Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности
Автор: Чуева Татьяна Александровна
Рубрика: Образование взрослых и самообразование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (2) апрель 2015 г.
Дата публикации: 10.03.2015
Статья просмотрена: 2046 раз
Библиографическое описание:
Чуева, Т. А. Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности / Т. А. Чуева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/81/ (дата обращения: 16.11.2024).
Согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования приоритетной задачей является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Кроме этого в настоящее время происходит постоянное развитие информационно-образовательной среды школ, что требует от педагогов непрерывного развития ИКТ-компетентности.
Традиционная система повышения квалификации ориентирована на периодичность один раз в пять лет, что крайне недостаточно при высоком темпе развития современных образовательных технологий. Таким образом, педагоги испытывают затруднения в использовании информационных технологий в связи с неподготовленностью и отсутствием непрерывной методической поддержки.
Анализ данной ситуации позволил выявить противоречие между существующими моделями повышения квалификации и необходимостью непрерывного развития ИКТ-компетентности педагога внутри школы. Таким образом, традиционная модель повышения квалификации не соответствует требованиям непрерывного развития ИКТ-компетентности педагогов без отрыва от производства.
Однако непрерывное развитие ИКТ-компетентности без отрыва от производства реализуемо, если выполнить следующие условия:
- создать модель непрерывного повышения квалификации на базе школы;
- в образовательном учреждении создать условия для реализации полученных знаний и умений в педагогическом процессе.
Непрерывное педагогическое образование — это социально-педагогическая система взаимосвязанных форм, этапов, средств, способов подготовки учителя, повышения его профессионального мастерства, развития личностных качеств и способностей в течение всей жизни.
Непрерывное образование стало, пожалуй, самым большим стимулом для современной школы со времени ее оформления в массовую фабрику трансляции знаний и умений. Действительно, важнейшей задачей школы сегодня становится не формирование устойчивого набора знаний и умений, которые останутся с человеком до конца его жизни, а прежде всего воспитание способности производить и получать новые знания на протяжении жизни.
К настоящему времени сложилась система непрерывного образования учителя в три этапа: допрофессиональная подготовка, этап образования и последипломное совершенствование.
Принципами непрерывного образования является принцип непрерывности личного опыта и принцип преодоления разрыва между пространственно-временным воздействием социальной среды и процессами воспитания и образования личности, между нравственным опытом народа, отдельных поселений и общин, всего человечества и опытом, знаниями и умениями, приобретенными в учебно-воспитательных учреждениях, между образно-эстетическим, художественным восприятием и освоением мира и умственным развитием учащихся, между культурной традицией народа, запечатлевшей весь исторический путь освоения мира в данных природно-климатических, экологических, экономических, географических и иных условиях и опытом, знаниями, способами освоения деятельности под воздействием современной социально-культурной, политической и иной ситуации.
В настоящее время одной из главных задач современной школы становится непрерывное образование педагогов без отрыва от производства.
На основании изученной литературы была создана модель непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности внутри школы.
Назначением модели является создание условий в образовательном учреждении для развития ИКТ-компетентности.
Цель модели — способствовать развитию ИКТ-компетентности педагогов в школе.
Основные элементы модели информационно-образовательная среда, непрерывное образование, развитие ИКТ-компетентности педагога в ОУ, педагогический процесс, ученик и учебная деятельность, личность педагога.
Основными факторами оказывающие влияния на элементы модели будут социально-экономический, организационный, технологический, профессиональный.
Специфика курса: основные понятия, требования к уровню подготовки, требования к основным умениям, итоговый результат. Условия обучение без отрыва от производства. Мотив слушателей заключается в необходимости использования ИКТ на уроках и требований профессиональной подготовки педагога.
Способы реализации полученных знаний в педагогической деятельности:
- при подготовке к урокам учитель использует ЭОР и разрабатывает личный дидактический материал на урок;
- оформление документации в печатном виде.
Структура непрерывного образования в аспекте развития ИКТ-компетентности педагогов ОУ имеет функционально-деятельностный характер. Деятельностные составляющие структуры представлены общетеоретической, технологической, дидактической и проектировочной деятельностью, реализуемой с непрерывным сопровождением. Функциональные составляющие описывают зависимость процесса сопровождения от программ развития информационно-образовательной среды ОУ, инновационной деятельности педагогов и реализуемой системы непрерывного образования педагогов.
Пересечение деятельностных и функциональных составляющих порождает свойства модели: 1) соответствие выбранной стратегии развития информационно-образовательной среды ОУ государственному заказу (ФГОСы) на развитие ИКТ-компетентности педагогов; 2) ориентация на насыщение образовательного процесса информационно-коммуникационными технологиями; 3) направленность на непрерывное развитие информационно-образовательной среды ОУ как педагогической системы; 4) рост инновационного потенциала субъектов сопровождения.
Модель непрерывного образования педагогов в аспекте развития ИКТ-компетентности (рисунок 1) представляет собой конструкцию, каждый элемент которой поддерживается определёнными условиями реализации. Центральным элементом является развитие ИКТ-компетентности, которое влияет на такие элементы как педагог и педагогический процесс, ученик и учебная деятельность, личность педагога. Стимулирующими элементами для развития ИКТ-компетентности является непрерывное образование и информационно-образовательная среда.
Успешность решения методических проблем педагогов обеспечивается педагогическими условиями. Условия реализации модели обеспечивают результативность развития ИКТ-компетентности педагогов ОУ. Сопровождение педагогов гарантирует успешность решения методических проблем педагогов, при оперировании актуальным состоянием информационно-образовательной среды ОУ, при использовании приёмов конструирования и оптимизации образовательного процесса в информационно-образовательной среде.
Технологические условия формируют технологическую среду непрерывного развития ИКТ-компетентности педагогов, определяют форму ресурсов, технологическое обеспечение каждого этапа и особенности реализации взаимодействия педагогов в зависимости от уровня их ИКТ-компетентности.
Для выявления эффективности описываемой модели непрерывного образования педагогов в аспекте развития ИКТ-компетентности применяется оценка результативности описанной модели. Эффективность реализации данной модели определяется критериями востребованности ИКТ-компетентности, проявляется в динамике развития личности педагога, он станет более организован, активен, будет обладать таким качеством как ригидность, у педагога появиться инновационный потенциал.
Рис. 1.Модель непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности внутри школы
Непрерывность образования реализуется путем организации непрерывного развития ИКТ-компетентности педагогов внутри школы.
При этом должен быть выполнен ряд условий: определение основной проблемы; определение поля методической деятельности (утверждено положение о проведении курсов, наличие материально-технической базы, сформирована группа участников эксперимента, создана программа курса, определен график работы со слушателями); выбор учебно-методического ресурса и способа его освоения; выбор результата («продукта деятельности педагога»).
Внедрение модели развития ИКТ-компетентности педагогов в деятельность образовательного учреждения требует взаимного сотрудничества и поддержки со стороны администрации и педагогов. Администрация школы создает необходимые условия для сотрудничества и взаимодействия между педагогами, и осознает необходимость внедрения модели развития ИКТ-компетентности педагогов без отрыва от производства.
Реализовать модель развития ИКТ-компетентности педагогов внутри школы нужно для того, чтобы учитель смог повысить свою ИКТ-компетентность.
Модель развития предполагает проведение курсов внутри школы, которые будут способствовать развитию ИКТ-компетентностидля применения ИКТ в педагогической практике. Достаточно хороший пользовательский уровень учителя-предметника является залогом успешного применения им ИКТ-технологий в своей повседневной работе, но часто именно краткосрочные специализированные курсы повышения квалификации дают учителю-предметнику необходимый толчок, и он уже целенаправленно проходит к выводу, что необходимо непрерывно развивать ИКТ-компетентность.
Для педагогов создается программа курса для развития ИКТ-компетентности. Эта программа начинается с ознакомления с возможностями компьютера в школьном образовании. За этим следует этап повышения квалификации или модулей переподготовки, в ходе, которого педагог осваивает компьютер в применении к своей профессиональной деятельности и параллельно планирует это применение в информационной среде.
При созданных условиях идет трансформация личности педагога и педагогического процесса с более полной реализацией требований к результатам освоения образовательной программы, задаваемым ФГОС, в том числе — в направлении формирования ИКТ-компетнтности педагога и обучающихся, формирования универсальных учебных действий, повышается эффективность освоения отдельных предметов. Получение знаний в области ИКТ-компетентности во много раз повысят стремление педагогов к самообразованию. Достижение компетентности в вопросах ИКТ-компетентности требует понимания того, что данная совокупность способностей не является чем-то несвойственным для учебного плана, наоборот, это должно быть вплетено в структуру, содержание и результаты учебных планов. Такая интеграция также способствует расширению спектра возможностей для будущего развития и внедрению методов обучения, которые базируются на принципах разрешения проблем, наглядности, исследовательности. Направляемый сопровождающим и использующий различные приложения, педагог усваивает содержание курса на более глубоком уровне, чем, если бы это были просто лекции или чтение дополнительной литературы. Получив полный комплекс знаний, педагог будет чаще использовать свои мыслительные способности для того, чтобы становиться все более продвинутым пользователем информационных ресурсов, независимо от того, где они хранятся, в каком формате представлены. Таким образом, педагог значительно повышает свои возможности в процессе собственного образования.
Для того чтобы реализовать модель, нужно определиться, как и где педагог будет заниматься. Основным условием для осуществления составленного плана является проведение курсов без отрыва от производства, поэтому занятия будут, проводятся в школе без отрыва от производства, после уроков.
Таким образом, для непрерывного образования педагогов выявлена необходимость создания и внедрения описанной модели непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности в деятельность образовательного учреждения через систему учебных занятий с основной целью — создать условия, при которых педагоги повышают свою ИКТ-компетентность без отрыва от производства.
Литература:
1. Федеральная целевая программа развития образования на 2010–2015 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 N163-р. [Электронный ресурс], режим доступа http://www.mon.gov.ru/edu-politic/priority/2048/
2. Актуальные проблемы современного образования: учебно-метод. пособие: сборник [Текст] Отв. ред. В. Г. Воронцова, C. B. Алексеев. — СПб.: СПбГУП, 2002. 238 с.
3. Андреев, A.A., Каплан, C.JI., Кинелев, В. Г. Преподавание в сети Интернет: Учеб.пособие [Текст]Отв. ред. В. И. Солдаткин. М.: Высшая школа, 2003.-792 с.
4. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст]В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. — № 11. -С.3–13.
5. Вершловский, С. Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена [Текст] монография / С. Г. Вершловский. СПб: СПбАППО, 2008. — 151 с.
6. Горбунова, JI. H. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система [Текст]JI. H. Горбунова, A. M. Семибратов // Педагогическая информатика, № 3.- 2004.-С. 3–10.
7. Горюнова, М. А. Распределённая модель повышения квалификации педагогов в сфере информационных и коммуникационных технологий [Текст]автореф. дис..канд. пед. наук: 13.00.08 / М. А. Горюнова; СПб,: 2006. -22 с.
8. Гребёнкина, JI. K. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования [Текст]дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Л. К. Гребёнкина; М.: 2000. 441 с.
9. Сидорова, Е. В. Развитие информационной компетентности учителя как условие эффективного решения профессиональных задач [Текст] дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Сидорова; СПб., 2006. 166 с.