Формирование информационной компетентности будущего педагога гуманитарного профиля
Автор: Царева Маргарита Игоревна
Рубрика: Теория и методика профессионального образования
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (9) июль 2017 г.
Дата публикации: 05.07.2017
Статья просмотрена: 532 раза
Библиографическое описание:
Царева, М. И. Формирование информационной компетентности будущего педагога гуманитарного профиля / М. И. Царева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 3 (9). — С. 39-43. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/64/2604/ (дата обращения: 16.12.2024).
Главное направление парадигмы образования, помимо воспитывающего и обучающего воздействия педагога на обучаемого направлено на личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие и, в то же время, служит основой самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования. Необходимо отметить, что информационные технологии помогают педагогу реализовать весь свой творческий потенциал, профессионализм и компетентность в своей профессии [4, с. 27].
Под формированием информационной компетентности, будем понимать процесс приобретения устойчивых информационных знаний и умение применять их в новой ситуации, способность достигать значимых результатов в информационной деятельности.
Анализ изученных материалов позволяет отметить, что одной из ключевых проблем, стоящих перед высшим образованием, считается подготовка выпускника к профессиональной деятельности в информационном обществе. Решение этой проблемы связано с формированием информационной компетентности у студентов гуманитарного профиля педагогического вуза и школьных педагогов (и, параллельно, с информационно-технологической переподготовкой педагогов высшей школы).
В среде педагогических проблем формирования информационной компетентности обучающихся (исследователь Т. А. Гудкова), отмечает как одну из основных затруднений, невысокий уровень информационной компетентности в незначительной части самих педагогов [1, с. 65]. Это приводит к резонирующему эффекту и вызывает острую необходимость не только скорейшего повышения информационной компетентности педагогического корпуса, но и интенсивной разработки научно-методического обеспечения и средств поддержки развивающейся информационной компетентности учителей и преподавателей вуза. Дополнительным фактором, требующим ускорения этого процесса является то, что в современной школе и вузе мы встречаемся с разными уровнями базовой информационной культуры обучающихся.
Система Интернет и многочисленные компьютерные образовательные курсы, библиотеки и базы данных составляют более чем серьезную конкуренцию педагогам, придерживающимся традиционных докомпьютерных средств и методов обучения. Таким образом, проблема формирования и развития информационной компетентности современного педагога, обучение его навыкам работы с вычислительной техникой, современными коммуникационными и информационными технологиями становится весьма актуальной на сегодняшний день.
Стартовая ситуация в вузовской подготовке будущего педагога характеризуется тем, что контингент уже первого курса обладает какой-то, но весьма различной подготовкой в работе с компьютером.
Однако при этом как отмечают исследователи (например О. А. Степенцева) при наличии навыков работы с компьютером и общем представлением работы с информационными технологиями обучающиеся в большинстве случаев не имеют фундаментальной подготовки в структуре информации, методах ее организации и распространения. В результате при необходимости использования учащимся разнообразных ресурсов интернета, им приходится затрачивать много времени на поиск и систематизацию необходимой информации. Особое значение при этом имеют такие факторы как неумение квалифицированно сформулировать запрос и найти оптимальный путь к востребованной информации. А также неумение оценивать полноту поиска и достоверность полученной информации. Дополнительным осложнением является те факты, что нередко представленные в электронных ресурсах документы плохо структурированы (без учета принятой классификации), а сами обучающиеся без специального обучения основам информационной культуры не умеют их эффективно структурировать [5, с. 73].
Оптимальным решением подобной проблемы является создание готовых обучающих виртуальных сред, применяемых в той или иной мере всеми современными образовательными учреждениями.
Основной целью подготовки студентов педагогических вузов, по мнению Д. В. Шишканова, должно являться развитие информационной компетентности будущих учителей-предметников и подготовка их к практическому применению современных технических и аудиовизуальных средств обучения в учебном процессе [2].
Ю. В. Нейверт отмечает, что информационная компетентность становится неотъемлемой частью образовательного процесса высшей педагогической школы только тогда, когда различные учебные дисциплины в структуре учебного плана предъявляют к обучающемуся требования к работе с информационными ресурсами [2].
Проведенный анализ литературы по проблеме показал, что большинство исследователей сходится во мнении о том, что информационная компетентность это многоуровневая категория.
Общим для исследователей является иерархический подход к выделению уровней информационной компетентности, при котором каждый последующий уровень включает особенности предыдущего и имеет собственные черты, отличающие его. Одновременно отмечается, что при продвижении от низших уровней к высшим формируются не только более развитая информационная компетентность, но и новое мышление обучающегося как результат его развития в мире информационной культуры. Основная линия диагностики индивидуально достигнутого уровня информационной культуры связана с оценкой достигнутого обучающимся соответствия структуры содержания ЗУНов определенному уровню развития [3, с. 7].
Обобщая результаты разработок уровней ИК можно отметить следующее:
На первом уровне — уровне компьютерной грамотности — формируются базовые понятия и операции, которые человек должен держать в памяти для выполнения необходимых действий при работе с компьютером и использованием программных продуктов.
На втором уровне — уровне компьютерной образованности — закрепляются типовые алгоритмы действий и умение следовать типовым алгоритмам и выполнять соответствующие действия в новых программных продуктах, которые до этого не были изучены.
Третий уровень — уровень информационной компетентности — предполагает выход за рамки общего для всех образовательного стандарта и ориентирует на самостоятельную деятельность не по известным алгоритмам, а с опорой на интуицию, догадку, более высокую ступень абстрактного мышления.
Процесс формирования информационной компетентности будущего бакалавра предусматривает следующие условия в учебной работе преподавателя вуза:
− отбор (на каждом этапе подготовки) содержания, сочетание форм и методов обучения, направленных на реализацию целевых установок и достижение заданного уровня сформированности информационно-технологической составляющей;
− направленность подготовки на формирование интеллектуальных инструментальных средств познания и организации информационных процессов с целью принятия профессиональных решений;
− адекватность учебно-информационной среды профессиональной среде по основным параметрам (профессионально значимые средства, профессионально значимые ресурсы).
Для формирования информационной компетентности будущих учителей должны соблюдаться следующие условия:
- Соответствие содержания учебных планов и программ тенденциям развития информационных технологий в конкретных областях.
- Внедрение новых информационных технологий в высшее образование.
- Формирование у студентов профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники и способности применения новых информационных технологий по профилю их деятельности.
- Высокий уровень профессиональной подготовки преподавателей-специалистов в области информационных и компьютерных технологий.
- Наличие современной технической (компьютерной) базы.
- Информационная подготовка будущих специалистов должна носить непрерывный характер. Формирование информационной компетентности должно осуществляться на всех ступенях высшего образования и по всем направлениям изучаемых курсов.
Анализ исследований посвященных формированию информационной компетентности будущих педагогов показывает, что разработчики этой проблематики выделяют следующие условия:
1) Организационно-управленческие: достигнутый уровень внедрения информационных технологий в практику работы вуза и приведение содержания учебных планов и программ в соответствие с достигнутым уровнем возможностей использования информационных технологий;
2) Организационно-методические: достижение высокого уровня профессиональной подготовки преподавателей в области информационных технологий;
3) мотивационный: система стимулирования студентов во владении информационной компетентностью;
4) поэтапность и непрерывность формирования информационной компетентности по всем изучаемым дисциплинам учебного плана на всех курсах обучения;
5) материально техническое: наличие современной компьютерной базы в вузе и доступа к ней студентов.
Подводя итоги, отметим, что для моделирования процесса формирования информационной компетентности будущих педагогов принципиально значим компетентностный подход в образовании и обозначение аспектов его реализации в высшей школе:
1) Современные исследователи единодушны в принципиальной необходимости компетентностного подхода в формировании информационной компетентности.
2) Зарубежный и отечественный опыт формирования информационной компетентности обучающихся доказывает необходимость создания в образовательном учреждении информационно-образовательной среды, как программно-технической так и программно-организационной.
3) Процесс формирования информационной компетентности должен быть поэтапным и непрерывным.
4) Диагностическое сопровождения процесса формирования информационной компетентности осуществляемое разнообразными средствами диагностики (от систематических наблюдений до компьютерного тестирования и анализа качества выполняемого задания) и ориентированной на критерии и индикаторы достижения каждым обучающимся уровня информационной компетентности.
Литература:
- Гудкова Т. А. Формирование информационной компетентности будущего учителя информатики в процессе обучения в вузе: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Гудкова Татьяна Александровна. — Чита, 2007. — 249 с.
- Нейверт Ю. В. Самостоятельная работа в компьютерном классе как фактор повышения информационной компетентности будущих учителей географии [Электронный ресурс] / Ю. В. Нейверт // Режим доступа: http://do. kspu.ru/uploads/1102675497/neivert.doc.
- Плотоненко Ю. А. Личностно-ориентированный подход в формировании информационной компетентности студентов вуза: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Плотоненко Юрий Анатольевич. — Тюмень, 2009.
- Харченко Г. И. Компьютерные программы учебного назначения как средство активизации учебной деятельности студентов вуза: на примере психолого-педагогических дисциплин: дис. док. пед. наук: 13.00.08 / Харченко Галина Ивановна. — Ставрополь, 2015.
- Царёва М. И. К вопросу о формировании информационной компетентности студентов гуманитарных специальностей педагогического вуза / М. И. Царёва // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. Курск. — 2012. — № 10. — С. 71–76.