В статье самообразование педагога определяется как одна из основных задач системы образования. Педагог должен ежедневно стремиться к самосовершенствованию, повышать уровень своего педагогического образования, демонстрировать профессионализм и мобильность в своей сфере деятельности. От уровня профессиональной подготовки педагогов зависит образовательный уровень всего молодого поколения. Постоянно занимаясь самообразованием, педагог может задать свой вектор саморазвития и тем самым повысить уровень развития личности своих воспитанников, как самостоятельной ячейки системы образования, так и всего общества. Важно доказать ребенку, что образовательный процесс является неотъемлемой частью жизни человека и не может заканчиваться получением знаний. Образовательный процесс длится всю жизнь.
Ключевые слова: образовательная среда, самообразование, воспитание, воспитательная деятельность, пространство.
Самообразование — важнейшая система духовно-идеологического самовоспитания. Необходимость самообразования определяется, с одной стороны, деятельностью педагогов и их социальной ролью, а с другой — тенденцией к непрерывному образованию. Тенденция к непрерывному образованию связана с постоянно меняющимися условиями учебного труда, потребностями общества, постоянно возрастающими требованиями к человеку, его способностью перестраивать свою деятельность, быстро и адекватно реагировать на готовность квалифицированно решать новые и важные задачи.
Суть самообразования заключается в возрастающей потребности педагога в самореализации и удовлетворении познавательной деятельности через непрерывное образование. Речь идет об овладении навыками и культурой умственного труда, умением преодолевать трудности, способностью к самостоятельной работе над собой и профессиональному совершенствованию.
Педагогическое мастерство основано на объединении знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта — информационных технологий. Крайне важно уметь получать информацию из различных источников, использовать ее и создавать самостоятельно.
Основными принципами самообразования являются переход от низших ступеней к высшим, непрерывность, целеустремленность, единство общего и специального образования, взаимосвязь и преемственность, доступность и перспективность. Способность к самоуправлению — это способность преодолевать противоречия в развитии образовательного процесса усилиями его участников, понятие термина самообразование. Она заключается в постановке целей, проектировании нового состояния образовательной системы и этапов его достижения, корректировке образовательного процесса, объективном анализе его хода и результатов, выдвижении новых перспектив.
Опыт исследований в педагогической литературе позволяет рассматривать природу самообразования достаточно широко. Один определяет сущность самообразования как творческую деятельность и самостоятельное приобретение знаний в соответствии с интересами студента; другой рассматривает самообразование как личностно согласованную, целенаправленную, профессионально значимую, самостоятельную познавательную деятельность, целью которой является самосовершенствование.
В течение жизни людям приходится менять сферу деятельности. Выбор, сделанный после окончания вуза, не всегда является осознанным. Для того чтобы заниматься любой работой, человеку необходимо развивать определенные навыки. Навыки самообразования — самые важные навыки, которыми должен обладать высококвалифицированный специалист.
Самообразование — это постоянное самообучение. Оно функционирует как один из механизмов, превращающих репродуктивную деятельность человека в деятельность, приближающую его к творчеству, и его значимость отражается в возрастающей потребности педагогов в реализации познавательной активности и самореализации через непрерывное образование.
Суть самообразования заключается в умении преодолевать проблемы и самостоятельно работать над своим совершенствованием, в том числе и профессиональным.
Одним из основных показателей профессиональной компетентности педагога является способность к самообразованию, которая проявляется в признании несовершенства текущего состояния образовательного процесса и стремлении к росту и самосовершенствованию. Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению прогрессивного опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первый шаг в совершенствовании профессионального педагогического мастерства. Уровень обучения и воспитания подрастающего поколения напрямую зависит от повышения качества подготовки молодых воспитателей. При этом эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций бессмысленна без процесса самообразования. Именно поэтому самообразование необходимо каждому учителю.
Сегодня невозможно приобрести профессионализм, лишь единожды продемонстрировав навыки и знания. Чтобы стать профессионалом, необходимо постоянно получать знания из разных источников и применять их на практике.
Самообразование и саморазвитие — важнейшие понятия в самообразовании человека. Это и изучение научной литературы, и участие в курсах повышения квалификации, и посещение конференций и мастер-классов и т. д.
Стремительное развитие информационных технологий меняет условия самообразования. Интернет способствует виртуальной интеграции педагогических сообществ и стимулирует самосовершенствование, саморазвитие и решение основных проблем самообразования.
Самообразование может быть продуктивным, если педагоги умеют оценивать себя, готовы к изменениям, владеют методами самоанализа и самосознания, способны к рефлексии, направленной на воспоминание собственных действий и чувств, анализ собственной деятельности. Такая работа направлена на улучшение образования и обучения и совершенствование методологии. Самообразование способствует достижению и реализации конечных результатов образовательной деятельности:
— поиск и внедрение эффективного направления образовательного процесса, основанного на современных методах обучения, и общее развитие учащихся;
— активизация познавательной деятельности учащихся на основе их собственной инициативы;
— участие всех педагогов в методической работе
— модификация программы обучения с учетом направления изучаемой технологии;
Вопрос профессионального развития педагога как специалиста является одной из основных проблем в сфере системы образования. Существуют различные подходы к решению задач непрерывного педагогического образования, создания условий для самостоятельной работы, приобретения современных знаний в области педагогики, психологии, информационных технологий и общекультурной подготовки. Важно, что при этом необходимо использовать такие формы организации, которые, с одной стороны, стимулируют их развитие, а с другой — отвечают интересам большинства учителей.
Новые формы организации педагогических советов и семинаров по актуальным проблемам образования играют ведущую роль в выполнении требований Национальных образовательных стандартов по совершенствованию системы управления знаниями. Назрела необходимость качественного обновления традиционных форм формирования компетентности педагогов.
Сегодня все эти традиционные формы наполняются новым содержанием и соответствуют современным требованиям к учителю.
Успешность процесса самовоспитания определяет личность педагога. Педагог должен в полной мере использовать все богатые достижения, накопленные психолого-педагогической теорией и практикой, реализуя те или иные педагогические технологии, в некоторых случаях изменяя их, а иногда создавая новые, более подходящие для саморазвития.
Профессиональное развитие считается эффективным, когда воспитатель переходит к творческому переосмыслению содержания своей работы, которое является для него хорошей основой и реализуется через различные формы методической деятельности.
На данном этапе общество переживает самые глубокие изменения за всю свою историю. Главный девиз информационного общества — образование для всех. Самообразование — основа работы педагога, поэтому самовоспитание и саморазвитие приводят к тому, что учитель всю жизнь стремится учиться, и являются показателями его профессиональной компетентности.
Современный педагог никогда не считает свое образование завершенным, а свою профессиональную философию окончательно сформированной. Это связано с тем, что стать авторитетной фигурой — значит быть компетентным не только в делах современных воспитанников, но и в образовательном сообществе в целом.
Воспитатель должен быть авторитетом для подрастающего поколения. Это главная задача педагога, и только тогда воспитанники смогут понять то, что пытается донести педагог. Результатом усилий воспитателя является улучшение сотрудничества с воспитуемыми, что определяет рост его профессионального педагогического мастерства.
Литература:
- Голиков Н. А. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога: условия, способы, технологии реализации // Вестник ТюмГУ. 2020. №
- Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2010. — 448 с.
- Ширшина, Н. А. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/ сост. Н. В. Ширшина. — Волгоград: Учитель, 2019. — 277 с.