Формирование ИКТ-компетентности у педагогов ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Очирова, О. Д. Формирование ИКТ-компетентности у педагогов ДОУ / О. Д. Очирова, Л. А. Шаманова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3656/ (дата обращения: 16.11.2024).

Автором актуализируется такая проблема современного времени, как подготовка педагогов дошкольного образования к использованию в работе информационно-коммуникационных технологий. В статье раскрываются понятия «ИКТ», «ИКТ-компетентность». Уточнены возможности использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Сформулированы психолого-педагогические условия формирования у педагогов ИКТ-компетентности. Описывается система консультативной методической поддержки педагогов ДОУ в области повышения ИКТ-компетентности.


Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка.

В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые способствуют обеспечению доступности, вариативности обучения, повышению активности и мобильности дошкольников.

В педагогической науке существует много различных подходов к определению термина «информационно-коммуникационные технологии». Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. Л. М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологииэто совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта) [5].

Введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предполагают совершенно новое проектирование образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения с использованием новых технологий. Современная образовательная парадигма, строящаяся на информационно-коммуникационных средствах обучения, берет за основу не передачу детям готовых знаний, умений и навыков, а привитие ребенку умений самостоятельной деятельности. При этом работа детей во время непосредственной образовательной деятельности носит характер общения с педагогом, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

Одно из главных условий использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ — с детьми должны работать педагоги, хорошо знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в дошкольных учреждениях, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, педагоги должны хорошо знать возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности маленьких детей и особенности диагностики образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Приобщение дошкольников к ИКТ может идти разными путями, но при этом важным является целенаправленное развитие информационной культуры детей, умеющих добывать знания и использовать их в своей повседневной жизни.

В связи с этим необходимым условием внедрения ИКТ в систему дошкольного образования является формирование у педагогов ДОУ как профессиональной информационной культуры, так и общей информационной культуры.

Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать у него основы информационной культуры.

Как отмечает Горвиц Ю. М., человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности [1, с. 26].

ИКТ-компетентность педагога понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере» [3, c.33].

Повышение ИКТ-компетентности педагога позволяет интенсифицировать и облегчить его труд, появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно-методической деятельности [3, с.48].

Для педагогов информационно-коммуникационные технологии обладают следующими возможностями по использованию их в учебно-воспитательном процессе:

  1. Стимулирование интереса к учебной деятельности у детей.

  2. Постоянное повышение профессионального уровня педагогов.

  3. Восприятие и творческое воплощение уже существующих нестандартных подходов в образовании.

  4. Увеличение выбора средств, форм и темпа изучения тем.

  5. Использование бесплатных образовательных ресурсов и эвристических программ информационно-образовательного пространства [2, с.126].

На сегодня ИКТ в дошкольном образовании используют немногие педагоги дошкольных учреждений, прошедшие специальную подготовку. Эта проблема активно решается на всех уровнях образования.

В настоящее время введены новые нормативно-правовые документы по аттестации педагогических работников, которые призваны реализовать следующие направления:

  • раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения и образования;

  • сформировать компетентности в области использования возможностей современных средств ИКТ в образовательной деятельности;

  • обучить слушателей курса использованию и применению средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;

  • ознакомить с современными приемами методами использования средств ИКТ при проведении разных видов детской деятельности, реализуемых в ДОУ [5].

Следовательно, профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики. Она непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает готовность и способность выполнения различных профессиональных задач.

Квалификационные категории предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником [4, с.32].

Каждый педагогический работник для подтверждения или повышения своей профессиональной квалификации должен уметь пользоваться современными техническими средствами.

На базе МБДОУ «Центр развития ребенка» детский сад № 28 было проведено анкетирование педагогов, которое выявило педагогов, не владеющих навыками работы на компьютере. Из 25 педагогов не владеют компьютером 16. Остальные 9 являются пассивными пользователями. В силу объективных причин (затраты на проезд, проживание, оплата за обучение и т. д.) администрацией ДОУ была поставлена цель: создать условия для повышения ИКТ–компетентности педагогов внутри дошкольного учреждения.

Были обозначены основные психолого-педагогические условия решения данной проблемы:

  1. Система работы по формированию ИКТ-компетентности у педагогов должна быть направлена на приобретение нового средства профессиональной деятельности, т. е. на освоение значимых для педагогической деятельности средств, техник, методов и технологий.

  2. Педагогам должны быть предоставлены возможности повышения уровня мастерства и профессиональной компетентности.

  3. Стимулировать повышение мотивации педагогов к самопознанию, наращиванию своего личностного, общекультурного, профессионального потенциала.

  4. Обучение педагогов должно проходить на основе активной деятельности и дифференцированного подхода (стажа работы, базового образования, возраста и т. д.).

  5. Создание ситуации психологической удовлетворенности педагогов от использования ИКТ в педагогической деятельности и за счет реальной потребности воспитанников в данных средствах.

Образовательная деятельность с использованием ИКТ позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, показ слайдов, музыка и т. п.), стимулирует непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации объектов и явлений в динамике. Владение педагогами ИКТ позволяет увеличивать поток информации по содержанию и методам работы с детьми в непосредственной образовательной деятельности, а также уменьшает затраты времени для подготовки к ней.

Педагогам следует помнить, что важнейший компонент дошкольного образования — деятельность занимающихся. Разные виды непосредственной образовательной деятельности могут дополнять друг друга, причем на всех этапах развития ребенка они должны изменяться. Так, в возрасте пяти лет основой такого воспитания должен стать обучающий характер игровой деятельности при использовании ИКТ. Любознательные, эмоциональные дошкольники могут почерпнуть знания в процессе игры на компьютере. Дети запоминают и воспроизводят лишь то, что связано с их интересами, поэтому такая деятельность должна быть конкретной, краткой и понятной. Освоение информации должно основываться на опыте ребенка.

В детском саду разработана система консультативной методической поддержки педагогов в области повышения ИКТ — компетентности. Перечислим некоторые из них:

  • информационный стенд «Помоги мне сделать это самому». На этом стенде размещена самая актуальная информация, ответы на вопросы педагогов по освоению новых технологий, в т. ч. сети Интернет;

  • круглые столы, на собраниях этого типа обсуждаются возможности новых ИКТ, а также демонстрация одним-двумя педагогами работы на компьютере с пошаговым разбором, затем дополнительная информация размещается на информационном стенде «Помоги мне сделать это самому»;

  • краткосрочный проект «Шаг в новый век», суть которого заключается в ознакомлении педагогов, набравших наиболее низкий балл по результатам тестирования, с возможностями современных технических средств, возможностью элементарных операций с ними.

Система работы по формированию ИКТ-компетентности у педагогов, проводимая в ДОУ № 28, продемонстрировала положительные результаты. Воспитатели научились создавать текстовые и графические документы, эффективно использовать средства ИКТ учебно-воспитательном процессе. Педагоги постоянно обмениваются опытом работы по использованию современных технических средств в работе с коллегами из других ДОУ.

Информационно–коммуникационные технологии как феномен современного образования позволяют современному педагогу модернизировать учебно-воспитательный процесс и обладают качественным преимуществом воспитателя перед коллегами, действующими только в рамках традиционных технологий.

Таким образом, формирование ИКТ-компетентности у педагогов ДОУ помогает чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению — перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.


Литература:

  1. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 328 с.

  2. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.

  3. Инновации и современные технологии в системе образования: материалы II международной научно-практической конференции 20–21 февраля 2012 года. — Пенза — Ереван — Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. — 388 с.

  4. Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории Забайкальского края / Л. А. Скиданова, М. Л. Шаталова и др. — Чита: ЗабКИПКРО, 2011. — 64 с.

  5. Словарь педагогического обихода / Под ред. проф. Л. М. Лузиной. — Псков: ПГПИ, 2003. — 71 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, ИКТ, педагог, учебно-воспитательный процесс, непосредственная образовательная деятельность, образовательная деятельность, формирование ИКТ-компетентности, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, консультативная методическая поддержка.

Похожие статьи

Формирование ИКТ-компетенций на уроках информатики

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности

Формирование основ экономической компетентности у учащихся профессиональных колледжей

Влияние образовательной среды на сохранение профессионального здоровья педагога в ДОУ

Актуальность развития временной компетентности личности у студентов педагогического вуза

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Формирование у старших дошкольников знаний по пожарной безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ

Формирование способов усвоения общественного опыта у дошкольников с ОВЗ

Похожие статьи

Формирование ИКТ-компетенций на уроках информатики

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности

Формирование основ экономической компетентности у учащихся профессиональных колледжей

Влияние образовательной среды на сохранение профессионального здоровья педагога в ДОУ

Актуальность развития временной компетентности личности у студентов педагогического вуза

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Формирование у старших дошкольников знаний по пожарной безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ

Формирование способов усвоения общественного опыта у дошкольников с ОВЗ