Информатизации профессионального образования как условие реализации приоритетов модернизации отечественного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Дата публикации: 08.11.2013

Статья просмотрена: 422 раза

Библиографическое описание:

Магомедов, Ш. А. Информатизации профессионального образования как условие реализации приоритетов модернизации отечественного образования / Ш. А. Магомедов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4421/ (дата обращения: 17.12.2024).

Анализируя современное состояние отечественного образования, следует отметить, что приоритеты реализации образовательного потенциала информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и проблем информатизации общего и профессионального образования направлены не на методологическим, а технико-технологическим подходам, ориентированным на получение результата лишь в области технического оснащения учебного заведения и технологической подготовке.

Технология подготовки будущего учителя информатики не опирается на научно-педагогическую базу и ориентирована на технологические аспекты обучения учителей в области владения средствами ИКТ (ведение делопроизводства, создание презентаций, использование Internet и т. д.), в результате чего не удовлетворяет запросам рынка труда современного информационного общества.

Реализация потенциала теоретико-методологических разработок не находят должного внимания в процессе формирования у будущего учителя информатики профессиональной компетентности в вопросах применения ИКТ при освоении информационных ресурсов Internet, информационного взаимодействия в локальных и глобальной сетях, при самостоятельном извлечении и представлении знания [1, с. 89].

Новые целевые установки в системе образования основываются на приоритете человеческой личности, которая должна стать главной ценностью образования. Это проявляется в различных направлениях развития образования: в построении системы непрерывного образования, в появлении форм альтернативного образования, в разработке новых подходов к формированию содержания образования. В таких условиях вопрос совершенствования содержания методической подготовки будущего учителя информатики получает все большую актуальность.

Изменился характер профессиональной деятельности учителя информатики, и в связи с этим изменились «удельные веса» отдельных компонентов профессиональной подготовки учителя информатики в сторону усиления методической подготовки, отражающей ведущие компоненты деятельности учителя информатики — гностический, проектировочный и т. д.

Становление непрерывной системы обучения специалиста предполагает повышение роли самообразования, что особенно актуально для учителя информатики в связи с большим динамизмом изменения методической системы обучения информатики в школе, постоянным расширением сферы применения компьютерных технологий в образовании [3, с. 237].

Выделенные факторы предопределяют направления совершенствования системы подготовки будущих учителей информатики

Первое направление предполагает преодоление несоответствия между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества, через использование так называемого компетентностного подхода к формированию учебных планов и программ.

Второе направление связано с пересмотром структуры учебных планов, программ. На наш взгляд, принципы формирования учебного плана и учебных программ должно вобрать в себя множество факторов (содержание, цели, умения, формы обучения и самообразования и т. д.), что вполне возможно, потребует разработки этих документов гипертекстовой форме.

Третье направление предполагает изменение структуры учебных программ через обеспечение выбора приоритетов, как средства упорядочения большого числа отдельных учебных действий, с которыми обучаемые постоянно сталкиваются в образовательном процессе.

Система непрерывной подготовки будущего учителя информатики направлена на подготовку к использованию ИКТ в профессиональной деятельности, включающая теоретическую и практическую подготовку, педагогическую практику, дает необходимый фундамент для дальнейшего развития профессиональных качеств личности учителя.

Использование ИКТ в образовании, обеспечивая благоприятные условия для саморазвития личности в рамках информационно-образовательной среды, создает условия для целенаправленного, теоретически обоснованного развития компонентов информационной культуры учителя информатики как неотъемлемой составляющей общей культуры, отражающей степень подготовленности личности к самоопределению, саморазвитию, самореализации в условиях современного информационного общества.

Становление и развитие информационной культуры личности учителя информатики в проектируемой информационно-образовательной среде может быть обеспечено путем увеличения степени свободы и активности реализации профессиональных качеств, среди которых:

-                   технологический компонент информационной культуры, включающий способы и приемы педагогической деятельности на базе средств ИКТ при решении педагогических задач;

-                   личностно-творческий компонент информационной культуры как способность личности педагога реализовать механизмы присвоения выработанных педагогических ценностей, преобразовывать и интерпретировать их в научно-педагогической деятельности;

-                   акмеологический компонент информационной культуры предполагает овладение технологиями, определяющие формированность всей совокупности педагогических ценностей, знаний и умений, составляющие гуманистическую основу педагогической деятельности;

-                   инновационный компонент информационной культуры предполагает включение в педагогическую деятельность средств ИКТ, умение создавать определенную информационно-образовательную среду обучения.

Результатом введения инновационных педагогических технологий является повышением эффективности обучения и достижения более высоких образовательных результатов. Это обусловлено тем, что у всех участников образовательного процесса появляются новые дополнительные образовательные возможности, направленные не удовлетворение индивидуальных образовательных запросов обучаемых. Понятие ”инновация” применительно к педагогическим процессам означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и организацию совместной деятельности участников учебного процесса.

Темпы обновления инновационных технологий обучения требует разработки адекватного содержания образования и соответствующих технологий обучения. Выявляющаяся за последние годы низкая эффективность предпринимаемых усилий по модернизации образования в нашей стране настоятельно диктует необходимость использования образовательного потенциала в педагогической науке с целью усиления его опережающей функции. Эффективность внедрения и развития ИКТ в учебном процессе зависит от развития фундаментальных исследований по теории и практики обучения, от выявления новых закономерностей этого сложного структурного процесса в условиях постоянного расширения информационно-образовательного пространства, развития непрерывного, личностно-ориентированного, полифункционального образования, что предполагает постоянный поиск технологий совершенствования содержания подготовки будущего учителя информатики в сфере ИКТ и осмысления его результатом [2, с. 47].

Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого предполагает, реализацию интенсивных форм и методов обучения, повышение мотивации обучения за счет интерактивного взаимодействия пользователя с виртуально представленными на экране изучаемыми или исследуемыми объектами.

В связи с изменением содержания компонентов педагогической деятельности учителя информатики адекватно требует:

-          совершенствование содержание подготовки в области ИКТ и квалификационной характеристики такой подготовки;

-          выявление условий формализации знания с отходом от линейных форм представления учебного материала, что позволяет реализовать возможностей современных технологий информационного взаимодействия (мультимедиа, телекоммуникации, гипертекст, гипермедиа и т. д.);

-          интеграцию предметных областей и разработку структуры и содержания распределенного информационного ресурса корпоративных сетей и систем открытого образования.

Приоритетными направлениями исследований в области развития теоретической базы информатизации общего и профессионального образования в условиях глобальной массовой коммуникации современного общества являются:

-          реализация дидактических возможностей средств ИКТ в процессе преподавания общеобразовательных и специальных учебных дисциплин.

-          методика преподавания школьных дисциплин с использованием электронных изданий образовательного назначения и прикладных программ общего пользования.

-          методика использования инструментальных программных средств разработки педагогических приложений, реализованных в электронном виде.

-          информационное взаимодействие в Интернет на базе использования распределенного информационного ресурса образовательного назначения.

-          экспертиза и сертификация педагогической продукции, реализованной на базе средств ИКТ.

-          средства и системы автоматизации психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального уровня их развития.

-          защита и коммерциализация интеллектуальной собственности, реализованной в электронном виде.

-          автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений) на базе средств ИКТ.

-          единое информационное образовательное пространство, реализованное на базе локальных и глобальной сетей.

-          возможные негативные последствия использования средств ИКТ.

-          информационная безопасность в сфере информатизации образования.

Кроме того, использование средств ИКТ в целях повышения качества и эффективности образовательной и управленческой деятельности в образовательном учреждении предполагает: создание моделей инновационных и совершенствование существующих педагогических технологий, функционирующих на базе средств ИКТ; разработку автоматизированной системы учета текущей успеваемости и итогового тестирования на основе средств ИКТ; автоматизацию внутришкольного управления на базе методологии системного и квалиметрического подходов; разработку систем автоматизации ведения делопроизводства в учебном заведении.

Литература:

1.         Информационные технологии в российском образовании/сост.: И. Б. Шиян; автор идеи А. И. Адамский. — М.: Эврика,2003.-144с.

2.         Коротеева, О. С. Новые образовательные технологии в информационном пространстве/ О. С. Коротеева, Л. В. Хорева //Образовательные технологии.-2008.-№ 2.-С.64–74.

3.         Цифровые образовательные ресурсы в школе: вопросы педагогического проектирования: сб. учеб.-методич. материалов для пед. вузов /Нац. Фонд подг. кадров. — М.: Унив. кн.,2008.-557с.

Основные термины (генерируются автоматически): будущий учитель информатики, ИКТ, баз средств, информационная культура, информационное взаимодействие, учебное заведение, глобальная сеть, методическая подготовка, образовательное назначение, образовательный потенциал.

Похожие статьи

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Создание единого социокультурного образовательного пространства как одна из приоритетных задач современного образования

Формирование и развитие образовательного кластера как часть механизма интеграции вузовской науки в инновационную национальную систему

Повышение профессионального уровня педагогов как необходимое условие повышения качества образования

Развитие технической грамотности как основа самореализации личности в социальной среде

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста

Модернизация трудового обучения на основе требований рыночной экономики как фактор формирования гармонично развитого поколения

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы обучающихся

Креативность как основа инновационной педагогической деятельности

Похожие статьи

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Создание единого социокультурного образовательного пространства как одна из приоритетных задач современного образования

Формирование и развитие образовательного кластера как часть механизма интеграции вузовской науки в инновационную национальную систему

Повышение профессионального уровня педагогов как необходимое условие повышения качества образования

Развитие технической грамотности как основа самореализации личности в социальной среде

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста

Модернизация трудового обучения на основе требований рыночной экономики как фактор формирования гармонично развитого поколения

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы обучающихся

Креативность как основа инновационной педагогической деятельности