Модель формирования самообразовательной компетентности учителя английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Халзакова, Л. А. Модель формирования самообразовательной компетентности учителя английского языка / Л. А. Халзакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 423-427. — URL: https://moluch.ru/archive/38/4404/ (дата обращения: 16.12.2024).

Динамичность общественного развития предполагает, что профессио­нальная деятельность человека не предопределена на весь период его про­фессиональной карьеры и требует непрерывного образования, постоянного повышения своей профессиональной компетентности. Необходимость не­прерывного обновления знаний и компетенций, в частности, способность к постоянному обучению как важнейшее качество, определяющее конкуренто­способность человека на рынке труда подчеркивается в справке по вопросу «О проекте концепции непрерывного образования» от 23 февраля 2011 года [7].

В основу системы формирования самообразовательной компетентности учителя положены профессиональный стандарт педагогической деятельности и педагогические компетенции, описанные в методике оценки уровня квали­фикации педагогических работников В. Д. Шадрикова и И. В. Кузнецовой. В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической дея­тельности под компетентностью понимается новообразование субъекта дея­тельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, пред­ставляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [6, с. 8].

Ряд исследователей В. А. Козырев, А. П. Тряпицына и И. С. Батракова установили сущностные признаки компетентности, которые обусловлены по­стоянными изменениями, происходящими в мире, и определили требования к «успешному взрослому»:

  1. Компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях.

  2. Компетентность проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации [4, с. 9].

В этой связи профессиональный стандарт педагогической деятельности включает компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональ­ных задач в следующих областях: постановка целей и задач педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности; обеспечение информацион­ной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятия педагогических решений; организация учебной деятельности [6, с. 8]. В. Д. Шадриков и И. В. Кузнецова отдельно выделяют компетентность в области личностных качеств, раскрывая ее суть через три ключевых показателя: эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность, общая культура [6, с. 8].

В соответствии с компетентностным подходом и положениями профес­сионального стандарта педагогической деятельности обосновывается пони­мание самообразовательной компетентности как совокупности ключевой, ба­зовой и специальной компетентностей. Если ключевые компетентности про­являются в способности решать профессиональные задачи на основе исполь­зования информации, коммуникации, то базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпред­метной сферы профессиональной деятельности [4, с. 8].

В этом плане методологическими подходами к изучению феномена само­образовательной компетентности учителя являются положения психоло­гии профессионализма А. К. Марковой и концепция самообразования А. В. Баранникова. А. К. Маркова в качестве базового принципа собственного под­хода формулирует психологический механизм повышения квалификации – перестраивание уже сложившейся профессиональной деятельности, который предполагает включение нового действия в состав сформированной деятель­ности, нового модуля профессии или новых профессиональных задач в структуру профессиональной деятельности; изменение мотивационных уста­новок или придание им нового смысла; изменение профессиональных само­оценок; овладение новыми приёмами профессионального мышления [5, с. 233]. Иными словами, психология профессионализма А. К. Марковой обосновы­вает идею о том, что человек проявляет себя в самоорганизации, самодея­тельности и самообразовании. Перечисленные идеи позволяют рассматри­вать самообразование, во-первых, в качестве важнейшего компонента обра­зовательного процесса, позволяющего реализовать личностные потребности и духовные интересы человека на основе самостоятельных действий, направ­ленных на усвоение современной общечеловеческой культуры и повышения уровня своей образованности и качества жизни. Во-вторых, самообразование обозначает процесс индивидуального совершенствования, в ходе которого человек систематически развивает свои познавательные способности, инте­ресы и творческие возможности, а также самостоятельно углубляет свои зна­ния [2, с. 60]. В результате специфическим феноменом и порождением этих концеп­ций предстает теоретико-методологическая система формирования самооб­разовательной компетентности учителя, основными компонентами которой являются принцип и условия.

Анализ положений компетентностного подхода, примененного в разра­ботке профессионального стандарта педагогической деятельности, психоло­гии профессионализма и концепции самообразования позволяет выявить принципы формирования самообразовательной компетентности: принцип непрерывности, принцип индивидуализации, принцип самоорганизации, принцип деятельности (творческой самодеятельности (Е. С. Чеботарева) и принцип рефлексии. Соответственно, в качестве условий формирования самообразовательной компетентности учителя выступают: информационно-образовательная среда (мобильное обучение) и рефлексивная среда. Первое условие ориентировано на развитие виртуальной мобильности учителя сель­ской школы. Учитель «погружается» в творческую деятельность, направлен­ную на самореализацию, которая содействует формированию самообразова­тельной компетентности. Рефлексивная деятельность учителя основывается на самопознании и самоанализе, и рассматривается в свою очередь как спо­соб саморазвития (Н. П. Эпова). В целом, это означает, что весь процесс фор­мирования самообразовательной компетентности строится при реализации условий информационно-образовательной среды и рефлексивной среды, и может быть представлен в контексте таких категорий, как «квалификация», «инновационность», «мобильность», «успешность», «продуктность» и «ре­презентативность»:

  • категории «квалификация», «инновационность», «мобильность» опре­деляют условия и характер формирования самообразовательной компетент­ности, его взаимосвязь с опытом творческой деятельности в информационно-образовательной среде;

  • в контексте категорий «успешность», «продуктность» и «репрезента­тивность» актуализируется рефлексия самообразования, иными словами, рефлексивная среда.

Таким образом, представление о сущности и логике формирования само­образовательной компетентности учителя предполагает знание:

  • педагогических компетенций;

  • профессионального стандарта педагогической деятельности;

  • системы формирования самообразовательной компетентности учи­теля с учетом следующих принципов: непрерывности, индивидуализации, самоорганизации, деятельности (творческой самодеятельности (Е.С. Чебота­рева) и рефлексии, и условий информационно-образовательной и рефлек­сивной среды.


В рамках указанной выше модели формирования самообразовательной компетентности учителя развивается система тьюторства в профессиональ­ном образовании педагогов, связанная с именами Е. Н. Васильевой и др. Речь идет о формировании и подготовке для работы на местах специально подго­товленных тьюторских команд, способных, согласно Е.Н. Васильевой, прив­нести изменения в профессионализм учительства на современном этапе раз­вития образования, организуя специальную деятельность с другими педаго­гами района [3, с. 32]. Возникает необходимость использования дистанционного сопро­вождения деятельности районных тьюторских команд. В дистанцион­ном сопровождении профессиональной деятельности тьюторских команд ор­ганизуется гибкое обучение в условиях дистанционности. В практике работы с районными тьюторскими командами организуется сетевое коммуникатив­ное взаимодействие обучающихся по принципу сетевых технологий.

По мнению В. В. Анненкова, площадкой непрерывного самообразова­ния могут стать блоги, вики и другие средства Интернет. Повседневные диа­логи в блогах проясняют позиции разных участников, содействуют развитию рефлексии, формируют убеждения, а при надлежащей организации дискус­сий помогают коллективной постановке проблем и поиску их решения [1]. Для учителей сельских школ ведется блог http: //ludmila.blogspot.com/, где прово­дятся мастер-классы.

Учителя английского языка Агинского округа в рамках проекта «» ос­воили такие интернет-технологии как: Wiki (вики) http: //proper-ty.wikispaces.com/, Frappr http: www.frappr.com/?a=constellation_map&mapid=68719964506 (сайт для созда­ния карты и обозначения себя на ней), Bubbleshare http: www.bubbleshare.com (сайт для размещения фотографий и создания слайдшоу), Podcast http: //podomatic.com/

В целях формирования самообразовательной компетентности учителей английского языка осуществляется руководство научно-исследовательской работой учителей в области применения ИКТ-технологий; ведутся исследо­вания в следующих направлениях: 1. Методический потенциал блогов в обу­чении английскому языку; 2. Подкасты/аудиоблоги как средство для совер­шенствовании навыков говорения и аудирования; 3. Вебсредства синхронной коммуникации Skype и Yahoo Messenger как средства совершенствования навыков чтения, письма, аудирования, говорения. 4. Вебквест как модель ис­пользования Интернет-ресурсов в преподавании английского языка.

Исследователем разработана программа и сайт учебного курса «Ин­тернет-ресурсы в самообразовании учителей английского языка». Задача курса состоит в подготовке учителей, направленной на формирование их са­мообразовательной компетентности в области ИКТ, включающей следую­щее:

  • основные современные информационные и коммуникативные сер­висы Интернет

  • правила интернет этикета

  • принципы, формы, методы и технологии обучения иностранным язы­кам средствами интернет.

Курс «Интернет-ресурсы в самообразовании учителей английского языка» состоит из 14 тематических модулей:

  1. Введение в курс

  2. Синхронные средства интернет коммуникации

  3. Блоги. Методический потенциал блогов в преподавании иностран­ных языков.

  4. Вики как средство для создания коллективных творческих проектов.

  5. Видео интернет ресурсы в учебном процессе.

  6. Виртуальные классы (Opensource whiteboard)

  7. В помощь учителю английского языка

Комплексное научно-методическое обеспечение учебного курса «Ин­тернет-ресурсы в самообразовании учителей английского языка» служит формированию у учителей виртуальной мобильности, которая обеспечивает их успешность в профессиональной деятельности. Так, на базе Агинского окружного института повышения квалификации работников социальной сферы ежегодно проводится окружной конкурс методических портфолио учителей английского языка. Одним из требований конкурса является соот­ветствие положениям Европейского языкового портфеля для филологов (преподавателей языка, письменных и устных переводчиков). Электронное портфолио учителя английского языка МОУ «Узонская средняя общеобразо­вательная школа» Баирмы Владимировны Дашидоржиевой был представлен на Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Молодой учитель года -2010» (Владивосток). Данный конкурс способствует развитию рефлек­сивной культуры педагога и стремлению к саморазвитию, самообразованию, самооценке, самоанализу. Утверждение Е.О. Ивановой, И.М. Осмоловской о том, что способность к рефлексии выступает одной из главных характери­стик творчества, основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста, вполне правомерно.

В реализации идей концепции информационно-образовательной среды, обеспечивающих приобретение учителем личностного опыта самооценки и самосознания значимую роль играет организация конкурса «Медиапедагог». В рамках окружного конкурса «Медиапедагог» учитель английского языка МОУ «Алханайская средняя общеобразовательная школа» И.Т. Бальжитова выиграла грант по программе ПНПО «Поддержка талантливой молодежи». Ряд учителей английского языка Ц.Б. Бадмаева, Э.Ч. Бадмаева, Т.Б. Рабса­лова стали призерами и победителями конкурса «Медиапедагог» окружного и краевого уровня.

Можно констатировать, что формирование самообразовательной компе­тентности учителя предполагает не столько высокий уровень развития рефлексии, сколько развитие творческого мышления. А это значит уметь са­мостоятельно организовывать свою продуктивную творческую деятельность. Проектирование электронных учебников позволяет активно изменять и со­вершенствовать ход и результаты познания; управлять процессом самообра­зования. Этому способствует ежегодный окружной конкурс электронных учебников. Электронный учебник по говорению Бальжимы Владимировны Дашидоржиевой удостоен диплома Всероссийского конкурса педагогов «Об­разование: взгляд в будущее» (Сочи).

В системе повышения квалификации информационно-коммуникацион­ные технологии расширяют возможности информационно-образовательной среды. Необходимостью оказываются разработка и презентация сайтов учи­телей. Соглашаясь с позицией И.Г. Захаровой, рассматривающей построение учебно-методического комплекса на основе информационных технологий, мы склонны считать, что этот результат может быть достигнут не только пу­тем использования ИКТ, но и на основе активной творческой деятельности самих учителей, формирования ими в процессе самообразования базы собст­венных мультимедийных продуктов. В нашем опыте эта идея находит свое­образное решение, например, в организации окружного конкурса районных методических объединений «Методический ринг», предусматривающего создание сайта районного методического объединения учителей английского языка.

При Агинском окружном институте повышения квалификации работни­ков социальной сферы в рамках ежегодных длительных курсов по­вышения квалификации учителей первый модуль программы посвящен ИКТ-компетентности учителя, в том числе с учетом дистанционной под­держки и консультирования. Следует отметить, что развитие системы дис­танционного повышения квалификации учителей английского языка сопро­вождается проведением проблемных курсов по освоению ИКТ-технологий. Учителя проходят обучение по дистанционным учебным курсам «Примене­ние Интернета в исследовательской деятельности», «Веб-мастеринг, или Ос­новы сайтостроения».

Организация подготовки учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий предполагает создание банка тестовых зада­ний в программе MyTest и Hot Potatoes. Разработка учителями сайтов, элек­тронных учебников, банка тестовых заданий индивидуализирует процесс непрерывного профессионального самосовершенствования.

Таким образом, как показывает наша практика, информационно-образо­вательная среда позволяет реализовать дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу учителей, обеспечивая тем самым целенаправленное формирование их самообразовательной компетентности.

Процесс самообразования в информационно-образовательной среде на­правлен на создание опыта обращения с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учителя.


Литература:

  1. Анненков В. В. Блоги как среда для непрерывного образования взрослых // Образовательная среда сегодня и завтра: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. М.: Рособразование, 2006.

  2. Баранников А. В. Самообразование и компетентностный подход – качественный ресурс образования: Теория и практика. М.: Московский центр качества образования, 2009. С.60

  3. Васильева Е. Н. Тьюторство как механизм непрерывного профессионального образования педагога // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. №6. С. 32-37

  4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004 С.9

  5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.С.233

  6. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В. Д. Шадрикова, И. В. Кузнецовой. М. 2010.С.8.

  7. Справка по вопросу «О проекте концепции непрерывного образования». 22 февраля 2011. Режим доступа: www.mon.gov.ru

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, педагогическая деятельность, самообразовательная компетентность учителя, самообразовательная компетентность, информационно-образовательная среда, профессиональная деятельность, профессиональный стандарт, рефлексивная среда, окружной конкурс, самообразование учителей.


Похожие статьи

Модель формирования лингвистической компетентности будущих инженеров технического профиля

Условия формирования информационной компетентности учителя биологии

Некоторые проблемы формирования иноязычной речевой компетентности будущего специалиста

Роль компетентностного подхода в системе школьного образования

Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе изучения информатики

Педагогические условия развития этической компетенции учителей начальных классов

Развитие профессиональной компетенции учителя иностранного языка у студентов педагогических ВУЗов

Компоненты, критерии и показатели коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы

Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации

Содержание и технология формирования гражданской позиции у будущих учителей

Похожие статьи

Модель формирования лингвистической компетентности будущих инженеров технического профиля

Условия формирования информационной компетентности учителя биологии

Некоторые проблемы формирования иноязычной речевой компетентности будущего специалиста

Роль компетентностного подхода в системе школьного образования

Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе изучения информатики

Педагогические условия развития этической компетенции учителей начальных классов

Развитие профессиональной компетенции учителя иностранного языка у студентов педагогических ВУЗов

Компоненты, критерии и показатели коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы

Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации

Содержание и технология формирования гражданской позиции у будущих учителей

Задать вопрос