деятельности Центра:
Обучение лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам СПО (по одной или нескольким нозологиям), программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам;
Реализация образовательных программ СПО с использованием сетевой формы обучения;
Предоставление для коллективного использования специальных информационных и технических средств, дистанционных Образовательных технологий, учебно-методических материалов;
Повышение квалификации, в том числе в форме стажировок, педагогических работников, по вопросам работы с обучающимися, имеющие инвалидность и ОВЗ;
Осуществление консультаций лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) по вопросам получения СПО, в том числе с проведением профессиональной диагностики;
Проведение и участие в конкурсах профессионального мастерства, студенческих работ в области создания безбарьерной городской среды для маломобильных групп населения;
Разработка программ содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ, завершающих обучение по программам среднего профессионального образования.
В техникуме созданы условия самостоятельного передвижения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата по территории техникума, обеспечен беспрепятственный доступ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебные и другие помещения.
В холле установлен специализированный терминал и бегущая строка. До конца 2016 года предусмотрен еще ряд мероприятий по созданию архитектурной доступности.
С целью создания и развития инфраструктуры, обеспечивающей доступность и качество профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ были установлены: поручни, тактильные плитки, лестница, пиктограммы, указатели, знаки, схемы; проведен ремонт санитарно-гигиенического помещения (1 этаж).
Большая часть денежных средств базового центра будет направлена на улучшение материально-технической базы. Сейчас ведется ремонт и приобретается оборудование для зала электронного обучения и дистанционных технологий, полигона периферийных устройств, виртуальной лаборатории, читального зала и библиотеки, сенсорной комнаты.
Зал электронного обучения и дистанционных технологий создается на основе мобильного класса с программным обеспечением для коллективной работы преподавателя и студентов. Для организации электронного и дистанционного обучения в классе предусмотрено использование соответствующей платформы.
Полигон периферийных устройств будет включать разнообразное периферийное оборудование, предназначенное обеспечить доступ обучающимся с ограниченными возможностями к разнообразным информационным ресурсам. Эти периферийные устройства могут быть использованы как во время занятий – лекций, лабораторных и практических работ, курсовых проектов, консультаций, так и для проведения внеклассных и общетехникумовских мероприятий, классных часов, собраний.
Виртуальная лаборатория создается на основе специализированного программного обеспечения для создания компьютерных учебных средств для моделирования различных процессов.
Читальный зал и библиотека оборудуются средствами для обеспечения комфортности самостоятельной работы обучающихся с ОВЗ. В читальном зале оборудуются специализированные учебные места, на базе парт для обучающихся с ДЦП и инвалидов с регулировкой уровня высоты.
В сенсорную комнату приобретается все необходимое оборудование, чтобы обеспечить комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему обучающихся, создать радостное настроение и ощущение полной безопасности, что не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.
В Центре разработаны локальные акты по базовой организации (дорожная карта, паспорт доступности, положение о ресурсном учебно-методическом центре по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, должностные инструкции сотрудники Центра).
Для оснащения базовой организации материально-техническими средствами и для получения качественного образования инвалидами различных нозологий закупается оборудование для слабовидящих, для лиц с нарушением ОДА, слабослышащих. Адаптирован сайт техникума версией для слабовидящих.
Организуется сетевое взаимодействия в процессе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по программам среднего профессионального образования и профессионального образования.
На базе техникума уже имеются разработанные адаптированные программы для обучающихся с ОВЗ по дисциплинам: «Экология», «Биология», «Химия», «Математика», «Информатика ИКТ», которые помогут инвалидам и лицам с ОВС успешно освоить программу профессионального образования и в дальнейшем получить хорошую работу.
В учебный план введена дисциплина: «Социальная адаптация и основы СПЗ».
Организована деятельность служб содействия трудоустройству выпускников, которые оказывают необходимую консультативную, методическую и психолого-педагогическую помощь по сопровождению при трудоустройстве выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ.
Образование студентов с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными обучающимися возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.